Татьяна Скрягина
Образовательная ситуация с дошкольниками «Измерение длины. Понятие сантиметр. Метр»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область : познавательное развитие (ФЭМП)
Возрастная группа: подготовительная группа (6-7 лет)
Тема: «Измерение длины. Понятие сантиметр. Метр»
Основные цели:
Образовательные задачи :
1. Закрепить представления об измерении длины с помощью мерки и умение практически измерять длину отрезка заданной меркой.
2. Познакомить с сантиметром и метром как общепринятыми единицами измерения длины.
Публикация «Образовательная ситуация с дошкольниками „Измерение длины, Понятие сантиметр, Метр“» размещена в разделах
- Величина, сравниваем по величине
- Величина. Конспекты занятий по математике
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июль 2019
3. формировать умение использовать линейку для измерения длин отрезков.
Дидактические материалы и оборудование:
Демонстрационный материал- картинки «Дед Мороза» и «Снегурочки», 2-х метровая лента, шаблон 1см, метровая линейка, рулетка.
Раздаточный материал – линейки, карточки с отрезками.
Краткая аннотация к работе: в рамках данной образовательной ситуации дети получают представление об измерении длины с помощью мерки, знакомятся с сантиметром и метром как общепринятыми единицами измерения длины, формируют умения использовать линейку для измерения длин отрезков.
«Детская цель» - помочь Снегурочке узнать какой длины ее лента.
Ход образовательной ситуации:
1. Введение в ситуацию
Дидактические задачи: создать условия для возникновения у детей внутренней потребности (мотивации) включения в деятельность.
Ребята, какой праздник мы с вами с нетерпением ждем? (Новый год)
Расскажите, как вы к празднику готовитесь? (учим песни, стихи, готовим костюмы.)
А Дед Мороз как готовиться к новому году? (готовит нам игрушки и т. д).
Как вы думаете, А Снегурочка как готовиться к празднику? (помогает Деду Морозу)
Правильно, ребята. Решила наша Снегурочка прийти к нам на праздник в новой шубке. Хочет украсить свой наряд вот этой красивой лентой. А какой длины лента она, к сожалению, не знает. Поможем Снегурочки узнать? А вы сможете? (да)
2. Актуализация
Дидактические задачи:
1) актуализировать способ измерения длины с помощью мерки;
2) уточнить представление о зависимости результата измерения длины от величины мерки.
Ребята, давайте вспомним измерительные мерки, которыми мы с вами измеряли предметы. (показываю рисунок) дети предлагают шагами, пядями, локтем….
Предлагаем двум детям измерить шагами ленту.
Измеряем – делаем вывод разные мерки, разные результаты.
3. Затруднение в ситуации
Дидактические задачи:
1) уточнить способы сравнения предметов по длине, представление о зависимости результата измерения длины от величины мерки;
2) создать мотивационную ситуацию для ознакомления с общепринятой единицей измерения длины – сантиметром;
3) сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения, понимания его причины и опыт целеполагания.
Чем же еще можно измерить нашу ленту, чтобы узнать точную длину ленты снегурочки? (Слушаем все ответы, линейкой.
(проходим за рабочие столы, на столах у каждого лежат разные линейки.
4. «Открытие» нового знания (способа действия)
Дидактические задача:
Сформировать представление о общепринятые единицы измерение длины (сантиметр).
Возьмите в руки линейки, посмотрите, потрогайте. Что вы можете сказать о ней, какая она. (короткая, длинная, деревянная, пластмассовая, ровная)
Что вы видите на линейках? (числа)
Как они расположены? (по порядку)
Какое первое число? (последнее)
Между числами 0 и 1, 2и 3 что вы видите? (деление, палочки)
Вот этот маленький отрезок (например, 1 до 2 или 3до 4) называется сантиметром (показываю шаблон. Чтобы не было споров, люди договорились пользоваться мерками, которые не связаны с размерами человеческого тела,- они всегда одинаковые. поэтому было решено принять для всех стран общие единицы мерок, чтобы результаты измерения были точными. Одним из единиц измерения стал сантиметр. (дети с шаблоном 1см совмещают с отрезками на линейках.)
Молодцы!
Выходим на ковер с детьми.
Физкультминутка
Скоро у нас замечательный праздник- новый год. Спасибо нашей зимушке-зиме.
Здравствуй Зимушка зима! (кланяемся)
Что в подарок принесла? (разводим руки в стороны).
Белый снег пушистый, (приседаем, проводим руками по воображаемому снегу)
Иней серебристый (встаём, поднимаем руки вверх)
Лыжи, санки и коньки, (имитируем движения лыжников и конькобежцев)
И на ёлке огоньки! (поднимаем руки вверх, крутим «фонарики»)
Молодцы, проходим за рабочие места.
5. Включение нового знания (способа действия) в систему знаний и умений ребенка
Дидактические задачи:
1) закрепить способ использования сантиметровой линейки для измерения длины;
2) Сформировать представление о общепринятые единицы измерение длины (сантиметр, метр)
3) сформировать опыт действия по алгоритму и выражения в речи его основных шагов, нахождения и исправления ошибок.
Задание на листочках. (образец на доске) даны два отрезка - 4см. 5см.
Как вы думаете, какой отрезок длинный, а какой короткий? Как доказать? (измерить линейкой)
Сейчас мы научимся точно измерять наши отрезки при помощи линейки.
Для того, чтобы измерить длину отрезка с помощью линейки, надо один край совместить с отметкой 0, и посмотреть, на какой отметке находится другой край отрезка. Число 4. значит первый отрезок 4 см. измеряем другой отрезок, проговариваем алгоритм – 5см. делаем вывод – при помощи линейки, мы измерили длину отрезков.
Один отрезок длинной 4см, он короче на 1 см, чем другой отрезок длинной 5 см. отрезок 5см он длиннее на 1 см чем другой отрезок.
Мы с вами научились измерять с линейкой, теперь мы сможем помочь Снегурочке измерить ленту?
Фиксация затруднения:
Да, можно и так измерить ленту, а вам удобно? (нет)
Дети выходят на ковер, измеряют своими линейками ленточку.
(дети накладывают линейку на ленту, и считают сколько раз, поместилась линейка)
Обязательно нужно остановить и проговорить, что мы должны узнать точную длину ленты) - дети предлагают сколько см на линейке прибавлять последующие.
Выявление причины затруднения:
Почему? (мы не знаем «больших чисел» - складываем линейку 20см с последующей 20см…. и можем запутаться.)
Постановка образовательной цели (опыт целеполагания)
Да, действительно не точные могут быть измерения. вспомните (например, ваши родители решили купить диван -поместиться он в комнату или нет, что они для этого делают)
(измеряют метровой линейкой или рулеткой.)
Показ «метровая линейка», проговариваем, что единица измерения метр. В метровой линейке помещаются 100 см. Какие предметы удобно измерять метровой линейкой?. (стол, доску, дверь и т д)
Теперь мы смоем точно измерить длину ленты? (Да)
Давайте вспомним алгоритм измерение линейкой.
Один конец ленты совмещаем линейку с отметкой (числом) 0, и откладываем столько, сколько помещается метровая линейка на ленте—наша лента 2 метра.
6. Осмысление
Дидактические задача:
фиксирование детьми достижения «детской цели». Проговаривание условий, которые позволили добиться этой цели.
Ребята, кому мы сегодня с вами помогли? (Мы помогли, Снегурочке узнать, какой длины ее лента-2 метра.)
Какие новые знания дали вам возможность измерить ленту снегурочки? Узнать какой отрезок длиннее, а какой короче?
(Научились правильно пользоваться линейкой. Измерять отрезки.)
Спасибо.