Татьяна Чистякова
Образовательная программа экспериментальной и опытнической деятельности с детьми 5–7 лет «Волшебная лаборатория»
▼ Скачать + Заказать документы
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ И ОПЫТНИЧЕСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
«Волшебная лаборатория»
возраст обучающихся 5-7 лет
срок реализации программы 1 год
Выполнил:Чистякова Т. А.
Содержание программы
I. Целевой раздел …. 3
1.1 Пояснительная записка
1.2 Актуальность
1.3 Цель исследовательской деятельности
Публикация «Образовательная программа экспериментальной и опытнической деятельности с детьми 5–7 лет „Волшебная лаборатория“» размещена в разделах
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
1.4 Задачи экспериментальной деятельности
1.5 Принципы и методы в организации познавательной деятельности.
1.6 Планируемые результаты освоения программы
II. Содержательный раздел …7
2.1 Перспективное планирование работы
по экспериментально – исследовательской деятельности.
2.2 Тематический план занятий
III. Организационный раздел…. 11
3.1 Этапы организации и проведения опытов
3.2 Требования, предъявляемые к проведению опытов
3.3 Список используемой литературы
I. Целевой раздел
1.1 Пояснительная записка
С самого рождения детей окружают различные явления природы: летним днем они видят солнце и ощущают теплый ветер, зимним вечером с удивлением смотрят на луну, темное небо в звездах, чувствуют, как мороз пощипывает щеки. Собирают камни, рисуют на асфальте мелом, играют с песком, водой - предметы и явления природы входят в их жизнедеятельность, являются объектом наблюдений.
Детство – это радостная пора открытий. Познание окружающего должно проходить в непосредственном взаимодействии ребенка с миром природы и разворачиваться, как увлекательное путешествие, так, чтобы он получал от этого радость.
На сегодняшний день в системе дошкольного образования появляется множество новых методов работы с детьми. Вместе с этим меняются задачи и цели обучения.
Современный образовательный процесс в ДОУ немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей детей, формированию навыков саморазвития и самообразования. Вместе с тем, обилие новейших технологий связано определением эффективности самого образовательно-воспитательного процесса. Нужно понимать эту эффективность с точки зрения пользы для самих детей.
Наблюдая за детьми, я обратила внимание на одно замечательное средство интеллектуального развития дошкольников — детское экспериментирование.
По мнению академика Н. Н. Поддьякова: «В деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного познания и освоения».
1.2 Актуальность программы
Детское экспериментирование как форма деятельности используется в практике недостаточно широко, хотя является эффективным средством развития важных качеств личности, как творческая активность, самостоятельность, самореализация, умение работать в коллективе.
Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе, а участие в педагогическом процессе наравне с взрослыми - возможность проектировать свою жизнь в пространстве детского сада, проявляя при этом изобретательность и оригинальность.
1.3 Рабочая программа имеет цель : это способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.
14 Настоящая программа способствует решению следующих задач:
• Сформировать у детей познавательную инициативу, умение сравнивать (различать и объединять) вещи и явления; устанавливать простые связи и отношения между ними, то есть упорядочивать свои представления о мире.
• Развитие у детей умственных способностей: - развитие мыслительных способностей: анализ, классификация, сравнение, обобщение; - формирование способов познания путём сенсорного анализа.
• Социально-личностное развитие каждого ребё нка: развитие коммуникативности, самостоятельности, наблюдательности, элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий.
• Развитие у детей умений пользоваться приборами - помощниками при проведении игр-экспериментов.
Данная рабочая программа обеспечивает личностно ориентированное взаимодействие взрослого с ребенком:
• вместе
• на равных
• как партнеров
создавая особую атмосферу, которая позволит каждому ребенку реализовать свою познавательную активность.
План разработан на основе следующих программ : "Организация опытно - экспериментальной деятельности детей 2-7 лет" Е. А. Мартынова, И. М. Сучкова; «Неизведанное рядом» В. В. Щетинина, О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова; «Организация экспериментальной деятельности дошкольников» под редакцией Прохоровой;
1.6 Принципы и методы в организации познавательной деятельности.
Данный опыт работы разработан с учетом требований педагогики, дидактики, психологии. В своей работе я опираюсь на основные принципы и методы в педагогике.
- эвристические беседы;
- постановка и решение вопросов проблемного характера;
- наблюдения;
- моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе);
- опыты;
- фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности;
- дидактические игры, обучающие и творчески развивающие ситуации;
- трудовые поручения, действия.
Для экспериментирования в группе создана развивающая среда –оснащённая специальным оборудованием, разнообразными материалами.
Оборудование для исследовательской деятельности
1. Прозрачные и непрозрачные ёмкости.
2. Мерные ложки, колбы, пробирки, ситечки, воронки разного размера, резиновые перчатки.
3. Пипетки, шприцы пластиковые (без игл).
4. Резиновые груши разного размера.
5. Пластиковые, резиновые трубочки.
6. Деревянные палочки, лопаточки, шпатели.
7. Пластиковые контейнеры.
8. Рулетка, линейка.
9. Весы, компас, песочные часы, фонарик, микроскоп, свечи, термометр.
10. Фартуки, щётки, совки.
11. Цветные прозрачные стёклышки.
12. Лупы, зеркала, магниты.
13. Лопатки, грабли, лейки.
14. Схемы этапов работы, заранее приготовленные карточки для самостоятельной исследовательской деятельности.
Материал, подлежащий исследованию:
1. Пищевые материалы: сахар, соль, мука, кофе, чай, активированный уголь.
2. Растворимые ароматические вещества (соли для ванн, детские шампуни, пенка для ванн).
3. Йод, марганец, зелень бриллиантовая, гуашь, акварель.
4. Природные материалы: камешки, жёлуди, кора деревьев, веточки, мел, почва, глина, семена, шишки, перья, ракушки, скорлупки орехов.
5. Бросовый материал: бумага разной фактуры и цвета, поролон, кусочки ткани, меха, пробки, вата, салфетки, нитки, резина.
1. 6 Планируемые результаты:
1. Проявление интереса к исследовательской деятельности;
2. Выполнение сенсорного анализа, выдвижение гипотез, подведение итогов;
3. Накопление конкретных представлений о предметах и их свойствах;
4. Проявление самостоятельности в познании окружающего мира;
5. Проявление активности для разрешения проблемных ситуаций;
6. Развитие коммуникативных навыков.
Работа проводится с небольшими подгруппами по 10 – 14 человек. Это дает возможность педагогу:
• работать с детьми малыми подгруппами (учитывая интересы детей);
• использовать материалы, которые часто не используются в группе при большом количестве детей;
• не ограничивать ребенка в деятельности из гигиенических соображений («испачкаешься», «прольешь»)
Во время занятий проводится несколько экспериментов, которые имеют четкую структуру проведения:
1. Постановка, формирование проблемы (познавательная задача);
2. Выдвижение предположений, отбор способов проверки, выдвинутых детьми;
3. Проверка гипотез;
4. Подведение итогов, вывод;
5. Фиксация результатов (если это необходимо);
6. Вопросы детей.
Для положительной мотивации деятельности дошкольников воспитатели используют различные стимулы:
1. внешние стимулы (новизна, необычность объекта);
2. тайна, сюрприз;
3. мотив помощи;
4. познавательный мотив (почему так);
5. ситуация выбора.
Программа кружка рассчитана на детей старшего дошкольного возраста с учетом возрастных особенностей детей.
Срок реализации кружка – 1 год
Режим занятий: 2 раза в месяц;
продолжительность – 30 минут.
II. Содержательный радел
2.1 Перспективное планирование работы
по экспериментально – исследовательской деятельности.
№
п/п Дата проведения Тема занятия Количество занятий
1. Сентябрь Воздух видимый и невидимый 1
2. Волшебное электричество 1
3. Октябрь Волшебница вода 1
4. Фильтрование воды 1
5. Ноябрь Живая земля 1
6. Воздух и вода 1
7 Песок и глина 1
8. Декабрь Испытание магнита 1
9. Невероятные приключения на необитаемом острове 1
10. Январь Почему предметы движутся? 1
11. Где прячется крахмал? 1
12. Февраль Свойства дерева и металла 1
13. Свет вокруг нас 1
14. Март В мире стекла 1
15. Почему все звучит? 1
16. Апрель Что такое масса 1
17. Как работает термометр 1
18 Вырастим кристаллы 1
19. Май Как появляются горы 1
20. Катапульта 1
Итого 20
2.2 Тематический план занятий
Тема: «Воздух видимый и невидимый»
Задачи:
1. Познакомить детей со свойствами воздуха (не имеет запаха, цвета, при нагревании нагревается и поднимается вверх) и способами его обнаружения.
2. Дать детям элементарные представления об источниках загрязнения воздуха, о значении чистого воздуха для нашего здоровья.
3. Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования
4. Развивать наблюдательность, умение делать выводы, анализировать.
5. Воспитывать у детей познавательный интерес, умение видеть удивительное в окружающем мире.
Тема: «Волшебное электричество»
Задачи:
1. Обобщать знания детей об электричестве;
2. Познакомить детей с причиной возникновения и проявления статического электричества;
3. Закрепить правила пользования электроприборами, соблюдая меры безопасности.
4. Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности;
5. Вызвать радость от открытий, полученных из опытов;
6. Воспитывать умение работать в коллективе.
Тема: «Волшебница вода»
Задачи:
1. Познакомить детей со свойствами воды: отсутствие собственной формы; прозрачность; вода – это жидкость, безвкусная, не имеет запаха.
2. Стимулировать самостоятельное формулирование выводов.
3. Воспитывать бережное отношение к воде.
Тема: «Фильтрование воды»
Задачи:
1. Познакомить с различными видами фильтров;
2. Показать на практике способы очищения воды от разных примесей;
3. Формировать умение делать выводы по результатам эксперимента;
4. Воспитывать бережное отношение к окружающей природе (водоемам).
Тема: «Почва – живая земля»
Задачи:
1. Вызвать у детей познавательный интерес к почве и ее значение в жизни растений и человека.
2. Уточнение знаний детей о свойствах почвы: мягкая, сыпучая, черная, рыхлая.
3. Развивать у детей умение с помощью воспитателя оценивать свои ответы и ответы своих товарищей по последовательности, точности описания свойств почвы и ее значения в жизни растений и человека
Тема: «Воздух и вода»
1. расширить знания детей о свойствах воздуха, воды в жизни человека и взаимодействии между ними;
2. пробуждать исследовательский интерес, любознательность. Знакомить детей со способами исследования;
3. формировать представление о переходе одного вещества в другое;
4. воспитывать бережное отношение к природе.
Тема: «Песок и глина»
Задачи:
1. Дать представление о свойствах песка и глины.
2. Формировать умение делать простейшие умозаключения, доказывать свою правоту; понятие о том, что песок и глина полезные ископаемые.
3. Воспитывать любознательность.
4. Активизация словаря: сыпучий, твердая.
Тема: «Испытание магнита»
Задачи:
1. Формировать представление детей о свойствах магнита и их использовании человеком.
2. Развивать у детей мышление, сообразительность.
3. Воспитывать самостоятельность, инициативность, активность, чувство коллективизма, взаимопонимание.
Тема: «Невероятные приключения на острове»
Задачи:
1. Развивать поисковую деятельность;
2. Учить не теряться в незнакомой ситуации;
3. Совершенствовать уровень накопленных знаний и навыков;
4. вызывать радость открытий, полученных в результате опыта
Тема: «Почему предметы движутся?»
Задачи:
1. Познакомить детей с физическими понятиями: «сила», «трение», «инерция»;
2. Показать пользу трения;
3. Расширять представления детей о причинах движения предметов;
4. Ввести понятие «сила» и «покой»;
5. Провести эксперимент «Равновесие»;
6. Познакомить с положительными и отрицательными последствиями трения.
Тема: «Где прячется крахмал?»
Задачи:
1. Способствовать расширению знаний детей о происхождении картофеля и его использовании в жизни человека;
2. Опытным методом определить содержание крахмала в разных продуктах питания;
3. развивать мышление, логику, память, развивать способности к поисковой деятельности;
4. Воспитывать аккуратность в работе.
Тема: «Свойства дерева и металла»
Задачи:
1. Уточнить и обобщить представления детей о свойствах дерева и металла.
2. Развивать умение изучать свойства материалов опытным путём.
3. Развивать гибкость и логичность мышления, умение доказывать правильность обобщений.
Тема: «Свет вокруг нас»
Задачи:
1. Дать детям представление о свете;
2. Определить принадлежность источников света к природному или рукотворному миру, их назначение;
3. Классификация предметов, дающих свет на рукотворный и природный мир;
4. Опытническим путем определить строение рукотворных источников света.
Тема: «В мире стекла»
Задачи:
1. Помочь детям выявить свойства стекла (прочность, прозрачность, цветное, гладкое).
2. Развивать любознательность.
3. Воспитывать бережное отношение к вещам.
Тема: «Почему все звучит?»
Задачи:
1. Дать детям представление об органах слуха – ухо (улавливает и различает звуки, слова и т. д.);
2. Познакомить со строением уха человека и животного, уточнить, что уши у всех разные, учить при помощи опытов различать силу, высоту, тембр звуков;
3. Закрепить знания о правилах ухода за ушами, составить коллективные рекомендации по предупреждению нарушения слуха.
Тема: «Что такое масса?»
Задачи:
1. Выявить свойство предметов – масса;
2. Познакомить с приборами для измерения массы – чашечными весами;
3. Научить способам их использования.
Тема: «Как работает термометр»
Задачи:
1. Познакомить с работой термометра;
2. Учить выдвигать предположения, формулировать проблему, делать выводы, анализировать;
3. Формировать знания правил безопасного поведения при проведении опытов;
4. Развивать мелкую моторику рук, мышление, память, воображение, любознательность, наблюдательность, активизировать словарь.
Воспитывать аккуратность при проведении опытов.
Тема: «Вырастим кристаллы»
Задачи:
1. Формировать умение делать насыщенный солевой раствор и путем испарения воды получать кристаллы соли;
2. Систематизировать представления детей о соли и ее свойствах;
3. Дать понятие о растворах «насыщенных», «перенасыщенных».
Тема: «Как появляются горы»
Задачи:
1. Познакомить с причиной образования гор : движением земной коры;
2. Познакомить с вулканическим происхождением гор;
3. Проведение опыта «Извержение вулкана».
Тема: «Стальной барьер»
Задачи:
1. Продолжать знакомить детей с магнитом;
2. Выявить его свойства, взаимодействия магнита с разными материалами (алюминий и сталь).
III. Организационный отдел
3.1 Этапы организации и проведения опытов
I этап – постановка проблемы
II этап – поиск пути решения проблемы
III этап – проведение наблюдения, опыта, эксперимента
IV этап – обсуждение итогов и формулировка выводов
3.2 Требования, предъявляемые к проведению опытов
1. Воспитатель должен просто и четко формулировать стоящую перед детьми задачу (что хотим узнать)
2. Чтобы заметить происходящие изменения, следует брать два объекта: один – опытный, другой – контрольный. Например: одни посевы поливать, другие – нет.
3. Необходимо осуществлять руководством опытом : продумывать вопросы, обращать внимание на существенное, учить рассуждать, сравнивать факты.
4. При организации и проведении опытов нужно сделать все возможное, чтобы не принести вреда живым объектам.
Список используемой литературы:
1. Дыбина О. В. Из чего сделаны предметы: Игры – занятия для дошкольников. – М. : ТЦ Сфера, 2010.
2. Дыбина О. В. Творим, изменяем, преобразуем : занятия с дошкольниками. М., 2002.
3.. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. / Под общ. Ред. Л. Н. Прохоровой. – М. : АРКТИ, 64с.
4. Нищева Н. В. Опытно – экспериментальная деятельность в ДОУ. Конспекты занятий в разных возрастных группах. – СПб. :ООО Издательство – Пресс, 2013 г. – 320с.
5. Николаева С. Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой. Природопользование в детском саду. – М. : Педагогическое общество России, 2003. – 80с.
6. Мартынова Е. А. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет. Тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий. Учитель, 2011
7. Рыжова Н. А. Наш дом – природа //Дошкольное воспитание. - 2000.-№7.
с. 2-10. Савенков А. И. Маленький исследователь. Как научить дошкольников
приобретать знания. Ярославль, 2002
8. Экологические проекты в детском саду/ Масленкова, А. А. Филиппенко. – Волгоград: Учитель, Учитель, 2009. – 232с.