Татьяна Скрягина
Конспект образовательной ситуации с дошкольниками «Зима. Расскажем Львёнку о зиме»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область : «Речевое развитие», «Познавательное развитие»
Возрастная группа: старшая группа (5-6 лет)
Тема: Зима. «Расскажем Львёнку о зиме».
Основные цели: Учить рассказывать о зиме, используя приемы мнемотехники, с опорой на схемы-символы. Продолжать формировать представления о зимних изменениях в природе. Закреплять представления о снеге и его свойствах.
Публикация «Конспект образовательной ситуации с дошкольниками „Зима, Расскажем Львёнку о зиме“» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лев, львенок. Все о львах для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2019
Дидактические материалы: видеопрезентация со слайдами к занятию, карточки-символы с изображением признаков зимы, карточки-символы для игры «Тихо – громко», набор картинок-символов с возможностью выбора на каждого ребенка для мнемотаблиц о снеге.
Оборудование: ноутбук, телевизор, мяч, магнитная доска.
Краткая аннотация к работе: Данное занятие разработано в технологии «Ситуация» и предназначено для педагогов дошкольных организаций по обучению детей рассказыванию с помощью мнемотехники.
Ход образовательной ситуации:
1. Введение в ситуацию
Дидактические задачи:
• Мотивировать детей на включение в игровую деятельность.
Воспитатель собирает детей около себя.
- Ребята, сегодня к нам придет необычный гость, а вот кто он, вы узнаете, если отгадаете загадку:
Сильный смелый и смешной. Он веселый и не злой,
У него большая грива, любит песни петь красиво.
(На экране появляется Львёнок).
Слайд 2. Львенок: «Здравствуйте ребята! Я по телевизору увидел, что у вас сейчас нет травы, цветов, а всё вокруг белое и под ногами что-то хрустит. И я испугался. Я ведь не знаю, что это такое. И мои друзья ничего об этом не слышали. Что же у вас произошло?»
Воспитатель: Чего же так испугался Львенок?
Выслушиваются ответы детей.
- А почему, как вы думаете?
Воспитатель:
- Хотите помочь Львенку?
- Сможете?
2. Актуализация
Дидактические задачи:
• Актуализировать представления о зимних изменениях в природе и в жизни человека.
• Формировать умение анализировать, делать простейшие выводы, высказываться из личного опыта.
Слайд 3. Зимний пейзаж.
1. Чтение стихотворений о зиме.
Дидактические задачи:
• Учить подбирать синонимы, образные слова и выражения о зиме.
• Развивать память, интонационную выразительность речи.
Воспитатель предлагает детям вспомнить, как русские поэты рассказывают о зиме в своих стихотворениях. Дети читают выученные ранее отрывки из стихотворений. Например, «Снежок» Н. Некрасова, «Зима-портниха» А. Островского.
Воспитатель:
- Как авторы называют зиму в своих стихотворениях?
- Какими еще красивыми словами поэты называют зиму в своих произведениях? (Красавица, волшебница, художница, проказница).
Слайд 4. Львенок: Как интересно! А у нас в Африке такого не бывает.
2. Игра «Хорошо – плохо».
Дидактические задачи:
• Учить детей выделять в предметах и явлениях положительные и отрицательные стороны.
Слайд 5. Львенок: «А зима – это хорошо или плохо?»
Слайд 6. Зимний пейзаж.
Воспитатель:
- Что хорошего в зиме?
- Но в зиме есть и плохое. Что плохого в зиме?
Выслушиваются ответы детей.
- А что еще можно делать зимой? Расскажем об этом Львенку с помощью пальчиков:
Пальчиковая гимнастика «Зимой» :
1, 2, 3, 4, 5, Мы во двор пошли гулять.
Бабу снежную лепили,
Птичек крошками кормили,
С горки мы потом катались,
А еще в снегу валялись.
Все в снегу домой пришли,
Съели суп и спать легли.
Воспитатель: Молодцы, вы уже много рассказали Львенку о зиме. А чтобы он лучше запомнил, чем зима отличается от лета, давайте поиграем с Львенком. Ты, Лёва, называй, что бывает летом, а ребята будут тебе говорить, что бывает зимой.
3. Игра «Скажи наоборот».
Дидактические задачи:
• Упражнять в различении и подборе слов, противоположных по смыслу, через сравнение сезонов зимы и лета.
Слайды 7 – 12. Львенок называет признаки лета, а дети – зимы.
Летом жарко – а зимой холодно,
Летом день длинный – а зимой короткий,
Летом земля покрыта травой и цветами – а зимой снегом,
Летом идет дождь – а зимой снег,
Летом на деревьях много зеленой листвы – а зимой деревья стоят голые
Летом заяц серый – а зимой белый.
3. Затруднение в ситуации
Дидактические задачи:
• Создать мотивационную ситуацию для поиска способов письменного изложения рассказа без букв и слов.
• Формировать опыт фиксации затруднения под руководством воспитателя и понимания его причины.
Слайд 13. Зимний пейзаж.
Воспитатель:
- Ну что ж, мы вспомнили с вами о зиме, давайте напишем Львенку письмо с вашими рассказами о зиме, чтобы он не забыл, что это такое. Пишите.
Дети в затруднении.
- Получилось?
- Почему не смогли? ( Дети: Мы ещё не умеем писать и читать).
- Что же надо делать, если вы чего-то не знаете?
4. «Открытие» нового знания (способа действия)
Дидактические задачи:
• Формировать опыт самостоятельного открытия и эмоционального переживания радости открытия.
• Формировать умения детей использовать картинки-символы для составления рассказов.
Дети приходят к выводу, что если не умеешь читать и писать, то можно нарисовать письмо с помощью картинок-символов.
Воспитатель предлагает детям придумать картинки-символы о различных явлениях и признаках зимы.
Дети рассказывают о зиме, используя карточки-символы мнемотехники:
Зимой день короткий, а ночь длинная.
Зимой вся земля покрыта снегом.
Реки и лужи покрыты льдом.
Солнце светит редко и мало и не греет.
Небо покрыто тучами.
Дует холодный ветер.
На улице очень холодно, сильный мороз.
Деревья стоят без листьев.
Только на елочках и соснах зеленые иголки.
Перелетные птицы улетели в теплые края.
Животные спрятались от холода.
Люди надели шубы, шапки, теплую одежду и обувь.
Дети катаются на коньках, лыжах и санках.
Воспитатель:
- Можно такое письмо отправить? Как вас поймет Львенок? С помощью чего вы передали информацию?
5. Включение нового знания (способа действия) в систему знаний и умений ребенка
1).Игра «Вьюга».
Дидактические задачи:
• Развивать речевое дыхание, речевой слух, способность повышать и понижать громкость голоса.
• Закреплять правильное произношение звуков.
• Создать условия для применения нового знания совместно с освоенным ранее.
Слайд 14. Изображение вьюги, метели.
Воспитатель: Ребята, вы забыли рассказать Львенку, как называется снежная буря, когда дует сильный ветер со снегом?
Давайте представим, что в лесу началась вьюга.
Закружила старая, седая вьюга снег воет: «У-у-у-у». (С усилением звука).
Застонал лес от вьюги: «М-м-м-м». (Тихо, высоким голосом).
Тяжело стонут дубы: «М-м-м-м». (Громко, низким голосом).
Стонут березы: «М-м-м-м». (Тихо, высоким голосом).
Шумят ели: «Ш-ш-ш-ш».
Стихает вьюга: «С-с-с-с».
Воспитатель использует карточки-символы для изображения вьюги с различной силой голоса.
Слайд 15. Зимние игры детей.
Дидактические задачи:
• Организовать активный отдых детей, развивать внимание.
Воспитатель: Вот сколько снега вьюга намела. Кого можно слепить из снега? Давайте покажем Львенку, как это делается.
Физминутка «Снеговик».
Давай, дружок, смелей, дружок, Идут по кругу, изображая, что катят перед собой
Кати по снегу свой снежок. снежный ком.
Он превратится в толстый ком, «Рисуют» обеими руками большой круг
И станет ком снеговиком. «Рисуют» снеговика из трех комков
Его улыбка так светла! Широко улыбаются
Два глаза, шляпа, нос, метла Показывают глаза, прикрывают голову ладошкой,
Дотрагиваются до носа, встают прямо, как бы
держа воображаемую метлу.
2).Составление мнемотаблиц к рассказам о снеге.
Дидактические задачи:
• Формировать умение использовать полученные новые знания в игре – находить нужные картинки-символы среди множества предложенных воспитателем.
• Развивать внимание, наблюдательность, логическое мышление, умение устанавливать причинно-следственные связи.
Слайд 16. Львенок: Про зиму мне всё понятно. А вот откуда взялся снег и что это такое?
Воспитатель:
- Давайте поможем Львенку и в этом разобраться. А рассказ запишем с помощью картинок-символов.
Дети по вопросам воспитателя составляют рассказ о снеге и записывают его на своих мнемотаблицах с помощью схематических картинок и символов, выбранных самостоятельно.
Воспитатель:
- Снег, он какой?
- Из чего состоит снег?
- Что умеют делать снежинки?
- Где можно увидеть снег?
- Откуда берется снег?
- Что будет со снегом в будущем, весной?
- Как доказать, что снег это вода?
Слайд 17. Львенок: Ух ты, как здорово. Теперь я понял, что такое белое я увидел по телевизору. А почему снег скрипит? (Ответы детей).
Слайд 18. Воспитатель предлагает послушать, как скрипит снег.
3).Игра «Снежные слова».
Дидактические задачи:
• Формировать умение подбирать родственные слова к слову снег.
Слайд 19. Зимний пейзаж.
Воспитатель: Молодцы, а теперь давайте поучим Лёву играть в «Снежные слова». Вставайте в круг. Я буду задавать вопрос, а вы отвечайте и кидайте мне мяч обратно.
- Одна снежинка, а много? (Снежинок).
- Снег, а ласково? (Снежок).
- Мальчик из снега? (Снеговик).
- Ком из снега? (Снежок).
- Девочка из снега? (Снегурочка).
- Цветок, растущий из-под снега? (Подснежник).
- Целая куча снега на земле? (Сугроб).
- Когда падает много снега? (Снегопад).
6. Осмысление
Дидактические задачи:
• Восстановить в памяти детей то, что делали и создать ситуацию успеха.
• Обратить внимание на фиксирование детьми достижения цели их деятельности.
Дети собираются около воспитателя.
Воспитатель:
- Чем вы сегодня занимались?
- Что вам понравилось больше всего?
- Как вы смогли помочь Львенку и написать ему письмо?
- Посмотрите, ребята, кажется, Львенок хочет нам еще что-то сказать, давайте посмотрим на экран.
Слайд 20. На экране появляется Львенок, благодарит детей за помощь.
Львенок: Ребята, вы такие молодцы, помогли мне узнать всё о зиме и о снеге. И даже написали мне письмо, чтобы я ничего не забыл. Побегу, расскажу обо всем своим друзьям. А к вам в гости приеду летом. Спасибо вам и до скорой встречи!
Воспитатель: Ребята, я вас тоже хочу сегодня похвалить (индивидуальная похвала детей). Вы так интересно рассказали Лёве о зимней погоде, прочитали ему красивые стихи о зиме, объяснили Львенку, что такое снег и откуда он берется, а самое главное – научились писать письма и рассказы с помощью картинок-символов.
Комментарии к сценарию (использованная литература, место данной темы в образовательной программе и др.).
Образовательная ситуация проведена в рамках лексической темы «Зима». В последующем можно предложить родителям дома составить и записать с детьми стихи о зиме с помощью мнемотаблиц, а затем сделать книгу стихов о зиме в таблицах-схемах.
В разработке занятия использовались наглядно-игровые модели для развития и коррекции речи Л. А. Лукьяновой, Т. В. Пятница. Презентация к занятию авторская, составлена с использованием картинок интернет-сайтов.
В последующей работе для создания мнемотаблиц к рассказам и стихотворениям можно предложить детям выбирать не готовые картинки-символы, а придумывать и рисовать свои.