Ирина Александрова
Конспект ОД по экологии «Зов джунглей»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
• Развитие познавательной активности детей.
Задачи.
Познавательные:
• Расширять представления о тропических лесах, об особенностях географического положения.
• Формировать представление о флоре и фауне тропического леса, о связи животных организмов со средой обитания.
Развивающие:
• Развивать умение выделять существенные признаки приспособления животных организмов к условиям среды.
Публикация «Конспект ОД по экологии „Зов джунглей“» размещена в разделах
- Животные жарких стран. Африка для детей
- Животные жарких стран. Конспекты занятий
- Зов Джунглей. Сценарии развлечений
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2018
• Развивать освоение действия построение модели, отражающей взаимосвязь растений, животных и условий жизни в природной зоне.
• Развивать освоение действия схемы внешнего вида животных, обитающих в джунглях.
• Развивать внимание, память, логическое мышление, воображение, наблюдательность, познавательный интерес.
• Развивать речь, обогащать словарь (индейцы-пигмеи, многоярусный, дебри).
Воспитательные:
• Воспитывать бережное отношение к природе.
• Воспитывать уважительное отношение к собеседнику, формировать навыки коллективной работы.
• Формировать географическую и экологическую культуру дошкольника.
Предварительная работа:
• Просмотр слайдов, видеофильмов о животных и растений джунглей.
• Рассматривание и сравнение комнатных растений с сочными, мясистыми листьями, воздушными корнями.
• Изготовление карточек с обозначениями условий жизни.
• Работа с атласом «Мир и человек».
• Игры «Жители Земли», «Кто лишний».
• Работа с глобусом.
• Игра-представление «В гостях у тропического леса».
• Изготовление куклы «индеец-пигмей».
Оборудование и материалы:
• Географическая карта, глобус.
• Костюмы (пигмеев).
• Оформление зала.
• Видео и аудио сопровождение.
• Игрушки и растения.
• Схемы, карточки условных обозначений природной зоны.
• Угощение (бананы).
Ход образовательной деятельности.
Воспитатель: Дети, сегодня я предлагаю вам отправиться в путешествие, стать исследователями. Согласны?
Дети: Да.
Воспитатель: В путешествие мы отправимся на самолете.
Под музыку на «самолете» поем песенку: «Мы едем, едем, едем…», на фоне: пение птиц, шума ветра.
Воспитатель: Вот мы и прилетели. Посмотрите ребятки, как тут красота! Мы попали с вами в самое пестрое и разноцветное место на Земле. Отгадайте куда мы попали?
Дети: Джунгли.
Воспитатель: Как по-другому можно назвать это место?
Дети: Тропический лес.
Воспитатель: Давайте отыщем это место на глобусе, кто может показать?
Дети: Джунгли находятся по обеим сторонам экватора, в середине Земли.
Воспитатель: Правильно! Это самое жаркое и влажное место на Земле.
Воспитатель: Диспетчер аэропорта нам сейчас выложит погоду с помощью волшебных карточек.
Диспетчер: Обилие тепла и влаги – вот главная причина сказочного богатства. Джунгли получают от Солнца больше всего тепла и света, там лето круглый год.
На фланелеграфе выставляет карточки: влага (вода) и жара (t0).
Воспитатель: Ребята, предлагаю вам отдохнуть, снять свои рюкзаки, присесть вот на эту полянку.
Играет музыка: «Чунга-Чанга», выбегают «пигмеи».
Воспитатель: Дети, вы догадались кто это?
Дети: Это маленькие люди, коренные жители – пигмеи.
Пигмеи здороваются: «Мумбо-бумбо» и присаживаются в кружок к детям.
Воспитатель: Пигмеи очень взволнованы вырубкой деревьев и прокладкой дорог в их джунглях и поэтому они пришли рассказать про место, где они живут.
1 пигмей: Погода здесь отличается постоянством. Перед восходом солнца в лесу прохладно и тихо, небо безоблачно. Но вот восходит солнце, и температура начинает повышаться, к полудню повышается жара, а воздух становится удушливым. Два-три часа спустя на небе появляются тучи, начинают сверкать молнии, оглушительные раскаты грома сотрясают воздух и начинается ливень. Вода льется сплошным потоком, как будто внезапно возник водопад, под тяжестью вод которого рушатся деревья. Но еще до заката солнца дождь прекращается, небо проясняется, ветер стихает. Обычно продолжительность ливня не превышает часа. Вскоре лес погружается в спокойный сон. Ночной мрак наступает быстро, почти без сумерек.
Воспитатель: Спасибо, что познакомили нас с погодой джунглей. Дети, обратите внимание на растения, которые растут в лесу. Может, кто сможет назвать их?
Дети ходят по залу и показывают.
Воспитатель: Молодцы! Много знаете растений. Уважаемые жители этого края, что еще есть интересного в вашей зоне?
2 пигмей: Я расскажу о влажном тропическом лесе, он многоярусный, вечнозеленый и богатый на всякие виды растений. Деревья верхнего яруса поднимаются до 100 метров в высоту. Здесь растут самые длинные растения. Это пальмы-лианы, тянутся на 300-400 метров. Нижние ярусы тропического леса обычно закрыты кронами больших деревьев, сплетениями вверху. Поэтому внизу сумрачно, жарко и душно как в теплице. Стволы деревьев переплетены, обвиты деревянистыми и травянистыми лианами. Растения влажного тропического леса сбрасывают листву в разное время, иногда по 6 раз в год. Опавшие листья не желтеют, а лежат зелеными под ногами.
Воспитатель: Ребята, если здесь так много растений, то какая почва, бедная или богатая?
Дети: Богатая?
Воспитатель: Что можно про свет сказать?
Дети: На верху очень сильная освещенность, а внутри леса, очень слабая.
Воспитатель: Правильно! Ребята, мы с вами исследователи и прилетели изучать джунгли, поэтому нам надо определить какие же здесь условия жизни.
Раскладывают конверты с условными обозначениями, дети работают на полу под музыку. Пигмеи тоже работают, смотрят и исправляют, если не правильно.
Воспитатель: Дети, посмотрите вокруг и скажите, пожалуйста, какие животные живут в этой зоне.
Дети: Слоны, носороги, обезьяны, бабочки и т. д.
3 пигмей: Я хочу рассказать вам о животных. В дебрях тропического леса обитают разнообразные животные. Здесь можно встретить самых маленьких букашек-насекомых и самых крупных животных – слоны, носороги, бегемоты. И все находят себе приют и жилье. Именно здесь живет больше всего обезьян. Очень много попугаев, амазонского попугая можно быстро научить разговаривать. Насекомых можно встретить не только маленьких, но и настоящих гигантов, например: бабочка-тизания. В богатых водой тропических лесах живет множество пресмыкающихся, ближайшие родственники динозавров – крокодилы, черепахи, ящеры, змеи. Среди хищников водятся леопарды (пантеры, ягуары, тигры. Яркая пятнистая, полосатая окраска помогает животным скрываться в нижних ярусах тропического леса.
Воспитатель: Ребята, давайте поиграем в игру «Кто лишний». Нужно убрать картинку животных, которые не живут в зоне джунглей.
Проводят Пигмеи.
Воспитатель: Молодцы! Вы очень знаете животных тропического леса. А теперь доставайте свои блокноты, карандаши и зарисуем животное, только самые главные общие черты, помогающие приспособиться к условиям жизни в джунглях.
Воспитатель: Какая шерсть у зверей?
Дети: Либо отсутствует, либо совсем маленькая, так как очень жарко.
Воспитатель: Какая шкура?
Дети: Пестрая, чтобы быть незаметными в разноцветном лесу.
Воспитатель: Какие нарисуем ноги и хвост?
Дети: Длинные и гибкие, так как большинство живет на деревьях, не спускаясь на землю.
Воспитатель: Какие уши?
Дети: Уши большие, так как деревья заглушают звук.
Воспитатель: Какие глаза у животных?
Дети: Глаза бывают и большие и маленькие, так одни охотятся ночью, другие днем.
Рассмотреть рисунки с «Пигмеями», отметить хорошие рисунки.
Воспитатель: Наше путешествие – исследование завершено, и наши друзья Пигмеи хотят на последок спросить у вас.
Пигмеи: Можно ли вырубать леса? Вырастут ли снова деревья, не повредит ли это животным?
Дети: Нельзя, потому что все животные приспособлены к жизни с большим количеством деревьев, едят их плоды, живут на них, не смогут жить без деревьев, а сильные дожди размоют богатую почву и на ней уже никогда не вырастит такой великолепный лес.
Воспитатель: Ребятки, вот пора нам возвращаться назад домой, нас ждет самолет.
Пигмеи: Мы хотим вас угостить бананами, возьмите их в дорогу.
Дети: Спасибо.
Пигмеи прощаются «Хуа-Хуа».
Дети садятся в самолет и под музыку занятие заканчивается.
Воспитатель: Дети, вам понравилось наше путешествие?
Дети: Да.
Воспитатель: Обязательно расскажите своим друзьям о нашем путешествии.