Татьяна Скрягина
Конспект образовательной ситуации с дошкольниками «Маленькие помощники»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область : речевое и социально- коммуникативное развитие
Возрастная группа: подготовительная к школе группа
Тема: «Маленькие помощники»
Основные цели: создать условия для формирования элементарных знаний о структурной организации текста объявления. Развитие устной речи детей в различных условиях общения. Воспитывать культуру общения. Способствовать созданию условий для развития у детей мотивации к совершению добрых и гуманных поступков.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2020
Дидактические материалы: модель – план для составления текста объявления, схема для описания собак, фотографии собак, музыкальное сопровождение – песня «Пропала собака». Авторы: слов- А. Ламма,музыки В. Шаинский. На каждого ребё нка: фотографии собак, модели – планы для составления текста объявления, листы для объявления А4, клей – карандаш, салфетки.
Оборудование: ноутбук, мольберт, доска, магниты для фиксации наглядных картинок и схем.
Краткая аннотация к работе: В организации данной образовательной ситуации представлен опыт работы по использованию технологии деятельностного подхода в развитии устной речи детей. Представлены методические средства, позволяющие построить образовательную деятельность в технологии «Ситуация». В образовательной ситуации использовались такие виды деятельности как игра, общение, продуктивная деятельность.
На 1 этапе - введение в ситуацию, предлагаются приемы, позволяющие вызвать у детей внутреннюю потребность включения в деятельность, мотивируя к совершению добрых поступков (составлению объявления, что собаки ищут себе хозяев).
На 2 этапе - актуализация знаний и умений, предлагается провести игру "Назови слова признаки». Игра активизирует употребление в речи прилагательных при описании животных.
На 3 этапе - продумана связь затруднения с достижением «детской» цели. «Кто составит объявление, что собаке нужен хозяин?». Фиксация детьми затруднения.
На 4 этапе - «Открытие» нового знания. В знаковой форме фиксируется образец объявления, затем проговаривается детьми.
Введение новых знаний в систему знаний. Играем в игру «Составь объявление». Дети за столами составляют текст объявления и просят помощи у взрослых проверить правильность, т. е. проговаривается весь алгоритм по правилам составления объявления.
На этапе осмысления, дети проговаривают условия, которые позволили достигнуть "детскую" цель. Так же на этом этапе соединяются «детская» и «взрослая» цели: «мы смогли составить объявления».
Ход образовательной ситуации:
1. Введение в ситуацию
- Ребята, вчера я была в приюте для бездомных собак и сотрудники приюта попросили нас побыть “Маленькими помощниками”, и помочь составить объявления о том, что собаки ищут себе хозяев. Вы хотите помочь мне? (да) Сможете? Для этого мы должны поиграть в разные игры и узнаем как правильно составить объявления.
2. Актулизация
- Играем в игру “Назови слова – признаки”. Вы должны составить точное описание этих собак. Чтобы составить полное описание собак, будем использовать схему.
- Что изображено на схеме?
-Глаза, уши, шерсть, морда, хвост, окрас.
-А кто прочитает, что написано на этой схеме (кличка)
Хорошо. Теперь вспомним какие глаза могут быть у собаки?
-Большие, маленькие, узкие, выпуклые, круглые
- Уши?
-Висячие,стоячие, длинные, короткие, узкие, широкие, треугольные
-Шерсть?
-Гладкая, пушистая, короткая,длинная, блестящая
-Окрас каким может быть?
-Рыжий, светлый, темный
-Морда?
- Длинная, короткая, вытянутая, приплюснутая, широкая, узкая
-Хвост?
-Прямой, закрученный, длинный, короткий
- Придумаем клички нашим собачкам.
-Рекс, Дружок,Гучи, Джейк, Бони, Кексик, Мартин, Роки
-Ребята, нужно отметить характер и особенности собак.
-Собака может быть надежной, верной, ласковой, смелой, сильной, смешной, опасной.
- А особенности?
-Маленькой, слабой,сильной, большой,храброй, трусливой, больной, здоровой, молодой, старой.
-Молодцы, ребята. вы назвали много слов –признаков. Кто составит рассказ-описание?
Зрительно выбери картинку с собакой и опиши её.(описательный рассказ)
-Молодцы, вы составили полное описание собаки, используя схему. А кто догадался о какой собаке был рассказ?
-Вы справились с заданием, похлопаев в ладоши!Ура!
3. Затруднение в смтуации
- о чем просили нас сотрудники приюта?
- Кто составит объявление о том, что собаке нужен хозяин? (ответы детей)
- Ребята, вы смогли правильно составить объявление?
-Нет, не смогли.
- Почему не смогли?
- Потому что не знаем, как правильно составить текст объявления.
4. “ Открытие “ нового знания
-Что нужно сделать, если вы не знаете ответа на вопрос? (Спросить, узнать в интернете., можно даже придумать самому, а потом проверить.) Не знать не страшно, страшно не узнать!
Существуют правила составления объявления (воспитатель выставляет на доске план – схему составления текста объявления)
-Во –первых нужно заинтересовать слушателя специальными словами (внимание, объявление) – значок “Молния”
-Во вторых объявить о том, что случилось (ищет хозяина, отдадаи в добрые руки) – “восклицательный “ знак;
- в третьмх, описание собаки – знак “Силуэт собаки”;
-в конце объявления указать, куда можно обратиться – знак “телефонная трубка”
-Мы научились сотавлять объявления (да)
Ура!Попрыгайте!
Физминутка
«Мы любой осилим путь»
(Играющие хлопают себя ладонями по коленям)
Если вместе соберемся, если за руки возьмемся,
Чтобы нам собак вернуть — мы любой осилим путь!
- А если тропинка лесная?
(.маршируют) А мы ножками топ-топ! Топ-топ! (дети повторяют)
- А если сугробы глубокие?
(едем на лыжах) А мы на лыжах: шик-шик, шик-шик! (дети повторяют)
- А если речка замерзшая?
(изображают катание на коньках) А мы на коньках: вжик-вжик!
- А если горка крутая?
(изображают) А мы на санках: у-уть, у-уть!
- А если дорога широкая? ,
(изображают) А мы на машине: ж-ж, ж-ж!
- А если дорога железная?
(изображают) А мы на поезде: чух-чух, чух-чух!
- А если горы высокие?
(изображают) А мы на самолете: у-у-у, у-у-у! Летим все вместе! А теперь снижаемся: а-а-а, а-а-а!
Выпускаем шасси: дз-з-з, дз-з-з! Приземлились!
5. Введение новых знаний в систему знаний.
Играем в игру «Составь объявление»
-Каждый из вас выберет фотографию собаки и составит объявление, о том, что собака из «Приюта для животных» ищет себе хозяина.
- Предлагаю вам подойти к взрослым и попросить у них помощи. Напоминаю о том, что речевой этикет важен, особенно при обращении за помощью к взрослому (какими вежливыми словами вы обратитесь за помощью? (прошу вас, если вам не трудно и обязательно поблагодарите за помощь).
Дети приклеивают знаки символы по плану, во время работы фоном звучит музыка.
- Объявления готовы, давайте зачитаем некоторые из них.
-Молодцы, ребята. Вы выдержали план по составлению объявления, подробно описатели собак (отметить наиболее интересные описания животного).
- Вы составили очень хорошие объявления. И я уверена, что хозяева животных обязательно найдутся.
Ура!
6. Рефлексия
- В роли кого мы сегодня были?
-Какие игры мы с вами играли? Что нам помогло составить объявления?
- Вы сами научились, а кого научите дома?
- Молодцы, ребята, вы справились со всеми заданиями.
Использованная литература:
1. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ Минобрнауки № 655 от 23 ноября 2009 года).
2. Петерсон Л. Г. Деятельностный метод обучения: образовательная система «Школа 2000…» / Построение непрерывной сферы образования. – М. : АПК и ППРО, УМЦ «Школа 2000…», 2007.
3. Концептуальные идеи примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Мир открытий» (от рождения до 7 лет). Научно-методическое пособие / Под. ред. Л. Г. Петерсон. – М. : Институт СДП, 2011.
4. Методические рекомендации к примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «Мир открытий». // Научный руководитель Петерсон Л. Г. / Под ред. Л. Г. Петерсон, И. А. Лыковой. – М. : Цветной мир, 2012.
5. Материалы Федеральной инновационной площадки: Рекомендации по разработке сценариев занятий "Открытия" нового знания в технологии "Ситуация", 2017.