Татьяна Скрягина
Конспект образовательной ситуации с дошкольниками «Ознакомление детей со свойством снега через экспериментальную деятельность»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область : познавательное развитие.
Возрастная группа: 4-5 лет, средняя группа.
Тема: Ознакомление детей со свойством снега через экспериментальную деятельность.
Цели:
1) Учить определять свойства снега, учить делать простые выводы, умозаключения, формировать навыки экспериментирования; развивать логическое мышление.
2) Познакомить детей с различным состоянием снега.
3) Развивать диалогическую речь, воспитывать интерес к явлениям неживой природы.
Публикация «Конспект образовательной ситуации с дошкольниками „Ознакомление детей со свойством снега через экспериментальную деятельность“» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Свойства материалов и веществ
- Снег и лед. Свойства, наблюдения, эксперименты со снегом
- Снег, лёд. Опыты и эксперименты со льдом и снегом
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2019
Материал: Использование интерактивной доски, мультфильм «Лунтик», тарелочки на каждого ребенка, бумажные полотенца, салфетки, банка, тазик со снегом, ведерко с талым снегом.
Предварительная работа: Наблюдение за снегом на прогулке, заучивание стихотворений о зиме, рассматривание иллюстраций о зиме, отгадывание загадок.
Методы и приёмы - словесные, игровые, наглядно-демонстрационные, практические.
Краткая аннотация к работе. Данная непосредственно – образовательная деятельность направлена на закрепление знаний о свойствах снега. Дети в процессе экспериментирования закрепляют и узнают новые свойства снега. В процессе экспериментирования дети учатся наблюдать, сравнивать, анализировать, делать выводы. Все цели реализуются через экспериментирование.
Ход образовательной ситуации:
1. Введение в ситуацию
Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в игровую деятельность.
Дети собираются около воспитателя.
-Ребята вы любите мультики? Какие мультики вы знаете?
(Фиксики, Шрек, Маша и медведь, Лунтик)
-Знаете, где живет Лунтик? (на луне).
-А как вы думаете, на Луне есть снег? (нет)
-Лунтик хочет узнать, что такое снег и показать своим друзьям на Луне?
-А хотите ему помочь?
- Хотим.
-Сможете?
- Да.
2. Актуализация знаний.
Дидактические задачи: актуализировать знания детей о снеге, уточнить представления о свойствах снега.
-Ребята, что такое снег? (снег-это много снежинок)
-Какой бывает снег? (холодный, скрипучий, блестящий, белый, пушистый, липкий, мокрый)
-Какого цвета снег? (Белого)
-Что можно лепить из снега? (снеговика, разные фигуры, строить снежные горки).
3. Затруднение в ситуации.
Дидактические задачи: смоделировать ситуацию, в которой дети сталкиваются с затруднением. Создать мотивационную ситуацию для определения свойств снега;
-Но я хочу своим друзьям не только рассказать, но и показать, что такое снег.
-Ребята как мы можем помочь Лунтику? (высказывание детей)
- Ребята вы смогли помочь Лунтику?
-Нет
- Почему не смогли?
- Потому что мы не знаем, как Лунтик довезет снег до другой планеты.
-Ребята, когда мы что - то не знаем, что мы делаем?
- Можно спросить у взрослого, посмотреть по телевизору, посмотреть в книгах.
-Ребята я думаю, что мы не все свойства снега сегодня вспомнили. Сегодня узнаем еще какие-то другие свойства снега. Мы будем рассказывать и показывать Лунтику, какие еще свойства имеет снег.
4. Открытие новых знаний.
Дидактические задачи:
Вовлекать детей в процесс самостоятельного решения вопросов проблемного характера, поиска и открытия новых знаний, закрепить способ действий «если что – то не знаю, то спрошу у того, кто знает», организовать познавательную деятельность детей, в которой целенаправленно актуализируются знания и опыт детей, необходимые им для самостоятельного открытия новых знаний, формировать опыт самостоятельного преодоления затруднения способом экспериментирования.
Я вас приглашаю в лабораторию.
-Посмотрите, что у меня здесь в тазике? (Снег)
-Снег какой? (Белый)
-Как мы это определили, что он белый?
-Мы посмотрели глазами и увидели, какого цвета снег?
-Подойдите и положите ручки на снег.
-Снег какой? (Холодный)
-Как мы это определили?
- Мы потрогали, пощупали и определили на ощупь.
Вывод: Снег холодный.
-Давайте попробуем из нашего снега слепить снежные комочки.
-Снег, значит, у нас какой бывает?
-Липкий, поэтому мы и смогли слепить снежные комочки.
Вывод: Снег бывает липкий.
-Что мы можем еще слепить из липкого снега?
-Снеговика, фигурки разных животных, фигурки людей.
-А теперь посмотрите на свои руки, какие они у вас стали?
-Холодные, мокрые, красные.
- Почему мокрые? Мокрые от чего бывают? (От воды)
-Но у нас же не было воды, откуда она появилась?
- Это растаял снег.
- Почему он растаял? Он на улице же не тает.
-Потому, что у нас тепло в группе и у нас руки тоже теплые.
- Значит, снег тает у нас от тепла.
-А какие еще у нас руки? (красные).
-Почему у нас руки покраснели?
-Потому что снег холодный и руки тоже стали холодными, а руки от холода краснеют.
Вывод: Снег от тепла тает.
-Теперь возьмите тарелочки, давайте положим на эти тарелочки снег и поставим их на батарею.
-Ребята, а вот в этом ведерке, что мы вчера занесли с прогулки? (Занесли снег)
-Хотите узнать, что случилось со снегом?
-Да
-Показываю.
-Что видим в ведерке? (воду)
-Откуда вода, там же был снег? (Снег превратился в воду)
-А почему снег превратился в воду?
-Снег в тепле тает.
-Смотрите, он превратился в воду, а теперь перельем воду в баночку.
-Посмотрите, какая у нас вода?
-Грязная.
-Что в ней плавает?
-Пылинки, волосики, земля грязная.
-Что мы можем сказать, что на улице снег не всегда бывает чистым, он бывает грязным, в нем много микробов. Поэтому ребята снег нельзя брать в рот.
Вывод: Снег на улице грязный.
-А чтобы не забыть мы обозначим это таким знаком (карточка – изображение микроба)
-Почему еще нельзя есть снег?
-Он холодный и поэтому, можно заболеть.
-Какой значок можно подобрать к этому свойству (дети сами подбирают условное обозначение, что снег холодный)
-Давайте мы еще раз убедимся, что снег в тепле тает.
-Куда мы ставили тарелочки?
-В теплое место.
-Пойдемте, посмотрим, что же произошло с нашим снегом.
-Он растаял и превратился в воду.
-Каким значком можно обозначить это свойство снега (дети сами подбирают условное обозначение и выбирают одно).
Физкультминутка
Давай, дружок, смелей, дружок,
Кати по снегу свой снежок.
Он превратится в толстый ком
И станет он снеговиком.
Его улыбка так светла,
Два глаза, нос морковкой и метла.
Но солнце припечет слегка,
Увы, и нет снеговика.
Дети выполняют имитационные движения по тексту.
5. Включение нового знания (актуализация знаний)
Дидактические задачи: Закрепить с детьми свойства снега и умение обозначать их условными значками.
- А сейчас ребята мы с вами поиграем. Вы получаете все карточки, с разными условными обозначениями. ( Карточки: снежинка, капелька, термометр, микроб, снеговик, стрелочки)
–Задание, составить схему из условных изображений о свойствах снега. Работать будете подгруппами. Подходите к столу и берете карточки ( карточки двух цветов: синий и белый).
-У кого карточки белого цвета - первая подгруппа, у кого синего цвета- вторая подгруппа)
В центре схемы карточка с условным изображением «снег»
-Дальше ставите стрелочки и обозначаете условными обозначениями свойства снега, которые вы знаете. (Дети составляют схемы у себя на столах в подгруппах.)
- А сейчас посмотрим, какие схемы вы составили. (Дети рассматривают схемы другой подгруппы).
А когда у нас бывает снег?
-Зимой.
-А как вы думаете, полезен ли снег? (Снег укрывает деревья от мороза, зеленую траву, всходы пшеницы и ржи, которые взошли осенью, под снегом им тепло).
-Чем вам нравится снег?
Можно поваляться на снегу. Можно играть в снежки, лепить разные снежные фигуры, строить горки, кататься с них. Интересно оставлять следы на снегу.
-Правильно, на снегу можно оставлять следы.
-А из чего состоит снег?
-Из снежинок.
Эти снежинки потом тают и превращаются в воду.
6. Осмысление.
Дидактические задачи: восстановить в памяти детей то, что делали, и создать ситуацию успеха.
- Кому мы сегодня помогали?
-Как вы думаете, удалось ли нам ему помочь?
-Почему удалось? (мы узнали, о свойствах снега и рассказали о них Лунтику)
-Как вы думаете, Лунтик узнал, что такое снег?
-Кому он может еще рассказать про снег.
-Своим друзьям.
-Ну, что Лунтик, ты теперь понял, что вокруг нас белое - это снег.
-Ребята, но Лунтик хотел своим друзьям не только рассказать про снег, но и увезти на Луну и показать.
-А в чем он повезти снег? (в ведре, в тазике, в баночке).
- Ребята, а пока Лунтик долетит до Луны, ведь снег растает.
-Какой выход можем предложить Лунтику. (Лунтик может в них положить снег и повезти его в маленьком холодильнике.)
-И тогда Лунтик может и показать, и рассказать своим друзья о снеге.
Использованная литература.
В образовательной ситуации использованы материалы пособий:
* Бондаренко Т. М. «Экологические занятия с детьми 4-5 лет»;
* Горькова Л. Г., Кочергина А. В. «Сценарии занятий по экологическому воспитанию»;
* И,А. Лыкова, В. А. Шипунова. Опасные предметы, существа и явления.
Данная тема занимает место в Примерной основной образовательной программе дошкольного образования «Мир открытий» // Науч. Рук. Л. Г. Петерсон, образовательная область «Познавательное развитие», раздел «Формирование целостной картины мира, расширение кругозора».