Светлана Данчева
«Наши соседи насекомые». Образовательная деятельность по экологии в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Обобщить и систематизировать знания детей о насекомых.
Задачи:
Образовательные: Закрепить знания детей о весенних изменениях в природе. Продолжать формировать у детей элементарные представления о насекомых (бабочка, пчела, муравей, кузнечик). Расширять знания детей об их внешнем виде, особенностях строения тела, среде обитания, способах передвижения и т. д. Формировать навыки исследовательской деятельности.
Развивающие: Развивать память, мышление, речь, познавательный интерес.
Воспитательные: Воспитывать доброжелательное, заботливое отношение к насекомым.
Оборудование и материалы: компьютер, проектор с экраном, коробка с муравьями, макет муравейника, тарелка с манной крупой для опыта, 2 рукавички (гладкая, ворсистая, дипломы, сувениры.
Ход:
Воспитатель: Уважаемые коллеги! Прошу вас пройти в аудиторию.
(дети заходят в группу, встают возле стульчиков). Членов клуба, выступающих с докладами, прошу зарегистрироваться у секретаря.
(3- детей подходят к столику для регистрации)
Воспитатель: Коллеги давайте сделаем круг.
Сильные, смелые мальчики!
Добрые, нежные девочки!
Встанем мы в круг, за руки возьмемся
И радостно друг другу мы улыбнемся.
Воспитатель: Я рада приветствовать всех вас в нашем кругу радости. Передайте тепло ваших ладошек друг другу. А теперь прошу всех занять свои места (дети садятся на стульчики).
Воспитатель: Уважаемые коллеги! Сегодня мы начинаем наше очередное заседание клуба «Юные исследователи». На повестке дня подведение итогов исследовательской работы по теме: «Насекомые». Перед нами выступят с докладами участники нашего клуба. Также на нашем заседании присутствует гость - профессор Почемучкин, который пришел к нам с просьбой.
Воспитатель: Прошу профессор вам слово.
Профессор: Здравствуйте, коллеги! Я пришел к вам за помощью. Вчера я получил письмо с фотографией. На фотографии изображено необычное насекомое. Раньше я таких не встречал. Я перечитал много книг, но так и не нашел ничего, об этом насекомом. Не поможете ли вы мне узнать о нем
что-нибудь? Вот эта фотография (на экране появляется рисунок с изображением насекомого, у которого голова и грудь муравьиная, пчелиное жало, крылья от бабочки, задние лапки кузнечика)
Воспитатель: Да, очень интересное насекомое, мы постараемся с коллегами вам помочь. Поможем?
Дети: Да.
Воспитатель: Профессор присаживайтесь.
(Звучит запись со звуками природы)
Воспитатель: Слышите, ребята, что это за звуки? Звуки чего?
Дети: Весенних ручейков, пение птиц, звуки весны.
Воспитатель: Правильно это весенние звуки.
Воспитатель: Коллеги, какие изменения происходят весной в природе?
Дети: Ярко светит солнце. Становится тепло. Растаял снег, на деревьях появляются листочки, птицы возвращаются с юга.
Воспитатель: Какие еще изменения происходят в природе?
Дети: Просыпаются насекомые.
Воспитатель: Молодцы, вы правильно назвали признаки весны. Весной оживает вся природа, просыпаются насекомые. Тема сегодняшнего весеннего заседания нашего клуба - «Наши соседи насекомые». Сейчас перед нами выступит с докладом на тему «Муравьи» (имя ребенка, из подгруппы детей, изучающих ползающих насекомых. Прошу вас, коллега!
(Ребенок выходит к трибуне, читает доклад, идет показ слайдов про муравьев)
Доклад про муравьев
Муравьи ползающие насекомые. Они живут в муравейниках большой дружной семьей. Муравейник – это многоэтажный дом, с множеством подземных ходов и комнат. Муравьи содержат свой дом в идеальной чистоте. В нем есть комнаты, где хранятся зерна, гусеницы, жуки и другие насекомые. Это муравьиные кладовки. Есть зимняя спальня, куда все муравьи собираются на зиму и засыпают. Еще муравьев называют санитарами леса, за то, что они уничтожают много вредных насекомых. Муравьи хоть и маленькие, но настоящие силачи. Один муравей может нести на себе груз, в 10 раз тяжелее его самого.
Воспитатель: Большое спасибо за очень познавательный доклад.
Уважаемые, коллеги, на сайт нашего клуба пришло очень много вопросов о муравьях от разных пользователей, ответьте, пожалуйста, на них:
-Что такое муравейник?
-За что муравьев называют «санитарами леса»?
-Почему называют силачами?
-Что делают муравьи зимой?
Спасибо за ваши ответы. Итак, продолжаем наше заседание. Я предлагаю вам пройти рассмотреть макет муравейника, чтобы понять, как же устроен дом муравьев (дети рассматривают макет).
Воспитатель: Сверху муравейник покрыт ветками и листьями, под ними находятся подземные ходы, комнаты, кладовки. В нижней части муравейника находится зимняя спальня. Вот так устроен муравейник.
А еще мы с вами провели опыт с муравьями, чтобы определить, как же муравьи находят себе еду и сообщают о ней другим муравьям.
Опыт «муравьиная дорожка»
В небольшую плоскую коробку сажают муравьев и накрывают коробку стеклом. Разделяют коробку на две части перегородкой, в которой проделывают 2 отверстия. Муравьи находятся в одной части коробки, а в другую ставят блюдо с кусочком банана. Через некоторое время муравьи образуют дорожки, от еды к своему месту обитания.
Воспитатель: Вот такая интересная жизнь у муравьев. Прошу вас, займите свои места. А теперь к трибуне я приглашаю нашего следующего докладчика, (имя ребенка, из подгруппы детей, изучающих прыгающих насекомых. Он расскажет нам о жизни кузнечиков (показ слайдов о кузнечиках).
Доклад о кузнечиках
Кузнечики, прыгающие насекомые. У них три пары ножек. Две передние используются для передвижения шагом, а задняя пара ног, идеально приспособлена для прыжков. Кузнечики могут быть зеленого, серого, коричневого цвета. Их окраска помогает им хорошо прятаться от своих врагов – лягушек, птиц, мелких животных. Кузнечики питаются травой, листьями, цветами и кусочками плодов.
Воспитатель: Спасибо, коллега, за вашу интересную информацию о жизни кузнечиков. Уважаемые члены клуба, детей старшей группы нашего сада интересуют ответы на вопросы:
-Какого цвета бывают кузнечики?
-Для чего им нужна такая окраска?
-Чем питаются кузнечики?
-Что помогает кузнечикам высоко и далеко прыгать?
Спасибо коллеги, у вас достаточно развернутые ответы. Вы много узнали о жизни кузнечиков. Ну что ж мы можем прервать наше заседание. Объявляется перерыв.
Профессор: Коллеги, я предлагаю вам отдохнуть и представить, что мы с вами попали в лес.
Динамическая пауза.
Раз – два – три – четыре – пять –
В лес отправимся гулять. (Обычная ходьба).
По извилистым тропинкам потихоньку мы пойдем. (Ходьба "змейкой”).
Может быть, и под листочком
Мы кузнечика найдем.
На носочки дети встали, по дорожкам побежали. (Бег на носках).
И на каблучках пойдем,
Через лужи перейдем. (Ходьба на пятках).
Теперь, ребята, представим, что мы кузнечики.
Поднимайте плечики,
Прыгайте, кузнечики.
Прыг-скок, прыг-скок, стоп!
Сели, травушку покушали,
Тишину вокруг послушали.
Выше, выше, высоко
Прыгай быстро и легко.
(Сидя сделать энергичные движения плечами. Встать, сделать прыжки на обеих ногах. Присесть, замереть, встать и сделать легкие прыжки на носках).
Отдохнули, вот и славно.
Поговорим теперь о главном.
Воспитатель: Продолжаем наше заседание. К трибуне я приглашаю (имя ребенка). Она расскажет нам о жизни летающих насекомых на примере бабочек (показ слайдов о бабочках).
Доклад о бабочках
На земле очень много бабочек. Ночных и дневных. Дневные бабочки активны днем и имеют яркую окраску, чтобы быть незаметными на цветах. Ночные бабочки днем отдыхают, а ночью летают, им не нужна такая яркая окраска крыльев, как дневным бабочкам. Крылья бабочек покрыты мелкими разноцветными чешуйками, вот они и придают чудесную окраску крыльям бабочки. Рот бабочки это длинный хоботок, свернутый в пружинку. Когда бабочка садится на цветок хоботок разворачивается и опускается на самое дно цветка.
Воспитатель: Благодарю вас, коллега. Профессор, вы, что то хотите сказать?
Профессор: Я хотел бы задать несколько вопросов коллегам.
-Чем питаются бабочки?
-Чем покрыты крылья бабочек?
-Чем отличаются дневные бабочки от ночных?
Спасибо вам за ответы.
Воспитатель: Уважаемые, коллеги! У меня тоже есть вопросы к вам, ответьте, пожалуйста:
-Чем покрыто туловище насекомых?
Дети: Ворсинками.
-А правда ли, что ворсинки помогают насекомым опылять цветы растений? Дети: Да.
Воспитатель: Давайте проведем опыт, чтобы убедиться в этом.
Воспитатель: Я попрошу (имя ребенка) помочь мне. У нас есть 2 рукавички, одна из них гладкая, другая ворсистая как туловище насекомых. На столе стоит тарелка с манной крупой, которая заменит нам пыльцу. Надевай рукавички и приложи к манной крупе сначала гладкую рукавичку, теперь ворсистую рукавичку к манке. Скажи нам, на какую рукавичку манки прилипло больше? Ребенок: На ворсистую.
Воспитатель: Итак, мы убедились, что ворсинки, которыми покрыто тело насекомых, помогают им переносить больше пыльцы от одного цветка к другому, а значит, на растениях появится больше плодов. Спасибо за помощь.
Воспитатель: Ну что ж, профессор, давайте вернемся к вашему насекомому
(показ слайда) Давайте, коллеги рассмотрим внимательно фотографию. На каких насекомых оно похоже?
Дети: На муравья.
Воспитатель: Какие части тела похожи на муравья?
Дети: Голова и грудь.
Дети: На пчелу.
Воспитатель: А что у него от пчелы?
Дети: Брюшко.
Дети: На бабочку.
Воспитатель: А что у него от бабочки?
Дети: Крылья.
Дети: На кузнечика.
Воспитатель: А что у него от кузнечика?
Дети: Задние лапы.
Воспитатель: Профессор, мы вам помогли узнать об этом насекомом. Рассказали, на каких насекомых оно похоже.
Профессор: Спасибо, действительно вы очень помогли мне. Ваша исследовательская работа была сегодня плодотворной, и мы смогли выяснить, что загадочное насекомое было составлено из различных частей тела бабочки, муравья, пчелы и кузнечика. А помогли нам в этом ваши глубокие познания о жизни и строении насекомых.
Воспитатель: Благодарю вас, профессор. На этом наше весеннее заседание клуба «Юные исследователи» подошло к концу. Теперь мы встретимся с вами летом. К следующей нашей встрече я прошу подготовить вас доклады на тему: «Интересные факты из жизни насекомых». Сегодня вы очень хорошо поработали, подготовили интересные доклады. Я, как председатель нашего клуба, хочу наградить дипломами и сувенирами, коллег, выступавших с докладами.
Воспитатель: Наше заседание закончено. До свидания!