Юлия Антипина
Образовательная деятельность по развитию творческого мышления посредством сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»
▼ Скачать + Заказать документы
Это волшебная сказка с превращением. В таких сказках герой превращается не просто в кого-то другого, но в кого-то, противоположного себе: человек - в животное, ведьма - в прекрасную девушку, царевна - в лягушку и т. п. Мудрость сказки в том, что она учит быть готовым к непостоянству внешних характеристик, учит видеть не только различие, несовпадение противоположностей, но и возможности их перехода друг в друга. Превращение происходит мгновенно и чудесно – сказка ни о каких промежуточных состояниях не сообщает. Зато, как и во многих подобных сказках, здесь есть герои-перевертыши, которые приняли чужой облик на короткое время. И маленький читатель должен учиться увидеть за прекрасной внешностью скрывающуюся ведьму, и наоборот, за безобразным – прекрасное.
Публикация «Образовательная деятельность по развитию творческого мышления посредством сказки „Сестрица Аленушка и братец Иванушка“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2021
Единство противоположностей в одном герое описывает диалектическое действие объединение. Средством решения задачи при работе с этой сказкой станет диалектическая схема. Квадраты черного и белого цвета фиксируют отношения противоположностей. Знак для обозначения объекта, одновременно обладающего противоположными характеристиками, дети
будут создавать уже в ходе занятия с помощью взрослого.
1. Читаем сказку, отвечаем на вопросы
Цель. Развитие умения выделять основных действующих лиц и последовательность основных эпизодов художественного текста.
Материалы. Иллюстрации к сказке – Иванушка с Аленушкой; Аленушка с козленком; ведьма; козленок на бережку; купец, Иванушка и Аленушка.
Методика проведения
Воспитатель читает сказку и показывает иллюстрации. Затем задает вопросы по содержанию сказки и выставляет на доску сюжетные картинки, иллюстрирующие основные эпизоды. Вопросы следует задавать таким образом, чтобы детям не приходилось соглашаться или не соглашаться (отвечать «да» или «нет», а давать развернутый ответ. Примерные вопросы:
– Кто главные герои сказки? (тут возможно обсуждение – если дети назовут только Аленушку и Иванушку, можно спросить, является ли ведьма главным героем или нет).
– Куда пошли Аленушка и Иванушка?
– О чем попросил Иванушка Аленушку в первый (второй, третий) раз? Почему он попросил об этом? Разрешила ли ему Аленушка сделать то, что он хотел? Почему? Послушался ли он сестрицу?
– Послушался ли Иванушка Аленушку в третий раз? Почему? Что случилось с Иванушкой?
– Куда отправились Аленушка с братцем после этого?
– Что сделала ведьма с Аленушкой?
– Что она захотела сделать с Иванушкой? Почему она решила его зарезать?
Важно, чтобы дети попытались восстановить причинно-следственные связи. Если они дают, например, такой ответ: «Хотела зарезать, потому что была злая», стоит удивиться:
– Ну а почему она тогда не всех зверей перерезать решила? Чем ей именно козленок помешал?
– А что сказал козленок купцу, когда на речку побежал? А на самом деле он зачем побежал? А почему он купцу правду не сказал?
«Хитрости», к которым прибегают герои, ребенку понять не так просто – ведь они требуют способности занять чужую позицию, увидеть ситуацию с точки зрения разных героев.
– Что спасло Иванушку? Как удалось спасти Аленушку? Что с ним после этого случилось?
– Что сделали с ведьмой?
В итоге на доске выстраиваются все иллюстрации к сказке. Воспитатель предлагает детям стать сказочниками и рассказать сказку, а картинки им
в этом помогут. Дети по очереди выходят к доске и пересказывают эпизоды сказки, опираясь на иллюстрации. Воспитатель помогает восстановить связки между эпизодами, объяснить причинно-следственные связи.
2. Разыгрываем сказку по ролям
Цели. Выражение отношения к героям сказки через символические средства. Создание проблемно-противоречивых ситуаций и решение их символическими средствами.
Материалы. Значки с изображениями персонажей сказки: сестрицы Аленушки, братца Иванушки, козленка, ведьмы, купца; белый и черный квадраты для дидактической игры.
Методика проведения
На этом занятии дети получают возможность в игре-драматизации выразить свое отношение к героям через такие символические средства, как движение, голос, интонация и пр. Уже при распределении и проигрывании ролей дети столкнутся с противоречивыми ситуациями – остается ли козленок Иванушкой после превращения или нет? Кем является превратившаяся в Аленушку ведьма? Разбираться и анализироваться эти проблемные ситуации будут на следующем занятии, а сейчас важно показать детям их существование и предложить их символическое решение – через роль. Значок с героем является средством удержания роли.
Педагог напоминает детям содержание сказки и предлагает распределить роли. Уже в ходе распределения ролей возникнет вопрос о том, нужен ли отдельный исполнитель для роли козленка или его должен играть тот же мальчик, что и Иванушку. Распределять роли стоит начать с Иванушки:
– Мы сегодня разыграем сказку по ролям. Вот значки, на них изображены все персонажи сказки. Каждый актер, который будет играть чью-то роль, получит свой значок. Сначала давайте выберем, кто будет играть роль Аленушки, Иванушки.
Проблемно-противоречивая ситуация.
– Вася будет играть Иванушку, а кому нам отдать значок козленка?
Обоснование (доказательство) противоположных суждений.
Если дети говорят, что нужно выбрать еще одного актера на роль козленка и отдать ему значок, стоит спросить:
– То есть козленок – это уже не Иванушка? Он уже просто козленком стал? Так что, Вася должен сразу две роли играть? Но ведь тогда непонятно будет, кого он сейчас играет – Иванушку или козленка, превращенного в Иванушку.
Диалектическое преобразование.
Эти вопросы стоит задавать детям в разной формулировке, пока у кого-то из ребят не возникнет идея предложить одному актеру менять значок в ходе сказки: сначала надевать значок Иванушки, а потом – значок козленка. Может возникнуть и идея маски – она тоже вполне отражает суть превращения. Ценна сама эта идея как решение задачи, поэтому заранее готовить маску не стоит. На этом занятии достаточно обозначить проблему и решить ее таким символическим способом (сменой значка). Заметим, что ошибки в этом не будет – так как разные значки будет надевать один и тот же ребенок – принимая роль и в одно и то же время оставаясь самим собой и становясь другим.
Проблемная ситуация возникнет и с тем, кому играть ведьму, уже превратившуюся в Аленушку. Этот вопрос возникнет только по ходу сказки, так как при распределении ролей точно будут нужны две исполнительницы – ведь в сказке самостоятельно существуют оба персонажа. Дети могут предложить разные варианты решения: надеть Аленушке значок ведьмы, ведьме значок Аленушки или выбрать третью актрису на роль ведьмы. Все три решения возможны, так как позволяют удержать двойственность персонажа, объединение в нем противоположностей, но все варианты стоит подробно обсудить и предложить детям выбрать один.
Дидактическая игра «Скажи наоборот»
Воспитатель:
– Ребята, предлагаю вам поиграть в интересную игру. Обратите внимание, у меня в руках два квадрата: белый и черный. Они обозначают противоположности. То есть если я покажу белый квадрат и назову слово «большой», то когда я покажу черный квадрат, вы скажете слово «маленький». Давайте попробуем сейчас поиграть с другими словами.
Далее педагог называет слова, демонстрируя белый квадрат, и ждет противоположные ответы воспитанников на черный квадрат.
3. Решаем диалектическую задачу с помощью схемы объединения
Цель. Решение диалектической задачи с помощью диалектической схемы объединения.
Материалы. Картинка с козленком, квадраты белый, черный, серый.
Диалектическая задача: после превращения Иванушка – козленок или мальчик?
Методика проведения
«Формально-логическая ловушка»: ребенок замечает только одну из противоположностей или «не видит» их единства. Надо помочь детям обнаружить момент объединения противоположностей. В качестве средства, помогающего ребенку понять суть сказки, надо использовать диалектическую схему, позволяющую отразить отношения противоположностей и их перехода друг в друга.
Диалектическая задача.
Воспитатель прикрепляет к доске картинку с изображением козленка и спрашивает:
– Ребята, а кто это?
Интересно выслушать ответы детей: обязательно надо повторить все варианты, чтобы они стали слышны участникам обсуждения. Почти наверняка кто-то простодушно ответит, что это козленок, а кто-то скажет, что это на самом деле Иванушка, превращенный в козленка. Вокруг этих вариантов и надо завязать обсуждение:
– Прозвучали разные ответы, давайте все же разберемся – кто же это? Помогут нам в этом квадратики. Кто помнит, что они обозначают? Хорошо, если дети скажут, что квадратики обозначают то, что «наоборот». Если не
скажут – стоит на этом коротко остановиться:
– Помните, в прошлый раз мы с вами обозначали этими квадратами то, что наоборот друг другу? Мы даже играли в такую игру – я показываю белый квадрат и называю слово, а потом показываю черный квадрат, и вы называете слово наоборот. Давайте попробуем сейчас еще раз так поиграть.
В ходе игры педагог напоминает детям способ действия – в ответ на появление контрастного квадрата надо называть слово с противоположным значением.
– А теперь давайте вернемся к нашей сказке. Выпил Иванушка воду из козлиного копытца и стал козленочком, говорится в сказке. Вот картинка. Так как же вы думаете, кто это теперь?
В этот момент очень важно услышать противоположные ответы и обратить на них внимание всех детей:
– Ваши мнения разошлись – кто-то говорит, что это Иванушка, кто-то, что козленок. Давайте, если мы считаем, что это Иванушка, обозначим его белым квадратиком, а если считаем, что козленок – черным.
По обе стороны от картинки прикрепляются белый и черный квадраты.
Обоснование (доказательство) противоположных суждений.
Педагог:
– Раз есть разные мнения, значит, нам нужны объяснения, доказательства. Каждое доказательство надо выслушать (или помочь детям выстроить) отдельно. Педагог задает вопрос:
– Кто считает, что Иванушка выпил из копытца и стал козленочком, а мальчиком быть уже перестал?
Вместе с детьми надо выделить на то, что он действительно стал козленком, с копытцами и рожками. Когда дети согласятся, что Иванушка окончательно превратился в козленка, задается контрольный вопрос:
– А как к нему обращалась и относилась Аленушка, как называла его? (указывая на то, что она понимала, что он не только козленок, но и мальчик) Так кто считает, что в сказке Иванушка выпил из копытца, но все-таки остался мальчиком?
Если дети согласятся, что все же это был и остался мальчик Иванушка, педагог задает еще один контрвопрос:
– Ну разве у вас в группе такие мальчики, с копытцами и рожками? Вы уверены, что он остался мальчиком?
Возвращение к решению диалектической задачи при помощи схемы.
– Итак, одни ребята доказывают, то Иванушка был козленком, а другие – что мальчиком. Кем же он был?
Такой вопрос уже задавался в начале обсуждения, но теперь он для детей звучит совсем иначе – ведь они уже успели «прожить» каждый вариант ответа и теперь действительно могут обнаружить проблемную ситуацию!
Скорее всего, кто-то из ребят попытается решить задачу и скажет, что это был и «мальчик и козленок одновременно» или «не совсем козленок». Это уже замечательный ответ.
Казалось бы, задача решена – обнаружено объединение. Однако поиск соответствующего схематического обозначения покажет, есть ли подлинное понимание. Педагог спрашивает:
– Лена говорит, что он был и мальчиком и козленком одновременно. Но как же нам это обозначить?
Вопрос надо задать именно так, не стоит спрашивать: «Какой квадрат нам выбрать?»– это будет слишком сильно провоцировать на выбор одного из имеющихся квадратов. Взрослый снимает с доски оба квадрата и предлагает кому-либо из детей обозначить Иванушку-козленка. Наверняка дети сначала будут пытаться выбрать один из квадратов – в этом случае воспитатель должен напоминать:
– Все-таки ты считаешь, что он был совсем мальчик? (если выбирают белый квадрат.)
– Ты считаешь, что он был совсем козленком? (Если выбирают черный квадрат.)
Смысл этого вопроса в том, чтобы дети сами открыли необходимость особого значка для объединения. Варианты могут быть разными: дети могут предложить взять сразу два квадрата (в этом случае стоит спросить – почему квадратов два, ведь речь идет об одном персонаже, сдвинуть два квадрата, взять один квадрат, но двух цветов и пр. Если кто-то предложит взять оба квадрата и попытается их сдвинуть и наложить друг на друга (например, нужно радостно отметить это предложение.
Диалектическое преобразование.
Только в том случае, если ребята сами предложат один из вариантов объединения черного и белого, воспитатель предлагает им серый значок.
– Я вижу, вы хотите сказать, что квадратик должен быть в одно и то же время и черным и белым, но не знаете, как это сделать. Давайте я вам предложу вот такой значок.
Если взрослый чувствует, что детям по силам и более сложный вопрос, можно предложить им решить эту «задачу в задаче» самим:
– Я вижу, что вы хотите сказать, что квадратик должен быть одновременно и черным и белым, но вот как это сделать?
После введения значка педагог подводит итог:
– Итак, что же у нас будет обозначать серый значок?
Очень важно, чтобы схема не стала самоцелью, а помогла детям уловить диалектику ситуации: чудесное объединение противоположных характеристик – мальчика и козленка –в одном персонаже.
4. Решаем диалектическую задачу с помощью схемы объединения
Цель. Решение диалектической задачи с помощью схемы объединения.
Материалы. Картинка с изображением девочки, белый, черный, черно-белый квадраты.
Методика проведения
Теперь проблемная ситуация разворачивается вокруг картинки с изображением Аленушки: дело в том, что за внешностью Аленушки в сказке скрывается то девушка, то ведьма. Купец попал впросак, что не понимал этого, слепо доверяя своим глазам. Решением задачи будет открытие превращения.
Диалектическая задача: за внешностью Аленушки скрывается девочка или ведьма?
«Формально-логическая ловушка»: дети могут не заметить превращения – того, что в одних эпизодах сказки за одним и тем же внешним обликом может скрываться девочка, а в других – ведьма.
Сначала обсуждение ведется в том же ключе, что и решение предыдущей задачи, хотя ситуация несколько отличается: в сказке есть персонаж, противоположный Аленушке – в отличие от настоящего козленка ведьма в сказке присутствует в своем натуральном виде. Это значит, что за одной и той же внешностью может скрываться то девушка, то ведьма. На примере этого персонажа можно обсудить сначала объединение, а потом превращение.
Задачу надо сформулировать чуть иначе, чем в случае с козленком, чтобы дети не действовали по образцу.
Диалектическая задача.
Воспитатель:
– Помните, что сделала ведьма в сказке? Да, она превратилась в Аленушку и стала жить в доме купца. А вот кем она стала после превращения – ведьмой или Аленушкой?
Обоснование (доказательство) противоположных точек зрения.
Скорее всего, первым прозвучит ответ, что это Аленушка. Следует поддержать эту первую версию и спросить:
– Из чего в сказке видно, что она была Аленушкой?
Хотелось бы, чтобы дети вспомнили, что купец ее принимал за свою жену («не распознал» в ней ведьму) – значит, ведьма совсем стала как Аленушка.
После этого звучит контрвопрос:
– Так что, она превратилась в девушку, и теперь можно сказать, что это уже Аленушка?
Только когда дети возмутятся, педагог спрашивает:
– А из чего в сказке видно, что она была ведьмой?
Дети должны вспомнить, как она себя вела, как хотела зарезать Иванушку, как подговаривала на это купца.
– Значит, она все же осталась ведьмой?
Возвращение к решению диалектической задачи при помощи схемы.
Воспитатель прикрепляет к доске квадраты и говорит:
– Давайте черным квадратом обозначим ведьму, а белым – Аленушку. А как же нам обозначить, что ведьма превратилась в Аленушку?
Скорее всего, дети скажут, что Аленушку стоит обозначить черно-белым квадратом. Если же этого не происходит – можно построить работу так же, как при обсуждении Иванушки-козленка. Если дети единодушно предлагают черно-белый квадрат, педагог говорит:
– Я думаю – черно-белый: вдруг это уже не Аленушка, а ведьма в ее обличии?
Если ребята соглашаются, что это Аленушка, превращенная в ведьму, воспитатель говорит:
– А может, это настоящая Аленушка, и ее можно обозначить белым квадратом?
Когда дети подтвердят, что вполне такое может быть, воспитатель повторяет вопрос:
– Так какой же значок можно подобрать к картинке с изображением Аленушки?
Диалектическое преобразование.
Результатом обсуждения может быть вывод, что, в зависимости от эпизода сказки, нужно использовать то белый (в начале, то черно-белый квадратик. Кто-то из ребят может обнаружить, что белым квадратиком можно обозначить и Аленушку в самом конце сказки.
5. Рисуем иллюстрации к сказке
Цели. Развитие способности выражать отношение к героям сказки через символические средства.
Материалы. Серый, черный, белый квадраты.
Методика проведения
В начале занятия педагог предлагает детям вспомнить те открытия, которые были сделаны в ходе работы со сказкой «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», затем говорит:
– Посмотрите, сегодня на доске нет никаких картинок – только квадратики. А вы сможете расшифровать, что они обозначают?
По ответам ребят можно судить, насколько им удалось усвоить суть схемы объединения. Если дети будут говорить, что это Иванушка, превратившийся в козленка, или ведьма, превратившаяся в Аленушку, – замечательно. Если же будут звучать другие версии (Иванушка, Аленушка, обязательно стоит остановиться и поставить перед детьми вопрос:
– Вася говорит, что серый квадратик обозначает Аленушку, а Петя – Аленушку, превратившуюся в ведьму. Кто же из них прав?
Следует обязательно выслушать все версии и завершить обсуждение только тогда, когда будет получено убедительное объяснение, что черно-белый квадрат обозначает одновременность противоположностей – девочки и ведьмы, мальчика и животного.
Далее педагог предлагает каждому ребенку выбрать эпизод сказки, который он хочет нарисовать. Выбор эпизода для дошкольников – серьезная задача: они очень подражательны и часто принимают чужие предпочтения за собственные. Поэтому воспитатель выслушивает детей, помогает им объяснить свой выбор эпизода и делает акцент на том, что всем понравились разные моменты сказки.
Дети рисуют понравившийся фрагмент. По окончании работы детям предлагается рассказать, что они изобразили; можно обсудить, какой эпизод изображался чаще всего, т. е. оказался самым любимым в группе, и почему. Очень важно посмотреть, насколько часто в рисунках и рассказах детей встречаются диалектическое действие объединения или превращения (изображаются ли персонажи-перевертыши, рассказывают ли о них дети).
Детские рисунки скрепляют в одну книжку под названием «Мы читаем сказку «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», к которой воспитанники рисуют обложку коллективно. Сюжет для обложки тоже можно придумать вместе с детьми; рисунок должен соответствовать названию– изображать, как дети читают сказку.