Райкова Татьяна
Образовательная область «Физическое развитие» как основная организационная форма физкультурно-оздоровительной работы
▼ Скачать + Заказать документы
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ “ ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ”
КАК ОСНОВНАЯ ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ФОРМА
ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Райкова Татьяна Анатольевна,
Старший воспитатель
МБДОУ детский сад № 29 «Мамонтенок» г. Пятигорск
В XXI веке появилось большое количество новых заболеваний, которые не были известны человеку примерно три десятка лет назад. Одно из
Публикация «Образовательная область „Физическое развитие“ как основная организационная форма физкультурно-оздоровительной работы» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Работа инструкторов по физической культуре
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
таких опасных заболеваний, часто протекающее бессимптомно – гиподинамия. Гиподинамия (пониженная подвижность) – нарушение функций организма (опорно-двигательного аппарата, кровообращения, дыхания, пищеварения) при ограничении двигательной активности, снижении силы сокращении мышц. Большинство детей страдают гиподинамией, так как меньше времени
проводят в подвижных играх, и все больше увлекаются компьютерными
играми и просмотром телевизора.
Последствия гиподинамии намного страшнее, чем может показаться на
первый взгляд. Это задержка формирования организма, недостаточное
снабжение крови кислородом, атрофия мышц, расстройство пищеварения,
снижение сопротивляемости болезням, ослабление иммунитета.
Факт того, что уменьшается двигательная активность детей, подтверждает ученый М. Н. Кузнецов, доктор медицинских наук, в работе «Здоровье ищем в движении». В своей работе он говорит о том, что анализ практики работы дошкольных учреждений показывает, что в последние годы отмечается уменьшение удельного веса движений в общем режиме дня,
что отрицательно сказывается на формировании всех систем, и, несомненно, понижает защитные силы организма. Оптимизация двигательного режима становится, таким образом, одним из элементов неспецифической
профилактики острых респираторных заболеваний, не говоря уже об ее ведущей роли в воспитании здорового ребенка. Так же М. Н. Кузнецов подчеркивает важное значение занятий физическими упражнениями, под влиянием которых увеличивается сила мышц, выносливость.
За последние годы появились данные о биохимическом аспекте в механизмах влияния физических нагрузок на регулирующие системы.
Установлено, что систематические физические упражнения способствуют увеличению продукции нейропептидов – это вещества, продуцируемые головным мозгом, что благоприятно отражается на настроении,
улучшается сон и повышается работоспособность.
Выполнение упражнений наряду с подвижными играми обеспечивает
условия для гармоничного физического развития ребенка.
Широкое использование физических упражнений в виде спортивных
игр, физкультурных занятий, ритмической гимнастики, аэробики, бассейна
в комплексе с контрастным обливанием способствует эффективному, все-
стороннему развитию и оздоровлению детей.
Физические упражнения приводят к ослаблению стресса и напряжения
детского организма, повышению уровня метаболизма, улучшают физическую, психическую и интеллектуальную работоспособность детей.
В последнее время в дошкольных учреждениях все чаще стали применяться нетрадиционные средства физического воспитания детей : ритмическая гимнастика, игровой стрейчинг и др.
Наиболее популярной является ритмическая гимнастика как одна из
эффективных форм повышения двигательной активности.
Ритмическая гимнастика – это поточный вид физических упражнений,
выполняемых под музыку, с подчинением движений музыкальному ритму
и передача звуковых периодов в длительностях пластического движения.
Ценность занятий ритмической гимнастикой в том, что они имеют
большое оздоровительно-гигиеническое значение. Музыкальный ритм организует движения, создает хорошее настроение, вызывает положительные
эмоции, усиливает воздействие физических упражнений на организм.
Как и все занятия, ритмическая гимнастика имеет традиционную
структуру: подготовительную часть, основную и заключительную.
Подготовительная – обеспечивает разогревание организма, повышение
частоты пульса, дыхания. Сюда входят упражнения для формирования
правильной осанки и несложные упражнения для разных групп мышц.
Основная – направлена на развитие физических качеств, силы, гибкости, выносливости. Интенсивная нагрузка высокая.
Заключительная – предусматривает постепенное снижение нагрузки.
Для этого выполняются дыхательные упражнения, упражнения на расслабление в медленном темпе. Игровой стретчинг – оздоровительная методика, основанная на естественных растяжках, направлена на укрепление позвоночника и профилактику плоскостопия. Методика позволяет предотвратить нарушения осанки
и исправить её, оказывает оздоровительное воздействие на весь организм.
При исправлении осанки тело как бы просыпается, улучшается общее самочувствие, исчезают спазмы мышц. Упражнения стретчинга рассчитаны
на вовлечение в работу всего организма, включая психику, направлены на
расслабление, настройку и восстановление функций мышц. Это позволяет
без вреда, используя защитные силы организма, предупредить многие заболевания, т. к. воздействуя на позвоночник, органы, мышцы, железы
внутренней секреции, дыхательную и нервную систему, вырабатывается
естественная сопротивляемость организма. Помимо общего оздоровитель-
ного эффекта, умения управлять своим телом, запас двигательных навыков
позволяет детям чувствовать себя сильными, уверенными в себе, красивы-
ми, избавляет их от различных комплексов, создаёт чувство внутренней
свободы. В связи с высокой значимостью оздоровления дошкольников в условиях ДОУ разрабатываются основные направления работы для сохранения и укрепления здоровья, создаются условия для здоровьесбережения и здоровьеукрепления детей. Двигательной активности отводится ведущая роль при построении и организации физкультурно-оздоровительной деятельности в ДОУ. На занятиях физической культурой дети овладевают множеством различных физических упражнений, которые, несомненно, несут в себе оздоровительный и общеразвивающий эффект. Так как физкультурные занятия являются основной организационной формой физкультурно-оздоровительной работы, то именно они должны
стать основным средством оздоровления детей и профилактик различных
заболеваний.