Марина Бурлакова
Экологическое воспитание дошкольников. Образовательная деятельность в старшей группе «Сибирь — мой край родной»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: прививать любовь к родному краю.
Задачи:
• Развивающие: развивать мыслительные операции анализа, сравнения и обобщения;
• Обучающие: расширять и уточнять представления детей о родном крае;
• Воспитательные : воспитывать элементарную экологическую культуру.
Публикация «Экологическое воспитание дошкольников, Образовательная деятельность в старшей группе „Сибирь — мой край родной“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мой край, мой город. Краеведение
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Республика, область, край. Список городов
- Родина, родной край. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2014
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с дикими животными, чтение рассказов о природе, отгадывание загадок, экскурсия на берег озера, обыгрывание поведения животных в подвижных играх.
Дети входят в группу и здороваются с гостями.
Сюрпризный момент-шкатулка: воспитатель достаёт письмо от лесовичка, в котором он приглашает отправиться в путешествие по родному краю, а чтоб нам не заблудиться путь нам будут указывать стрелки с загадками и заданиями, посмотрите, где первая стрелка?
- Что делает солнце для нас? (греет и светит)
- В какое время суток появляется на небе солнце?
Первая стрелка (жёлтая)
И предлагаю игру «Утром солнышко встаёт» :
Утром солнышко встаёт, нас на улицу зовёт,
Выхожу из дома я, здравствуйте, мои друзья.
Здравствуй, омуль в глубине, здравствуй, чайка в синеве.
Здравствуй, нерпачка на льдине, здравствуй, солнце в вышине.
Солнышко лучами греет, и ребятам веселее.
Мир природы познавать, веселиться и играть.
Беседа о живой и неживой природе.
Вос-ль: Ребята, мы с вами знаем, что природа бывает живая и неживая.
-А как вы думаете, солнце к какой природе относится?
-А что у нас ещё относится к неживой природе (солнце, воздух, вода, камни, песок, почва – они не питаются, не растут и не размножаются). А что относится к живой природе? (человек, животные, растения – питаются, размножаются, дышат). Солнце освещает нам путь ко второй стрелке.
Вторая стрелка (красная)
Дети садятся на стульчики.
Воспитатель загадывает загадку :
Я скажу вам по секрету
Я в этом городе живу
Самым лучшим и красивым
Этот город нахожу
Он стоит на берегу сказочного озера
И зовут его ….(Байкальск)
- Почему его так называют? (расположен на берегу озера Байкал, а как вы думаете, может ли город иметь возраст?
- Сколько лет нашему городу (около 50 лет). А как зовут людей живущих в нашем городе? (байкальчане).
- Где находится и наш город, и наше озеро? (в Сибири, а что такое Сибирь (зима длинная и холодная, а лето короткое,
- почему мы называем его малой родиной? (мы родились и выросли в этом городе).
- У каждого города есть свой герб и у нашего города он тоже есть.
- Кто мне найдёт герб нашего города (слайды гербов разных городов) .
Рассматривание герба и обсуждение его цветовой гаммы, (синий - на берегу озера, зеленый - окружён зелёными лесами, жёлтый – прекрасные восходы солнца, белый – снежные горы, чайки)
Послушаем стихотворение (рассказывает ребёнок)
Байкальск – кусочек родины моей
На глубине узор заманчивых камней
По берегам кругом стоят зелёные леса
Байкальск от сердца оторвать нельзя!
- Давайте поищем третью стрелку.
Третья стрелка (зелёная)
Приводит к карте нашего озера, воспитатель предлагает рассмотреть её.
Воспитатель :
- Если бы мы были птицами и полетели бы над нашим озером, то мы бы его увидели точно таким же, какое оно на карте.
-Что окружает наше озеро (леса и горы, а какие виды деревьев знаете (хвойные и лиственные, чем хвойные деревья отличаются от лиственных?
- Для чего нам нужны деревья?
- Кто живёт в наших лесах? (волк, лиса, заяц, медведь, рысь, соболь, норка).
- Кто ещё (птицы - синичка, снегирь, воробей, ворона, сова)
- Как человек должен вести себя в лесу?
- Сейчас, ребята, мы подойдём к четвёртой стрелке и узнаем, куда она нас привела.
Четвёртая стрелка (голубая)
Воспитатель читает загадку :
Хочу плескаться, хочу бегать,
Хочу прекрасным быть и чистым,
Хочу всегда быть голубым,
И очень быстрым….
О ком эта загадка?
Беседа о Байкале:
- Мы находимся на берегу Байкала, давайте полюбуемся на него
- Чем вам нравится Байкал? (можно купаться, отдыхать, загорать, любоваться, кидать камни и т. д.)
- что вы можете сказать о размерах нашего озера (очень длинное, широкое и глубокое, но и самое древнее (20 миллионов лет)
- почему оно такое большое? (впадает много рек, а вытекает всего одна)
- какая в нём вода (прозрачная, чистая, пресная).
-каким бывает озеро в плохую, ненастную погоду? (тёмным, мрачным, с огромными волнами).
Игра – эксперимент: «Буря на Байкале»
Дети через трубочку дуют в воду в стаканчике и наблюдают, как бурлит вода.
«Шум волн»
Дети двигают прозрачным листом, слушают шум волн.
Подвижная игра: «Байкал наш волнуется раз…»
После игры воспитатель предлагает отдохнуть на стульчиках и продолжают беседу.
Беседа: Кто живёт в Байкале? (рыбы)
-А каких рыб вы знаете? (омуль, голомянка, ленок, щука, бычок, карась, окунь, хариус).
- Чем питаются рыбы? (водорослями, донными рачками, моллюсками и даже мелкой рыбёшкой, где живут водоросли, рачки, моллюски? (на дне озера).
- Рыба может жить на берегу? Что с ней может случиться?
- Как вы думаете, рыба, к какой природе относится, к живой или неживой?
-При помощи чего размножается рыба?
-А сейчас я предлагаю игру «Угадай рыбу по внешнему виду» (показ слайд)
-А сейчас следующая игра: «Что лишнее?» (на слайде рак среди байкальских рыб, нерпа и дикие животные).
- Сейчас мы с вами пойдём в гости, а к кому – подскажет пятая стрелка и загадка.
Пятая стрелка «Серая» (загадка о нерпе)
Воспитатель читает загадку :
В снежном логове родится,
Простудиться не боится.
Подрастет - начнет нырять,
Шубку белую менять.
Если очень повезет.
Лет полсотни проживет.
Что за зверь такой с усами?
Может, вы видали сами? (нерпа)
- Давайте проверим. (В-ль снимает с игрушки – нерпы салфетку)
Рассматривание нерпы
- Где живёт нерпа?
- Посмотрите, ребята, какого цвета мех у нерпы?
- Погладьте, какой он на ощупь?
- А чем питается нерпа?
- Посмотрите, какая она упитанная, сразу видно, что нагуляла много жира. А как вы думаете, для чего нерпе жир?
- Ребята, а у нерп бывают детёныши? Как их называют? Почему?
-Сейчас я предлагаю вам нарисовать нерпе детёнышей, чтобы ей не было одиноко, но вначале мы проведём игру «Две руки»
Проводится пальчиковая гимнастика под фонограмму «Две руки»
Рассматривание образца работы, обговаривание способов работы с нетрадиционным материалом. (силуэт белька обводится простым карандашом на синем картоне, намазывается контур клеем ПВА и засыпается манкой, остатки манки ссыпаются).
- Ну, вот наше путешествие по родному краю завершилось. Скажите, что вам больше всего понравилось? Что запомнилось?
Стихотворение о Байкале (читает ребёнок)
Беречь Байкал – святое дело:
Его судьба – у нас в руках!
Сама Природа нам велела,
Чтоб жил Байкал родной в веках!
И верю я: Байкалом будет
России слава прирастать!
И нам потомки не забудут,
За это должное воздать.