Наталья Маслова
Конспект игровой образовательной ситуации «Дикие животные Краснодарского края» (старший дошкольный возраст)
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Животные краснодарского края (дикие животные)
Цель. Обобщить представление детей о жизни диких животных краснодарского края. Развивать логическое мышление. Воспитывать любовь к окружающему миру.
Публикация «Конспект игровой образовательной ситуации „Дикие животные Краснодарского края“ (старший дошкольный возраст)» размещена в разделах
- В мире животных. Конспекты занятий
- Дикие животные, лесные звери
- Дикие животные. Конспекты занятий, НОД
- Животные. В мире животных
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Краснодарский край, Краснодар
- Природа Краснодарского края. Животные и растения
- Республика, область, край. Список городов
- Старшая группа
- Темочки
Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций из серии «Дикие животные». Прослушивание записи «Шум леса». Настольно-печатные игры «Лото-животные, птицы», подвижные игры «Волк во рву», «Лиса в курятнике», сюжетная игра «Зоопарк» .
Материал. Слайды: горы, луга, животные краснодарского края. Иллюстрации с изображением диких животных. Запись «Звуки леса».
Ход ПУТЕШЕСТВИЯ
Педагог предлагает детям иллюстрации с изображением диких животных (бурый медведь, лиса, заяц, олень,кабан, белка, крокодил).
-Дети, посмотрите внимательно на изображение животных и догадайтесь, кто здесь лишний. (крокодил)
- Почему крокодил лишний (потому, что он живет в жарких странах)
-Правильно дети! На иллюстрациях изображены животные, которые живут в нашем краснодарском крае, а крокодил живет в дальних жарких странах и в нашей местности никогда не встречаются. Если посмотреть на наш край с высока, например :пролетая на самолете или вертолете, то мы увидим сплошное зеленое море лесов, степей, лугов, полей. Наши леса удивляют своим разнообразием. Встречаются у нас сосновые боры, светлые дубравы, березовые рощи, смешанные широколиственные леса, заболоченные и поросшие ольхой низины и многое другое. Дети мы получили с вами приглашение от лесничего кавказского заповедника.
Послушайте стихотворение о необычном транспорте.
Трудится аэродром, здесь моторов мощный гром.
Начинаются полеты, улетают вертолеты.
Здесь такое расписанье получил пилот заданье,
Сел в кабину, полетел у пилота много дел:
В поле сыпать удобренье и спасать от наводненья,
А пожар в лесу займется, вертолет тушить займется.
Очень трудная работа у гражданского пилота!
Педагог. Сейчас мы с вами отправимся на вертолете в горы (педагог помогает детям войти в воображаемую ситуацию).
Воспитатель сообщает: «Вертолет подлетает к горе, внимательно посмотрите в иллюминаторы. (слайд-горы). Нижний пояс горы покрыт широколиственным лесом. Такое богатство растительности дает обильный корм различным животным. Какие они все разные по внешнему виду, по месту обитания, по образу жизни. Обратите внимание на стадо диких кабанов. (слайд) Кабаны не имеют постоянного места жительства, живут стадами, ведут бродячий образ жизни, кормятся в основном по ночам, а днем лежат в укромных местах на подстилке из веток, листьев и сухой травы. Их тело покрыто прочной кожей и жесткими бурыми волосами, что позволяет им пробираться сквозь густые заросли. На ногах у кабанов – копыта, они позволяют им ходить по болотам, а зимой по глубокому снегу. Кабаны всеядные животные. Где они пройдут, вся земля переворочена ; ищут корешки, ящериц, улиток, червей, насекомых, траву и по полям могут пройти, полакомиться кукурузой, картофелем. Любят кабаны купаться в болотной грязи. Грязь застывает на них и губит всех насекомых, которые на них садятся. Интересно наблюдать за жизнью животных. Писатель В. А. Кораблинов описывает многочисленные наблюдения за жизнью и повадками лесных зверей и птиц наших лесов. Послушайте небольшие отрывки из его рассказов.
…. Вот под дубравами разрыт мох, точно вспахан. Это кабаны добывали желуди. А в пойме реки два старых оленя, три оленихи и два олененка обгрызали сухие листья крапивы, и молодые побеги ивы… Белка, сидя возле дупла, ела желуди…. Держа в зубах мышь, пробегала лиса. Дятел на весь лес выбивает барабанную дробь. Послушайте еще одно наблюдение В. А. Корабленого. …Возле глыбы соли собрались зайцы, заиграли, пока один не испугался чего-то и прыгнул в лес. Тогда и другие зайцы прислушались и тоже убежали. Подошла лиса, приподнявшись на задние лапы, стала лизать соль. Тут затрещали сучья в лесной чаще, из густого осинника на поляну вышли олени. Три оленухи и два олененка пошли лизать соль, а самец стал чесаться о ствол дикой яблони. С яблони посыпались перезревшие, тронутые морозом плоды. Оленухи и оленята поели опавших яблок и легли под яблоней….
Вопрос-каких животных упоминает писатель В. А. Караблинов в своих наблюдениях за жизнью диких животных?
Педагог. Посмотрите на эти иллюстрации, ребята эти животные вам хорошо знакомы. Многие из вас видели их в лесу. Расскажите про них. (дети рассказывают про белку и ежа, отвечая на вопросы педагога.)
Вопросы: -
- Где обитают животные?
- В какое время суток охотятся, добывают себе пищу?
- Чем питаются?
- Как приспосабливаются к изменениям погоды в разное время года?
Педагог. Вертолет поднимается выше, и чем выше он поднимается, тем становится холодней. Здесь растут хвойные леса (дети называют какие деревья называются хвойными, чем они отличаются от лиственных). За поясом хвойных деревьев находятся альпийские луга. (слайды)
Педагог (поддерживая воображаемую ситуацию, предлагает получше застегнуть комбинезоны).
Вертолет делает посадку на поляне, в заповеднике. Перелет был долгим, давайте сделаем разминку.
Физминутка «Звериная зарядка»
Раз присядка, два прыжок присесть, подпрыгнуть
Это заячья зарядка «ушки на макушке»
А лисята как проснуться, потереть глазки
могут долго потянуться потянуться
обязательно зевнут повороты туловищем
рыжим хвостиком вильнут движения бедрами
А волчата спинку выгнут наклоны вперед
И тихонечко подпрыгнут прыжок вверх
Ну а мишка косолапый руки согнутые в локтях
Широко расставил лапы переступать с ноги на ногу
То двумя,то всеми вмести
А кому зарядки мало
Начинаем все сначала. руки в стороны
(Шум леса- аудио запись0
К детям подходит лесник.
Лесник. Вы находитесь в национальном кавказском заповеднике, это огромная территория, где под охраной находятся животные и растения,все животные живут в естественных условиях. В заповеднике нет ни клеток ни вольеров, как в зоопарке. Здесь запрещена охота строительство, езда на автомобилях. Туристические тропы проходят так, чтобы не мешать животным. Работники заповедника заботятся о том, чтобы сохранить и восстановить численность ценных видов зверей. В первую очередь это тур, кавказский олень и гордость кавказского заповедника широколобый «царь быков» –Зубр. Перед войной в заповедник завезли всего пять животных. Сейчас их поголовье значительно увеличилось. Чтобы спасти животных их поместили в загоны, хорошо кормили, постепенно приучили к дикой жизни. (рассматривание иллюстраций с изображением редких, диких животных).
Лесник. Предлагаю рассмотреть «Царя быков» -Зубра. (видеозапись)Он широколобый, глазастый, коротконогий, бородатый с густой курчавой шерстью спереди и короткой сзади. В гневе зубры страшны, бодаются рогами, растаптывают копытами. Игра «….»
Воспитатель предлагает вспомнить детям, каких животных им пришлось увидеть в наших краснодарских лесах, кавказском заповеднике. Рассказать об этих незабываемых встречах своим родителям.