Ольга Живитченко
Образовательная ситуация с дошкольниками «Праздник для лесных жителей»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная ситуация с дошкольниками «Праздник для лесных жителей»
Номинация: Сценарий занятия с дошкольниками в технологии «Ситуация»
Образовательная область : Познавательное развитие
Возрастная группа: вторая младшая группа
Тема: «Праздник для лесных жителей»
Публикация «Образовательная ситуация с дошкольниками „Праздник для лесных жителей“» размещена в разделах
- Дикие животные, лесные звери
- Дикие животные. Сценарии развлечений
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2022
Основные цели: формировать представление об установлении равночисленности групп предметов с помощью составления пар, расширять словарный запас детей выражениями «столько же», «больше», «меньше», закреплять умение определять и называть цвета.
Материал
Демонстрационный: картинки с изображением лесных жителей (заяц, лиса, волк, белка, небольшая искусственная ёлочка.
Раздаточный: листы с нарисованными на них 4 мешочками, 4 полоски разного цвета, лист белой бумаги, 4 жёлтых и 4 красных круга (лампочки, ёлочные шарики (круги из цветного картона) – на 2 больше, чем детей
Краткая аннотация к работе: Занятие разработано для детей второй младшей группы на основе деятельностного метода обучения в курсе математического развития дошкольников "Игралочка" авторов Л. Г. Петерсон, Е. Е. Кочемасовой, основного звена программы "Мир открытий".
Данный конспект актуальный, так как каждое задание требовало от детей активной мыслительной деятельности, рассуждений, раскрытия творческих способностей. В ходе занятия у детей формируется представление об установлении равночисленности групп предметов с помощью составления пар, расширяется словарный запас - вводятся выражения «столько же», «больше», «меньше». Дети под руководством воспитателя строят способ сравнения групп предметов по количеству с помощью составления пар, закрепляют умение называть цвета предметов, приобретают опыт составления простейшей закономерности изменения цвета. Обогащают игровой опыт, проявляют эмоциональное отношение к результату деятельности, формируют навык высказывания.
Ход образовательной ситуации:
Введение в ситуацию
- Скажите, любите ли вы праздники? А какой самый любимый?
После ответов детей воспитатель сообщает, что лесные жители решили устроить праздник и пригласили нас вместе встретить Новый год.
Детям демонстрируется картинка с изображением лесных жителей (заяц, лиса, волк, белка).
- Лесных жители уже приготовили подарки со сладостями для своих детёнышей, осталось завязать мешочки, чтобы из них ничего не выпало.
- Хотите им помочь?
- А сможете?
Актуализация и затруднение в ситуации
Дети садятся за столы, на которых находятся листы с нарисованными на них мешочками. Кроме этого, у каждого ребёнка имеются 4 полоски одного размера разного цвета – это ленточки (завязки).
- Сколько мешочков с подарками? (Много)
- Сколько у вас ленточек? (Много)
- Как вы думаете, чего больше – ленточек или мешочков?
- Лесные жители беспокоятся, хватит ли нам ленточек, чтобы завязать все мешочки?
- Смогли ли вы ответить?
- Почему не смогли?
Воспитатель вместе с детьми формулирует:
- Потому, что мы не знаем, как определить, чего больше – мешочков или ленточек.
Открытие нового знания
- Давайте к каждому мешочку положим одну ленточку.
После того, как дети выполнили задание воспитатели спрашивает:
- Сколько ленточек мы завязали на каждый мешочек? (Одну)
- Остались лишние ленточки? (Нет)
- Остались лишние мешочки? (Нет)
- Значит, их поровну или чего то больше? (Поровну)
Фиксируется вывод: на каждый мешочек завязали одну ленточку, поэтому ленточек и мешочков поровну, столько же.
- Мешочки завязали, пора отправляться в лес!
Динамическая пауза «В лесу»
Мы к лесной лужайке вышли, поднимая ноги выше (ходьба на месте)
Через кустики и кочки, через ветви и пенёчки. (прыжки на месте)
Весь засыпан снегом лес. (повороты вправо, влево, отводя руку назад)
Здесь по снегу скачет зайка. (прыжки с продвижением вперёд)
Там синичек села стайка. (машут руками, как крыльями)
Здесь лисичка за кустом. (приседают)
Там в дупле бельчонка дом. (встают, поднимают руки вверх)
Включение нового знания в систему знаний
Часть 1
Воспитатель собирает детей около себя и обращает внимание на ёлочку, стоящую рядом и коробку, в которой лежат ёлочные игрушки – разноцветные круги из картона.
- Ребята, лесные жители не успели к нашему приходу украсить свою ёлочку. А какой же Новый год без нарядной ёлки?
- Поможем им нарядить ёлку?
- Сколько у нас разноцветных шариков? (Много)
- Сколько детей будут украшать ёлочку? (Много)
- Как узнать поровну ли шариков и детей?
Воспитатель помогает детям сформулировать ответ: надо каждому ребёнку взять по одному шарику.
После того, как дети взяли по шарику, воспитатель спрашивает:
- Всем хватило шариков? (Да)
- Остались лишние? (Да)
- Поровну ли шариков и детей? (Нет)
- Чего больше? (Больше шариков)
Воспитатель фиксирует вывод: каждый ребёнок взял по одному шарику и остались лишние шарики, поэтому шариков больше, чем детей, а детей меньше, чем шариков.
Воспитатель предлагает развешать шарики на ёлку.
- Лесные жители интересуются, умеете ли вы танцевать?
- Становитесь вокруг ёлочки, покажите, как вы танцуете (Дети танцуют вокруг ёлочки).
Часть 2
- Посмотрите, какая красивая ёлка у нас получилась! Но чего-то не хватает.
- Как вы думаете, чего?
Выслушивав ответы детей, говорит, что конечно на ёлке не хватает разноцветных огоньков.
- Лесные жители очень огорчились, что на ёлочке нет разноцветных огоньков.
- Давайте сделаем для них красивую гирлянду.
- Хотите?
Дети садятся за столы, на которых лежат листы бумаги, а на них вперемешку 4 жёлтых и 4 красных круга – это лампочки.
Воспитатель предлагает взять (купить в магазине) все красные лампочки
Дети подвигают к себе красные круги.
- Какого цвета лампочки мы купили? (Красные)
- Какого цвета лампочки остались в магазине? (Жёлтые)
- Купим жёлтые лампочки.
- Поровну ли мы купили красных и жёлтых лампочек?
- Как это узнать?
Воспитатель помогает детям положить в ряд красные круги, а под ними – жёлтые круги.
- Поровну ли красных и жёлтых лампочек? (Поровну)
Воспитатель уточняет, что красных и жёлтых лампочек поровну, потому, что около каждой красной лампочки, лежит одна жёлтая лампочка.
- Начинаем делать нашу гирлянду.
- Возьмите красную лампочку, рядом положите жёлтую, снова красную, снова жёлтую…
- Какую следующую лампочку надо положить?
- А какую за ней?
Далее дети работают самостоятельно.
Воспитатель проверяет выполнение задания у каждого ребёнка
Лесные жители благодарят детей за красивые гирлянды для ёлочки.
Осмысление
Дидактическая задача: восстановить в памяти детей то, что они делали на занятии, создать
ситуацию успеха.
Воспитатель собирает детей около себя.
- Что мы сегодня делали?
Вы такие молодцы! Смогли помочь лесным жителям нарядить ёлочку, потому, что научились определять, столько же, поровну предметов в двух группах или нет.
Комментарии к сценарию
В начале занятия настроила детей на игровую деятельность в виде беседы. Во время занятия общение с детьми на одном уровне, взаимоотношения строились на основе доброжелательности, уважительного отношения, моральной поддержки и взаимопомощи. Старалась поддерживать у детей интерес к занятию на протяжении всего времени.
В каждом моменте занятия направляла детей на поиск решений проблемы, помогала приобрести новый опыт, активизировать самостоятельность и поддерживать положительный эмоциональный настрой.
Дети проявляли живой интерес к увиденному и услышанному на занятии, высказывали свое мнение, эмоциональные реакции были положительными. Дети с удовольствием выполняли предложенные им задания, были внимательны и инициативны.
Задания для детей соответствовали их возможностям. Учитывались индивидуальные особенности, поддержка детей, похвала. Были использованы разнообразные виды деятельности : совместная работа, самостоятельная, общение педагога с детьми.