Татьяна Скрягина
Образовательная ситуация с дошкольниками «Экскурсия на фабрику елочных игрушек»
Образовательная область : Художественно-эстетическое развитие
Возрастная группа: средняя группа
Тема: «Экскурсия на фабрику елочных игрушек».
Основные цели:
1. Научить новому способу получения изображения – граттажу (способ выполнения рисунка путём процарапывания острым предметом.)
2. Фиксация затруднения
Публикация «Образовательная ситуация с дошкольниками „Экскурсия на фабрику елочных игрушек“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Экскурсии в детском саду. Конспекты экскурсий для дошкольников, фотоотчеты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2020
3. Формировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя на основе рефлексивного метода, закрепить способ действий «спросить у того, кто знает»
4. Формировать у детей представление о елочных игрушках их разнообразии, о том, как они изготавливаются»
5. Закрепить знания геометрических фигур, цвета, счет до 5.
6. Развивать мелкую моторику рук.
7. Формировать умение получать чёткий контур изображаемых объектов, прилагая усилия в нажимании на изобразительный инструмент (заострённая деревянная палочка.)
Дидактические материалы: 1/2 альбомного листа в виде елочной игрушки для граттажа, шпажка.
Предварительная работа: подготовка «шаров» для граттажа,
Краткая аннотация к работе: "Граттаж" (от французского gratter - скрести, царапать) - это способ процарапывания заострённым предметом грунтованного листа. Многим он известен, как "Цап-царапки". Детям очень нравится это смешное название, и они легко запоминают эту технику. Уверяю Вас: "Попробовав технику "Граттаж" один раз, Вам захочется вернуться к ней снова и снова".
Ход образовательной ситуации:
1. Введение в ситуацию
Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в игровую деятельность.
Воспитатель собирает детей около себя.
- Какой ваш любимый праздник?
- А скоро какой праздник?
- А чем нравится праздник Новый год? (Ёлку наряжаем)
- А чем елку украшают? (Ёлочными игрушками, шариками, гирляндами)
- А где делают елочные игрушки? (на фабрике ёлочных игрушек)
- Работники фабрики просят вас помочь расписать елочные шары.
- Хотите? сможете? (Да.)
2. Актуализация
Игра «Билеты в автобус».
Дидактические задачи:
1) актуализировать представления о круге, квадрате, треугольнике, овале, умение их распознавать среди геометрических фигур.
2) Закрепить счетные умения, умения соотносить цифру с количеством.
3) Тренировать мыслительные операции анализа и сравнения, развивать внимание, память речь.
Воспитатель:
- А на чём поедем? (Машина, автобус)
- На автобусе.
А что надо, чтобы поехать на автобусе? (Купить билеты)
Воспитатель продает билеты детям. (Билеты – геометрические фигуры: круги, квадраты, овалы, треугольники, разного цвета).
- Вам нужно занять место, на котором записана цифра, показывающая количество фигур на билете, и соответствующая им по цвету. Воспитатель проверяет, правильно ли сели дети.
- Внимание! Все заняли свои места. Отправляемся.
Имитация поездки на автобусе. ( Звучит музыка: Железнова-автобус.)
Воспитатель:
-Вот мы с вами приехали на станцию фабрики игрушек. Первый цех – как делают игрушки. Но в цеху очень жарко, мы с вами посмотрим на изготовление елочных игрушек через экран.
Дети смотрят видеофрагмент фильма «Изготовление елочной игрушки»
- А сейчас мы пройдем с вами в цех готовой продукции. (На столе лежат разные елочные игрушки, дети с воспитателем рассматривают их, уточняют как раскрашены шары.)
3. Затруднение в ситуации
Игра: «Елочная игрушка» (начало)
Дидактические задачи:
1) создать мотивационную ситуацию для ознакомления детей с новым способом рисования - граттаж;
2) сформировать под руководством воспитателя опыт фиксации затруднения и понимания его причины;
3) тренировать мыслительные операции анализа, развивать логическое мышление, речь.
- Работники фабрики приготовили елочные шары и просят вас расписать их. Давайте перейдем в цех по росписи игрушек.
- Присаживайтесь за рабочие места (Дети садятся за столы). На столах лежат елочные игрушки (шары, но нет никаких изобразительных материалов. У детей возникает затруднение.
Воспитатель спрашивает у детей:
- Смогли вы нарисовать?
- А почему не смогли? (Потому что не знаем, чем рисовать.)
4. «Открытие» нового знания (способа действия)
Игра: «Елочная игрушка» (продолжение)
Дидактические задачи:
1)сформировать представление о новом способе рисования - граттаж;
2)сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя (на основе рефлексивного метода);
- А если вы чего-то не знаете, но очень хотите узнать, что нужно сделать? (нужно спросить у того, кто знает.) Воспитатель побуждает детей к тому, чтобы они спросили у неё, чем рисовать)
- Дети задают вопрос воспитателю. (Елена Юрьевна, а чем нам расписать елочные игрушки) - Воспитатель говорит, что имеются небольшие деревянные палочки. Вот они нам и помогут.
- Рисовать сегодня будем необычным способом. Называется этот способ – граттаж, что означает – скрести, царапать. Вот и вы сегодня, используя только деревянные палочки, будете процарапывать свой рисунок.
- Сначала нарисуем полосочку. Для этого надо проскребсти палочкой, вот так (показ)
Детям даётся установка, что иногда требуется с усилием нажимать на палочку, чтобы было видно изображение. (Дети рисуют)
5. Включение нового знания (способа действия) в систему знаний и умений ребенка
Игра «Елочная игрушка» (продолжение).
Дидактические задачи:
1) совершенствовать навыки детей в применении основных приё мов рисования:
2) развивать фантазию, воображение, творческие способности;
3) способствовать развитию эстетического вкуса; учить получать радость от сделанного своими руками.
Воспитатель предлагает разукрасить игрушки по желанию детей.
Проводится самостоятельная деятельность детей. Если у ребёнка возникает затруднение, воспитатель оказывает индивидуальную помощь.
- Какие красивые елочные игрушки у вас получились. Работники фабрики вас благодарят, а нам пора отправляться в детский сад. Автобус уже нас ждет.
6. Осмысление
Дидактические задачи: восстановить в памяти детей то, что они делали на занятии, и создать ситуацию успеха.
Воспитатель собирает вокруг себя детей.
- Где вы сегодня побывали? Что делали?
- Что больше всего понравилось?
- Какое знания вам в этом помогло? (Мы познакомились с новым способом изображения – процарапыванием по листу острым предметом.)-граттаж
- Вы умнички!
Комментарии к сценарию (использованная литература, место данной темы в образовательной программе и др
И. А. Лыкова Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа (образовательная область «Художественное творчество») : учебно - методическое пособие М. : ИД «Цветной мир»,- 144с.,
Занятие разработано в соответствии с требованиями образовательной программы «Мир открытий»