Чернуцкая Людмила
Образовательная ситуация, направленная на поддержку детской инициативы «Семейная творческая мастерская»
▼ Скачать + Заказать документы
Мы стараемся поддерживать инициативу дошкольников в различных видах культурных практик, основанных на интересах ребенка в самостоятельной деятельности.
И пример одной из таких, на наш взгляд, наиболее удачных культурных практик - «Семейная творческая мастерская» - представляем вашему вниманию.
В соответствии с календарным планом воспитательной работы и в рамках недели театра 27 марта к нам в детский сад приезжал театр. Событие долгожданное и очень радостное для детей.
Темочки:
В ожидании спектакля у нас с ребятами на утреннем круге состоялась беседа о видах театра». «А какие бывают театры?» спросил воспитатель у детей.
Азамат ответил «Теневой театр». А что значит теневой театр? Это когда темно, и герой – тени. Правильно, а какие еще бывают театры,
«Кукольный театр» продолжила София, где роль играют куклы, а управляют ими люди.
Давид продолжил «Музыкальный театр». Где актеры разговаривают и поют. Они очень красиво поют…не так, как мы…
Мы оставили интригу среди ребят, какой же будет театр, хотя сами знали исходя из афишы, запланированную постановку. А детям предложили самим определить, какой же это будет театр после просмотра.
Вернувшись в группу, после просмотра спектакля, беседа о театре продолжилась в ситуативном круге. Ребята делились впечатлениями об увиденном: их очень заинтересовала работа актеров, которые управляли верховыми куклами, дети хотели попробовать себя в роли этих кукловодов, подержать этих кукол, поиграть ими.
Дети предлагали разные варианты: «Купить готовых кукол», «Сделать самим кукол», «Купит на Вальберес готовых кукол», «Помочь родителям в изготовлении кукол».
Таким образом, дети предложили много вариантов, чтобы изготовить эти маленькие куклы. Но идею подал мальчик Рагим, который сидел в сторонке и играл с ложкой из детской посуды. Рагим был «погружен» в диалог с ложкой, что-то тихо говорит, двигает ложку… На что Вероника сказала: «Рагим, ты что с ложкой разговариваешь?». Мальчик смутился. А Лиза проговорила: «Наверное, он думает, что ложка - это какой-то герой…».
Воспитатель поддержал предположение Лизы : «Скорее всего. А почему бы и нет…». И тут Лиза продолжила, обращаясь к воспитателю : «А разве бывают куклы на ложках?»
Воспитатель: «Да, конечно. А как вы смотрите на то, чтобы изготовить сказочных персонажей из обычных пластмассовых ложек?»
Ребята удивились, но кивнули в знак согласия.
А как вы думаете, что нужно сделать, чтобы ложка превратилась в куклу? Дети стали высказывать свои предположения «Нарисовать глазки, носик», «Сделать волосы».
Смотрите, а я умею. И здесь воспитатель взяла и оформила ложку, слепила мордочку, а Софии предложила нарисовать глазки и ротик на бумаге. А Фатиме предложила сделать бантик из салфетки и украсить голову. И ложка превратилась в девочку.
Для реализации детской задумки мы с ребятами составили текст письма-обращения к родителям :
«Уважаемые, мамы и папы, дедушки и бабушки, старшие братья и сестры. У нас идет Неделя театра. Мы с ребятами посетили с ребятами кукольный театр с постановкой «Козлиное счастье». Ребята очень заинтересовались и захотели сделать театр у себя в группе. Идея Лизы, которую поддержали все детки, в том, чтобы сделать театр из ложек. Ребята обращаются к вам. Дорогие мамы и папы, бабушки и дедушки, мы хотим ложки превратить в куклы! Но без вас мы не справимся. Помогите нам!»
Данное письмо было отправлено в групповой чат в Ватцап. Самые активные родители сразу же откликнулись и, не скрывая своего удивления, стали интересоваться «Театр на ложках? Такое тоже бывает!»
Детский интерес и отклик родителей побудил нас к организации семейной мастерской. Поговорили с родителями индивидуально и предложили ребятам дома изготовить сказочного героя на ложке. Определили с родителями, берем пластмассовую ложку и на эту ложку родители должны вместе с детьми приготовить дома различных сказочных героев. Для реализации задуманного дети и родители сами придумывали, какой материал они возьмут. Они использовали пластилин, цветную бумагу, гофрированную бумагу, стразы. И у них получились разновариативные герои, которых они могли на пластмассовые ложки надевать.
И каково же было наше удивление, когда родители, преодолев некоторое стеснение, неуверенность, доверившись фантазии детей, сотворили в совместной творческой деятельности шедевры.
Ева с мамой решили изготовить колобка. Видя их задумку, Амелина с бабушкой стали мастерить в бабушку.
Казик с мамой придумали Чебурашку. А Лиза с мамой к ним подключились и создали Крокодила Гену.
Фантазия детей и родителей бурлила…
Таким образом, у нас появились герои разных сказок, таких как «Три поросенка», «Колобок», «Теремок», сказка на новый лад «Гена, Чебурашка и Солнышко» и др.
Мы видели, что ребята играли с этими героями, составляли сказки. И в помощь им в книжном уголке появились те сказки, в которые дети играют.
В театрализованном уголке у нас появилась новая разноцветная коробка, в которой стали жить эти сказочные герои.
Родители стали помогать ребятам и стали изготавливать разных театральных героев из разных видов театра (кукольный, теневой, пальчиковый и др.) и отправила это на общесадиковскую детскую выставку, которая состоялась 17 мая 2024г. Данную выставку посетили воспитанники соседних групп со своими родителями.
Таким образом, поддержанная нами инициатива знакомства детей с театром позволила организовать такую ситуацию – создание Семейной творческой мастерской.
Спасибо за внимание!