Нина Глухова
Образовательная деятельность «Поможем капельке»
▼ Скачать + Заказать документы
Поможем капельке
Задачи.
Познакомить детей с понятием: «круговорот воды в природе», «акватория»; научить детей установить причинно – следственные связи между природными явлениями; формировать представление об искусственных причинах нарушения баланса в экологической системе;
Расширить знания о различных видах водоёмов (родники, реки, моря, озёра и. т. д., вода, её роли в жизни человека и живых организмов; развивать умение ориентироваться в условиях цветовых обозначениях на глобусе; развивать экологическое мышление в процессе опытнической деятельности;
Публикация «Образовательная деятельность „Поможем капельке“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2014
Воспитывать бережное отношение к воде как основному природному ресурсу; закрепить желания правильно вести себя в природе.
Материалы и оборудование: письмо, картина – схема, картинки живой и неживой природы; глобус; макет «Круговорот воды в природе»; баночки с грязной водой, непроливайки, ватные диски; знаки «Правила поведения в природе».
Ход занятия.
Воспитатель. Ребята, мы получили странное письмо. Сейчас я вам его прочитаю: «Текла по равнине чистая, прозрачная река, но вот построили на берегу завод игрушек. Стало много новых игрушек, что радовало детей. Завод начал брать чистую воду из реки и спускать в неё грязную. Было много воды в реке, а стало мало – завод много расходует. Рыба в реке заболела. Птицы и звери перестали пить воду из неё. Погибает река! Помогите! Капелька».
- Поможем Капельке и всему живому вернуть чистую речку!
- Но прежде давайте вспомним, кому и зачем нужна вода?
Дидактическая игра «Кому нужна вода?»
(Дети подходят к картинке – схеме. Из картинок живой и неживой природы выбирают только те объекты, которым вода необходима. Прикрепляют картинки к картинке – схеме и объясняют, зачем нужна им вода).
Работа с глобусом.
Воспитатель. Как вы думаете, на земле много воды?
Очень хорошо видно на глобусе, сколько места занимают на земле вода и суша.
- Каким цветом обозначена суша? вода? (зелёным, коричневым, жёлтым выделена суша, голубым – вода).
Воспитатель. Чего больше на Земле воды или суши? (на земле больше воды, чем суши).
Воспитатель. Всё это голубое пространство на глобусе называется акваторией. Она состоит из водоёмов.
- Какие водоёмы вы знаете? (реки, озёра, речки, ручьи, море, океаны).
- Какие водоёмы занимают больше всего места на глобусе? (больше места занимают моря и океаны, а меньше – ручьи, речки, реки и озёра).
- Чем отличается вода в морях и океанах от воды в реках, озёрах? (вода в морях и океанах солёная, а в реках и озёрах пресная).
- Какую воду больше всего использует человек? (пресную воду).
Воспитатель. Расходует человек пресную воду в огромном количестве, а её запасы на Земле постоянно пополняются. А хотите узнать как?
Круговорот воды в природе.
Воспитатель. Представьте себе, что вы пришли на берег водоёма. Много – много капелек – подружек играют, резвятся в воде. Солнце светит ярко, припекает. И капельки – подружки по одной начинают отделятся и подниматься в воздух. Они летят всё выше и выше. Высоко от земли воздух становится всё холоднее и капельки снова собираются вместе. Так получаются тучи. Ветер гонит их к земле. Тучи становятся тёмными и тяжёлыми. Из них идёт дождь. А дождь – это маленькие капельки воды. Упали они на землю, напоили растения, животных, промочили землю. Под землёй капельки собираются в подземные ручьи. Ручьи стекают в водоёмы. Вот так и пополняются запасы воды на Земле. Этот процесс называется круговоротом воды в природе, от слова «круг», т. е. вода движется по кругу. С земли на небо, с неба на землю.
- А кто из вас сможет рассказать, как движется капелька?
- Как этот процесс называется?
Подвижная игра «Ходят капельки по кругу».
Воспитатель. Давайте то же превратимся в капельки и поиграем в их путешествие. (звучит музыка, напоминающая дождь).
- Я мама Тучка, а вы детки – капельки. Вам пора отправляться в путь.
(Под музыку «Капельки» прыгают, разбегаются, танцуют. Мама Тучка показывает, что им делать).
Полетели капельки на землю…Скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькие весёлыми ручейками. (Дети – «капельки» составляют ручейки, взявшись за руки).
Встретились ручейки и стали большой рекой. (Ручейки соединяются в одну цепочку).
Плывут капельки к большой реке. Текла – текла река и попала в океан. (Дети перестраиваются в хоровод и движутся по кругу).
Плавали – плавали капельки в океане, а потом вспомнили, что мама Тучка наказывала им домой вернуться, а тут как раз солнышко пригрело. Стали капельки лёгкими, потянулись вверх. Испарились они под лучами, солнышка и чистые, весёлые вернулись к маме Тучке.
(дети вытягивают руки вверх и приседают на корточки и руки опускают на колени).
Воспитатель. Нашей Капельке плохо живется в грязной реке. Как ей помочь? Может остановить завод игрушек? (нельзя, не будет игрушек).
Ответы детей.
Воспитатель. А у меня такое предложение давайте подскажем директору завода, как очистить воду, которую сливает завод. Вы согласны? Мы это умеем? С помощью чего можно очистить воду? (с помощью фильтра).
- Из чего можно сделать фильтр? (из марли и ваты, салфеток, ватного диска).
Опыт.
Дети начинают фильтровать воду.
Воспитатель. Что произошло после фильтрования грязной воды? Посмотрите, у всех ли получился опыт? Что осталось на фильтре? (на фильтре осталась грязь).
- Какой совет мы можем дать директору завода, чтобы из труб не вытекала грязная вода? (поставить фильтры на трубы).
Дидактическая игра «Правила поведения в природе». (Выбрать знак).
Воспитатель. Сточную воду очистят фильтрами. Достаточно ли этого, чтобы нашей Капельке и другим жилось в реке уютно?
- Что ещё можно сделать для реки?
Давайте выберем знаки из «Правил поведения в природе», которые подходят к нашей проблеме. (Дети рассматривают изображения консервной банки, бутылки, сачка для бабочек, сломанного камыша, фильтра).
Дети. В природе нельзя мусорить, рвать цветы, ломать камыш, бросать бутылки. Все люди должны сохранять и беречь природу.
Воспитатель. Сейчас мы соберём наши предложения по охране природы и отправим директору завода. А вы сегодня отлично поработали. Помогли маленькой Капельке, которая попала в беду.