Наталья Илюхина
Образовательная программа дополнительного образования «Маленькие казачата»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект
НОД по развитию речи.
«Казачьи посиделки».
Подготовительная группа
«Казачьи посиделки».
Цель:
- Приобщать дошкольников к культуре Тульского края; расширять представления детей о быте казаков в далеком прошлом; знакомить детей с понятиями и словами, связанными с предметами быта : ухват, икона, чугунок; активизировать в речи детей слова: курень, казаки, станица, шашка, сабля, папаха: активизировать в речи пословицы о казачестве.
Публикация «Образовательная программа дополнительного образования „Маленькие казачата“» размещена в разделах
- Казаки. Культура и традиции кубанских и донских казаков
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
- прививать уважение к традициям родного народа, воспитывать чувства патриотизма и любви к Родине.
Ход занятия.
Воспитатель – хозяйка входит в зал поджидает гостей.
Дети входят с казачкой (воспитателем) стучатся.
Здороваются по казачьи.
Дети. Здорово дневали хозяйка! – кланяются.
Хозяйка. Слава Богу гости дорогие! (кланяется) Давно вас поджидаю. Проходите гости дорогие, приглашаю вас на посиделки, занимайте места где кому удобно, посидим в тесном кругу, побеседуем, да былое вспомним. (показывает куда, дети сели на лавочки)
- Мы живем с вами в замечательном, героическом казачьем крае и поговорим мы о жизни казачьей. А знаете ли вы ребята, кто такие казаки?
Дети. Казаки свободные, вольные люди.
- Где жили казаки?
- Казаки жили вблизи рек.
- Казачата я хочу вам загадать загадку.
Загадка Лес на берегах стоит
Под мостом она бежит,
И течет вода куда-то
Догадались вы ребята?
Умолчу ответ пока,
Под мостом бежит ….
- Правильно это река. Какая главная река в нашем крае?
Дети: Река называется Упа.
(показ иллюстрации реки Упы)
Хозяйка. Посмотрите – вот река Упа. А что вы знаете о реке Упе? Какая она?
1 реб. Река Упа большая, широкая, она тянется далеко по всей нашей области.
2 реб. По реке Упе ходят корабли, теплоходы.
3 реб. По берегам реки расположены села, города.
Хозяйка. Издавна были крепки казачьи семьи. Они селились на берегах реки. И сильны они были тем, что каждый в семье имел свои обязанности. А вы знаете казачата, какие обязанности имели казаки?
Кто охраняет любимую Родину? (любимую Родину охраняет казаки)
Кто ведёт домашнее хозяйство? (домашнее хозяйство ведет казачка)
Кто пашет и засевает широкие донские поля? (пашет и засевает широкие донские поля казак)
Кто поёт своим детям колыбельные песни? (своим детям поет колыбельную песню мать - казачка)
Кто готовит вкусный казачий борщ? (вкусный казачий борщ готовит казачка)
Кто ухаживает за лошадьми? (ухаживает за лошадьми казак)
Кто печёт вкусный каравай? (печет вкусный казачий каравай хозяйка - казачка)
А что делали казачата? (казачата любили играть, лепить из теста, когда подрастали помогали по хозяйству)
- Молодцы! Много вы знаете из казачьей жизни мужчин и женщин! С того давнего времени по сей день казаки и казачки не только любили трудиться, но и петь песни, и устраивать игрища. Вот и мы с вами сейчас поиграем.
Игра «Курень». В разных концах зала ставятся 2 стула, на которых лежат шали. Дети образуют вокруг стульчиков круги по 4человека. Под весёлую музыку дети пляшут врассыпную по всему залу. С окончанием музыки бегут к своим стульям, берут шаль за концы и растягивают её вытянутыми над головой руками, делают крышу.
Хозяйка: Присядем казачата. Ребята, а какие пословицы вы знаете о казачьих семьях?
• Казачьему роду нет переводу.
• Сумел сына родить, сумей и на коня посадить.
• Чти родителей своих.
• По главному казаку и семья ценилась.
• Жизнь сладка, где семья крепка.
Хозяйка:Казаки не только занимались хозяйством, семьями, они любили свою Родину и защищали её когда на русские земли нападали враги.
-Ребята, а что вы знаете о казаках? Расскажите, как казаки защищали свою землю, свою Родину!
1 реб. Казаки были сильные люди, если вдруг начиналась война – казак садился на коня, и воевал до победы.
2 реб. Казак смелый, отважный воин: воевал на коне с винтовкой через плечо.
3 реб. Каждый казак имел личное оружие – саблю, винтовку, лошадь.
Хозяйка. А какая главная казачья заповедь?
Дети: «Люби Россию, ибо она твоя мать»
- А кто главный у казаков?
Дети: Главный у казаков Атаман.
Хозяйка. Правильно. Главным у казаков был казачий атаман, его выбирали из самых смелых казаков. Это казачий командир, у него хранилось казачье знамя, с ним в бой шли казаки. Атаман всегда был впереди. Было раньше, да и сейчас среди казаков есть такое выражение: если мальчик упадёт, коленку разобьёт, то ему говорили: «Не плачь, казак, атаманом будешь!»
Хозяйка. Молодцы казачата! Посмотрите, что это за казачий экспонат? (Папаха, повторить 2 детям)
- Я предлагаю поиграть в игру «Передай папаху».
Игра «Передай папаху»
Дети стоят в кругу по цепочке передают папаху под музыку, по команде воспитателя: Стоп! в руках которого оказалась к этому времени папаха, отвечает на вопрос.
- Как называли предводителя войска казаков? - Атаман.
- Как назывался казачий населенный пункт? - Станица.
- Как называется казачья шапка? - Папаха.
- Какое оружие было у казаков? - Шашка.
- Как называется казачий дом? - Хата, курень
- Из чего поили чаем гостей? Самовара.
- Воду приносили из чего? Колодец.
-Лучший друг казака (конь).
-Как у казаков назывался рыбий суп (уха).
- В чем готовили казачки еду? (чугунках)
-Что в казачьем курене было в центре и ласково называли матушкой и кормилицей (печь).
-Любимое угощенье казачат (пряник).
Хозяйка. Ребята, а что это за жилище?
Ответ детей: - это казачий курень.
Воспитатель : А что означает слово курень?
Хозяйка. Само слово «курень» означает «круглый». В таком жилище комнаты располагались по кругу. Крыши куреня делали из камыша или соломы, а позднее железом. Дверь в курене была низкой и небольшой – войти можно было медленно и только по одному.
Хозяйка: - Молодцы казачата. Как хорошо поговорили мы с вами о казаках, а сейчас я приглашаю вас в казачий курень и посмотреть, как жили казаки (заходят в курень)
- Казаки были очень гостеприимны и набожны, в каждом курени в углу всегда висела икона (показ иконы). Войдя в дом, гости прежде всего крестились перед иконами. И только потом садились за стол.
Хозяйка. А это кухня, у казачек она называется стряпка. В каждом курене находилась русская печь. А как вы думаете, почему эта часть дома так называется? (потому что, здесь стряпали (готовили) пищу) Готовили казачки в чугунках. (повторить детям чугунок).Возле печки всегда стоял ухват. (повторить детям) Посуда была глиняная, вот кувшин где хранили молоко. Ели казаки деревянными ложками.
Хозяюшка. Мы, казачки, хорошие хозяйки, любим чистоту и порядок, а ещё мы любим очень вкусно готовить. Казачки старались к приходу гостей приготовить что-нибудь вкусное. Казаки по праздникам и воскресеньям всегда ходили в церковь. На праздник казачка готовила особое угощение. Казачья еда была очень полезной. А вы знаете какие-нибудь казачьи блюда?
Дети: В реке Дон водилась рыба. Казаки ловили и из нее варили уху, жарили, запекали.
- Из теста пекли круглики, пироги.
- Казаки готовили лапшу, борщ.
- Компот из сухофруктов.
- Казаки называли компот узвар. (повторить 2 детям) .
А у нас в саду тоже варят компот из сухофруктов.
Физическая минутка
Муку в тесто замесили, (Сжимают и разжимают пальцы.)
А из теста мы слепили (Прихлопывают ладонями, «лепят».)
Пирожки и плюшки, (Поочерёдно разгибают пальцы, начиная с мизинца.)
Сдобные ватрушки,
Булочки и калачи – (Обе ладони разворачивают вверх.)
Всё мы испечем в печи.
Очень вкусно! (Гладят животы.)
Хозяюшка. Правильно и сейчас в наше время казачья кухня очень популярна и очень полезна. Воду казачки носили с утра, каждый раз по два ведра. Отгадайте загадку.
На плече повисло, что ( ответ детей: коромысло).
Кто хочет попробовать принести воды на коромысле?
Дети пробуют по очереди.
- Посредине хаты стоял стол. Вокруг стола стояли лавки. На столе всегда стоял самовар. Кровать стала украшением дома. Ее застилали покрывалами – лоскутным одеялом (лоскутное одеяло - повторить).На кровати возвышалась гора из подушек под накидками. В каждом доме была прялка. Когда осенние работы на полях заканчивались, казачки пряли пряжу, чтобы потом вязать носки, варежки и другие вещи.
- Ребята кто из вас знает, что считалось главным украшением у казаков?
Дети. Главным украшением считалось оружие: сабли, винтовки.
Хозяйка. Правильно. Каждый предмет в хате казака имел свое назначение, к нему относились бережно. Порядок в доме соблюдали все члены семьи. Хозяйка старалась к приходу гостей приготовить что-нибудь вкусное.
Воспитатель: Красиво было в казачьем курене, все вещи сделаны с большой любовью и своими руками.
Хозяйка: вы так хорошо рассказывали о жизни казаков.
- Что вам понравилось на посиделках? - О чём мы сегодня с вами говорили? (мы говорили о жизни казаков)
Хозяюшка. Казачьему роду нет переводу, это древний наказ наших предков-казаков, его мы должны знать, в сердце хранить и свято выполнять. Вам хочется соблюдать эти казачьи традиции? И мы с вами должны гордиться и беречь такую красоту, созданную нашими предками.
- Славно повеселились, казачата. А теперь настало время потчевать вас! Милости прошу отведать мои угощенья. (фрукты или пироги)
Наши посиделки подошли к концу.