Татьяна Скрягина
Конспект образовательной ситуации по ФЭМП с дошкольниками старшей группы «Спасение принцессы»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область : познавательное развитие (ФЭМП).
Возрастная группа : старшая группа.
Тип ситуации : открытие нового знания.
Тема: «Спасение принцессы»
Основные цели: сформировать представления о числовом ряде, закрепить умение считать до 10, закрепить представление об изученных геометрических фигурах и пространственных отношениях.
Дидактические материалы:
Публикация «Конспект образовательной ситуации по ФЭМП с дошкольниками старшей группы „Спасение принцессы“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2019
Демонстрационный: карточки с домиками, внутри которых нарисованы точки (образец выполнения задания), карточки с цифрами от 1 до 10, картонный замок, куклы принц и принцесса, колдунья, иллюстрации с изображениями героев различных сказок.
Раздаточный: карточки с изображенными на них домиками, карточки с точками от 1 до 10, карточки с цифрами от 1 до 10,карточки с изображениями различных геометрических фигур.
Предварительная работа:
1. Чтение книги- сборник «Самые лучшие сказки о принцессах».
2. Дидактические игры на упражнение в различении геометрических фигур: «Подбери фигуру», «Назови свой автобус», «Назови и сосчитай», «Собери фигуру», «Почему овал не катится», «Палочки в ряд», «Почини ковер».
Дидактические игры на упражнении в счете: «Угадай», «Сосчитай до», «Хватит ли?», «В магазине игрушек», «Сделай столько же движений».
Дидактические игры на упражнение в овладении пространственными представлениями
(слева, справа, вверху, внизу) : «Расскажи про свой узор», «Встань на место», «Вчера, сегодня, завтра», «Где фигура?», «Дни недели», «Части суток», «День и ночь».
3. Физкультминутка: пальчиковые упражнения – «Замок, много сказок есть на свете».
4. Игры «ТРИЗ» - «Да-нетка».
Краткая аннотация к работе:
в рамках данной образовательной ситуации, дети получают представление о числовом ряде; закрепляют умение считать до 10, закрепляют умение соотносить цифры с количеством предметов; тренируются в совершении различных мыслительных операций, закрепляют геометрические формы; пространственные отношения.
В ходе организованной образовательной ситуации дети решают возникшие проблемы и преодолевают затруднения по спасению куклы-принцессы через игровые задания от «колдуньи».
Логическая основа образовательной ситуации :
1. Новое знание- представление о числовом ряде.
2. Индивидуальное затруднение ребенка состоит в том, что он не может достичь желаемого результата- помочь принцу спасти принцессу, победить колдунью.
3. «Детская цель- («детская цель на этапе введения в игровую ситуацию»)- помочь принцу спаси принцессу.
4. Новое знание- цель деятельности детей (на этапе ОНЗ, научиться выкладывать числовой ряд.
Способ преодоления затруднение- «спросить у того, кто знает» : «попробуй, догадайся сам», «спросить у друга», «посмотреть, как делает другой».
Основные образовательные задачи :
1. Сформировать представление о числовом ряде,закрепить умение считать до 10, соотносить цифры от 1 до 10, с количеством, сформировать опыт обратного счета от 7 до 1;
2. Закрепить представление об изученных геометрических фигурах и пространственных отношениях, умение выделять, называть и сравнивать свойства предметов, ориентироваться в пространстве;
3. Активизировать совместную деятельность по реализации детской цели, сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения через умение выбора способов преодоления затруднения под руководством воспитателя;
4. Содействовать
-развитию мыслительных операций: анализ, синтез, сравнение, обобщение и аналогию;
-развитию внимания, памяти, речи, логического мышления, фантазии, воображения, творческих способностей;
-формированию опыта самоконтроля и самооценки;
-развитию и расширению коммуникации в парах и группах;
-активизации словаря детей: обогащение числительными, умение согласовывать числительные с существительными.
Здоровьесберегающие задачи:
1. Расширять и закреплять в совместной деятельности возможность выбора и использования детьми социально одобряемых средств и способов взаимодействия с окружающими, направленных на оздоровление (умение адекватно выражать свои эмоции, переживания, быть терпеливыми, ответственными, чуткими по отношению к другим).
2. Воспитывать стремления к позитивному самоутверждению и личностному росту через добрые поступки в повседневной жизни.
3. Продолжать воспитывать гуманность и способность к взаимопринятию.
4. Способствовать оптимизации двигательной активности детей, создавать условия для реализации индивидуальных двигательных потребностей в организованной образовательной деятельности.
Интеграция образовательных областей : социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие.
Доминирующие виды детской деятельности: познавательная, игровая, коммуникативная.
Ход образовательной ситуации:
1. Введение в ситуацию
Образовательные задачи : мотивировать детей на включение детей в игровую деятельность, воспитывать доброе отношение к окружающим.
(Воспитатель собирает детей вокруг себя)
Воспитатель: Как вы думаете, надо ли помогать тем, кто нуждается в помощи (Ответы детей.)
Воспитатель: Кому вы помогаете? ( Воспитатель делает обобщение ответов детей: Молодцы, вы помогаете родным, близким и друзьям. Приятно, когда говорят «спасибо» за помощь. Я знаю, что вы дружные, а внимательные ли?
Воспитатель: Что необычного вы заметили в группе?
(На столе стоит игрушечный «замок», а в нем спрятана игрушка- кукла- принц. Рядом письмо).
Воспитатель: Молодцы, вы очень внимательные.
Для того, чтобы отгадать, что там спрятано поиграем в игру «Да- нетка», вы будете мне задавать вопросы, а я буду отвечать на них или «Да» или «Нет». Согласны?
(Проводиться игра «Да- нет»)
( Подсказка: это неживой предмет).
Дети: Это книга?
Воспитатель: Нет.
Дети: Этим можно играть?
Воспитатель: Да.
Дети: Это игрушка?
Воспитатель: Да.
Дети: Это транспорт?
Воспитатель: Нет!
Дети: Может это кукла?
Воспитатель: Да.
Воспитатель достает из замка куклу. Этой куклой могут играть и мальчики и девочки. Обращает внимание детей на письмо, которое оставила колдунья.
Воспитатель читает письмо:
«Жил был король. Была у него дочь. Однажды король уехал по делам королевским, а дочь одна осталась дома. Вышла принцесса в сад, погулять. Вдруг налетел ветер и унес принцессу к колдунье».
Воспитатель: Ребята, принц разыскивает свою невесту.
-Как вы считаете, надо помочь принцу?
-Вы хотите ему помочь?
-Почему вы решили помочь принцу?
-Вы сможете помочь?
-Как вы сможете помочь принцу?
Воспитатель: Как можно победить колдунью?
(Ответы детей)
Воспитатель: Обобщает.
-возникла серъезная проблема- колдунья унесла принцессу. Как ее решить (ответы детей)
Цель: надо помочь принцу спасти принцессу.
Что надо сделать, чтобы спасти принцессу?
Для начала попасть в сказку.
2. Актуализация знаний.
Игра «Сказочные дома».
Образовательные задачи :
1. Актуализировать умение считать в пределах 7, соотносить цифры 1-7 с количеством;
2. Тренировать мыслительные операции анализ и сравнение, развивать связную речь; активизировать словарь, (умение согласовывать числительные с существительными).
3. Развивать знаково-символическую функцию мышления.
Воспитатель помогает детям отправиться в сказку и спасти принцессу.
«Крепче за руки держитесь,
Сразу в сказке окажитесь!»
«Раз- два- три- повернись,
Сразу в сказке окажись!»
(Игрушка- колдунья- БИ- БА- БО)
Воспитатель: Попали в сказочный город, где живут герои из разных сказок.
(Задание от колдуньи. Воспитатель в роли колдуньи)
Колдунья: Чтобы спасти принцессу вам нужно выполнить одно, но очень сложное, задание. Я перепутала дома у всех жителей сказок, они теперь не знают, где живут. Поселите жителей по порядку.
Воспитатель: Ребята, возникла новая проблема. Чтобы нам помочь принцу спасти принцессу, надо выполнить сложное задание колдуньи. Какое?
Дети: Необходимо помочь жителям сказочного города расселиться в свои дома.
Воспитатель: Сможем?
Игра «Назови сказку»
(Показать иллюстрации к сказкам).
-Сколько героев в доме живет?
(Работа у столов в парах) (у детей на листе 7 домов, кроме этого у каждой пары есть карточки с разным количеством точек (жителей) от 1 до 7. Воспитатель рассказывает детям сказку:
«Жили герои сказок семьями. Семьи были разными. (Иллюстрации к различным сказкам)
Давайте, чтобы нам было удобно расселять героев заменим их точками.
Воспитатель: Сколько точек было в этой семье? (Дети считают, согласовывая числительное с существительным в роде, например: одна точка, две точки, пять точек)
Решили жители поселиться на одной улице. Дома свои поставили в ряд.
Задание. Расселите точки (жителей) по домам. (Дети произвольно кладут карточки с точками в домики).
3. Затруднение в ситуации.
Образовательные задачи :
1. Создать мотивационную ситуацию для построения числового ряда.
2. Сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения и понимания его причины.
3. Содействовать фиксированию детьми в речи причины появившихся затруднений.
4. Тренировать мыслительные операции анализ и сравнение, развивать внимание, память, логическое мышление, математическую речь.
Игра «Сказочные дома» (продолжение)
Воспитатель: Герои сказочного города решили выйти погулять из домов.
Пальчиковое упражнение «»Замок»
Воспитатель: Давайте им поможем открыть замок.
«На двери висит замок
Кто открыть его бы смог?
Потянули, покрутили,
Постучали и открыли».
(Дети сдвигают карточки с домиков и перемешивают их).
Воспитатель: Вдруг начался дождь, жители (точки) побежали домой.
(Воспитатель обращает внимание детей на то, что точки должны зайти в свои домики, в которых они были в начале).
Воспитатель: Кто смог расселить жителей в те же домики, что и сначала? Почему вы не смогли этого сделать?
Дети: Потому что не помним, где были точки в начале. (речевые высказывания детей)
Воспитатель: Если мы сможем правильно расселить все семьи- мы решим задачу и поможем принцу вернуть принцессу.
4. Открытие нового знания.
Игра «Сказочные дома» (Окончание).
Образовательные задачи :
1. Сформировать представление о числовом ряде, прямом и обратном счете, закрепить умение соотносить цифру с количеством точек.
2. Сформировать опыт самостоятельного открытия и эмоционального переживания радости открытия.
3. Закрепить пространственные представления: «слева», «слева-направо».
4. Тренировать мыслительные операции анализ, сравнение, обобщение и аналогию, развивать речь, логическое мышление, инициативность, творческие способности.
5. Способствовать закреплению детского интереса к разрешению проблемы.
6. Фиксировать в речи детей новый способ расселения «семей» в домики по соотнесению с количеством точек и цифрами.
Воспитатель: Необходимо решить проблему. Как надо расселить точки (жителей) так, чтобы не забыть, кто в каком домике живет?
Воспитатель: Как узнать то, чего не знаешь, но очень хочешь узнать? (Воспитатель создает атмосферу, в которой дети хотят высказаться, придумывают, предлагают свои версии)
Воспитатель: А кто был внимателен и помнит задание колдуньи? (ответы детей)
Воспитатель: Расселить жителей по порядку- это как? (ответы -рассуждения детей)
Воспитатель обобщает, уточняет: Найдите самую маленькую по количеству жителей семью. Сколько там членов семьи (точек?
Дети: Одна.
Воспитатель: В какой домик ее поселить, чтобы был порядок?
Дети: В первый.
(Дети берут карточку с одной точкой (жителем) и кладут ее на изображение первого слева домика. Далее работа ведется аналогично).
Воспитатель: Как вы думаете, какая семья должна жить во втором по счету слева домике? Догадайтесь сами!
(Выслушиваются все предложения детей, после чего воспитатель подводит их к мысли поселить в этот домик семью, в которой живут- два жителя (две точки).
(Остальные карточки дети расселяют в дома самостоятельно, называя их порядковые номера: первый, второй, третий, четвертый, пятый, шестой, седьмой).
Воспитатель: Молодцы! Назовите количество точек в каждом домике по- порядку. А теперь пройдитесь по улице от конца до начала. (слева направо и обратно).
(Далее воспитатель подводит детей к мысли о том, что на крышах домиков надо разместить карточки с цифрами) .
Воспитатель: Как вы думаете,что нужно сделать, чтобы жители сказочного города снова не забыли, где они живут? (Высказывания детей)
(Дети соотносят цифры от 1 до 7, с количеством точек и на крышу каждого дома кладут соответствующую карточку с цифрой).
Воспитатель: Все жители нашли свои дома? Порядок! Давайте проверим! Пройдитесь по улице слева направо, справа налево (прямой и обратный счет) Дети проговаривают.
Воспитатель: Молодцы! Мы выполнили это сложное задание колдуньи. Что сделали? Вывод : расселили всех жителей в дома по порядку. Никого не забыли и не пропустили. (на мольберте у воспитателя образец выполненного задания)
Итог.
Воспитатель: И я сделаю так же, как вы, расселю героев по порядку, а вы меня проверяйте. (Воспитатель делает преднамеренную ошибку, дети исправляют).
(Звучит металлофон, колдунья отдает принцессу.
Дыхательное упражнение – «подуем на колдунью, чтобы улетела далеко в лес».
5. Включение нового знания в систему знаний и умений ребенка.
Образовательные задачи :
1. Закрепить умение находить место числа в числовом ряду.
2. Тренировать мыслительные операции анализ и сравнение.
3. Закрепить правило создания числового ряда.
Игра «Волшебная дорожка»
Воспитатель: Принц с принцессой отправляются в замок. Колдунья напоследок совершила еще одно злое дело- сломала каменные дорожки к замку. Помогите принцу и принцессе : постройте новые дорожки (условные камешки –геометрические фигуры с точками,которые необходимо расположить уже освоенным способом). При затруднении воспитатель показывает образец, дети сверяются с ним.
(Дети выполняют задание групповым способом : советуются, помогают друг другу, исправляют неточности).
Дети обыгрывают ситуацию с куклами : принц встречается с принцессой и вместе прогуливаются по дорожкам.
6. Осмысление.
Образовательные задачи :
1. Способствовать созданию ситуации успеха в деятельности
2. Фиксировать достижение детьми «детской» цели.
«Крепче за руки держитесь.
В детский садик возвратитесь».
Воспитатель собирает детей около себя: Где были? Кому помогали? Какую проблему решали? Чем занимались? Как это удалось сделать?
Выводы: Смогли расселить жителей по порядку, потому что знаем цифры, умеем считать до 10. У нас все получилось, потому что мы дружные. Воспитатель отмечает старание детей, хвалит за сообразительность, говорит, что справиться с заданием колдуньи и спасти принцессу всем помогли умения считать по-порядку и определять по количеству жителей в каждой семье, где ее домик; также узнавать и находить нужную цифру, номер домика по-порядку.