Светлана Шарова
Образовательная программа дополнительного образования детей. Кружок «Инфознайка»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
В 2010 году в Российской Федерации начали действовать Федеральные государственные образовательные (ФГОС) для начальной школы, в которых указаны требования к результатам начального общего образования. В частности: умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации; умение использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.
Публикация «Образовательная программа дополнительного образования детей, Кружок „Инфознайка“» размещена в разделах
Основным направлением совершенствования образования начальной школы становится информатизация, включающая в числе прочего формирование информационной культуры и компьютерной грамотности учащихся. Информационные технологии выступают в качестве современных средств развития таких важнейших познавательных процессов человеческой деятельности, как восприятие, внимание, воображение, память, речь.
Учащиеся младших классов выражают большой интерес к работе на компьютере и обладают психологической готовностью к активной встрече с ним. Общение с компьютером увеличивает потребность в приобретении знаний, продолжении образования.
Программа «Инфознайка» разработана на основе программы Т. А. Рудченко, А. Л. Семёнова «Информатика 1 - 4» с учетом особенностей первой ступени общего образования, а также возрастных и психологических особенностей младших школьников. Программа нацелена на достижение результатов трех групп: личностных, метапредметных и предметных. При этом с силу специфики внеурочной деятельности особое место занимает достижение результатов, касающихся работы с информацией.
Программа данного курса разработана на основе обязательного минимума содержания образовательной программы по информатике и информационным технологиям в начальной школе Государственного стандарта основного общего образования и закладывает базис для основных информационных и коммуникативных знаний высокого уровня, дает учащимся навыки использования компьютера и другие информационно-технологические знания и навыки.
Программа кружковой деятельности «Инфознайка» рассчитана на детей младшего школьного возраста, учащихся 3 – 4 классов. Срок освоения программы – 3 года.
Во время занятия обязательными являются физкультурные минутки, гимнастика для глаз.
Цель программы : воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, в частности приобретение учащимися информационной и коммуникационной компетентности.
Основные задачи программы :
обучающие:
-формировать представления об информатике, расширение технического кругозора;
-познакомить с основами знаний в области компьютерной графики;
- познакомить с возможными источниками информации и способами ее поиска;
-научить вводить различные виды информации в компьютер : текст, звук, изображение, цифровые данные; создавать, редактировать, сохранять и передавать гипермедиа сообщения и объекты.
развивающие:
подготовить сознания школьников к системно-информационному восприятию мира, развитие стремления к самообразованию, обеспечение в дальнейшем социальной адаптации в информационном обществе и успешную личную самореализацию.
раскрытие креативных способностей, подготовка к художественно-эстетическому восприятию окружающего мира
развитие способности к выражению в творческих работах своего отношения к окружающему мира
развитие общих навыков работы с информацией : поиск, обработка, организация информации и создание своих информационных объектов
воспитывающие:
Формирование информационной культуры обучающихся; потребности в дополнительной информации
Формирование у учащихся коммуникативных умений, таких, как умений распределять обязанности в группе. Аргументировать свою точку зрения, участвовать в дискуссии. Привитие навыков общения друг с другом, умение организованно заниматься в коллективе, проявлять дружелюбное отношение к товарищам;
Развитие мотивации личности к познанию;
Воспитание умственных и волевых усилий, концентрации внимания, логичности.
Формирование нравственных качеств личности и культуры поведения в обществе.
Актуальностьпрограммы обусловлена следующими факторами:
информатизация образования;
существенная роль информатики в формировании научного мировоззрения обучающихся именно этой возрастной группы;
вовлечение младших школьников в проектную деятельность, как средство формирования их информационной компетентности;
необходимость самопрезентации в обществе.
Занятия проводятся продолжительностью по 45 минут во вторую половину дня.
Для успешной реализации программы необходимо : состав группы не более 13 человек, занятия следует проводить в компьютерном классе. В качестве программного обеспечение можно использовать ОС Windows, OFFIS 2010, Paint, KolourPaint, программные продукты пакета «Стандартные».
Для реализации программы используется мобильный класс. Каждому учащемуся выдается персональный компьютер – НЕТБУК. Стоит отметить, что НЕТБУК предназначен для школьников в возрасте от 6 до 12 лет и призван помочь учащимся и учителям в организации учебного процесса в школе и во внеурочное время. Его использование в современном образовании предполагает разные варианты.
Учебная среда школы, в которой каждый учащийся и учитель могут пользоваться персональным мобильным компьютером, наполняется новыми инновационными моделями применения информационных и коммуникационных технологий. Школьники младших и средних классов могут выполнять задания и работать самостоятельно, участвуя в учебных исследовательских проектах.
Технические особенности устройства позволяют подключать к нему стандартные периферийные устройства для расширения возможностей учащихся. Персональный мобильный компьютер ученика работает на основе MicrosoftWindows, минимальные требования к сетевой инфраструктуре учебного класса или школы позволяют легко подключить его к Интернету по беспроводной технологии. В качестве дополнительного ПО на них установлен пакет специальных образовательных программ.
Структура занятия:
1. Организационный момент.
2. Разминка: короткие логические, математические задачи и задачи на развитие внимания.
3. Повторительно-обучающая работа (задания, связанные с материалом предыдущего занятия).
4. Объяснение нового материала.
5. Физкультминутка.
6. Работа за компьютером (I класс — 8 — 10 мин, со II-III класса — 10 -15 мин).
7. Выполнение упражнений для глаз.
8. Подведение итогов.
9. Рефлексия.
Формы проведения учебного занятия:
Комбинированный.
Закрепление и повторение.
Закрепление умений и навыков.
Ознакомление с новым материалом.
Обобщение и систематизация.
Проверка знаний.
Занятия строятся соответственно возрастным особенностям: определяются методы проведения занятий, подход к распределению заданий, организуется коллективная работа, планируется время для теории и практики. Занятия включают элементы игры, использование межпредметного материала, чередование теоретической и практической работ, использования интерактивных форм обучения.
Формами подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы могут являться : презентация Портфолио, защита творческих проектов, творческие конкурсы, учебно-исследовательские конференции и т. д.
Результаты обучения
Обучающиеся должны знать:
правила техники безопасности;
правила организации труда при работе за компьютером;
основные функциональные устройства компьютера и их назначение (системой блок, монитор, клавиатура, мышь, наушники, микрофон);
дополнительные компьютерные устройства и их назначение (принтер, сканер, модем, цифровой фотоаппарат, цифровая видеокамера, видеопроектор, звуковые колонки);
назначение и возможности графического редактора PAINT;
возможности текстового редактора WORD;
назначение и работу программы Power Point;
Обучающиеся должны уметь:
соблюдать требования безопасности труда и пожарной безопасности при работе на компьютере;
включить и выключить компьютер;
работать с устройствами ввода/вывода (клавиатура, мышь, дисководы)
работать с прикладной программой, используя мышь; осуществлять навигацию по программе, используя элементы управления (кнопки);
свободно набирать информацию на русском и английском регистре;
пользоваться текстовым редактором (не только набирать текст в нем, но и использовать все функции, например изменение шрифтов, вставка символов, рисунков, рамок, изменение форматов листа и т. д.);
выполнять операции над объектами (редактирование, форматирование, сохранение, передача, копирование и др.);
работать с программами Word, Paint, Power Point
работать с различными источниками информации, что обеспечит формирование компьютерной компетентности, связанной с поиском, анализом, оценкой информации.
оценивать потребность в дополнительной информации;
определять возможные источники информации и способы ее поиска;
анализировать полученные сведения, выделяя признаки и их значения, определяя целое и части, применяя свертывание информации и представление ее в наглядном виде (таблицы, схемы, диаграммы);
наращивать свои знания, сравнивая, обобщая и систематизируя полученную информацию и имеющиеся знания, обновляя представления о причинноследственных связях;
создавать свои информационные объекты (сообщения, небольшие сочинения, графические работы)
Материально-техническое и методическое обеспечение программы
Для реализации данной образовательной программы необходимо определё нное методическое обеспечение:
Наличие НЕТБУКОВ для каждого обучающегося
Ноутбук учителя
Наличие программного обеспечения на нетбуках.
Наличие выхода в Интернет.
Компьютерную поддержку рекомендуется осуществлять в соответствии с планированием курса с помощью электронных средств учебного назначения, таких как:
компьютерные азбуки и буквари для ознакомления с работой с текстом;
компьютерные раскраски и геометрические конструкторы;
компьютерные лабиринты для управления объектом;
компьютерные мозаики;
логические игры на компьютере;
компьютерные топологические схемы (например, района, метро,
игры-кроссворды и азбуки на компьютере на иностранных языках;
компьютерные среды управления исполнителем.
Используемые средства программной поддержки курса :
Методическое пособие для учителей 1-4 классов «Первые шаги в мире информатики» (пакет педагогических программных средств «Страна Фантазия»)
«Информатика» - программа-тренажер для детей
«Мир информатики. 1-2 год обучения»
«Мир информатики. 3-4 год обучения»
«Учимся думать». Сборник игр, развивающих навыки мышления.
«Как решить проблему». Самоучитель для развития творческого мышления.
«Компьютерная грамотность: звездная миссия»
«Волшебные превращения. Основы дизайна»
«Суперинтеллект». Головоломки для любознательных«240 логических игр» и другие.