Елена Гаранина
Образовательная деятельность по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста на тему: Этот загадочный магнит
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная деятельность по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста на тему : «Этот загадочный магнит».
Задачи:
1. Познакомить детей с понятием «магнит»; формировать у детей элементарные представления о свойствах магнита;
2. Формировать умение обследовать предмет и экспериментировать с предметом, выделяя выраженные качества и свойства; активизировать словарь детей.
Публикация «Образовательная деятельность по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста на тему: Этот загадочный магнит» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Магнит. Изучаем свойства магнита
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2019
3. Развивать любознательность, интерес к исследовательской деятельности;
развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы.
Планируемые результаты образовательной деятельности : интерес к экспериментальной деятельности, желание участвовать в познавательном процессе, знание свойств магнита, умение рассказывать о них.
Методическое оснащение: мультимедийная презентация, ноутбук, магниты на каждого ребёнка, тарелочки с предметами из разных материалов, скрепки, гайки, монетки, металлические машинки, листы бумаги и картона, стаканы с водой, магнитные удочки на каждого ребёнка, таз с водой и металлическими предметами, бумажные самолётики красного и синего цвета, фишки с красными и синими флажками.
План образовательной деятельности :
I часть. Организационный момент.
II часть. Исследование свойств магнита. Проведение опытов с магнитом.
III часть. Заключение. Рефлексия.
Ход образовательной деятельности:
I. Организационный момент.
Воспитатель. Ребята, я очень рада вас видеть и спешу всех поприветствовать!
Встанем рядышком по кругу,
Скажем: «Здравствуйте!» друг другу.
Нам здороваться не лень,
Всем «Привет!» и «Добрый день!»
Если каждый улыбнётся,
Утро доброе начнётся. (дети, стоя в кругу хлопают ладошкой по ладони соседа и произносят стихотворение, «передавая» друг другу приветствие).
Воспитатель. Вот теперь я вижу, что у всех хорошее настроение и предлагаю вам отправиться в нашу маленькую лабораторию поочерёдно (проходим в уголок экспериментирования). Здесь нас приветствует старший научный сотрудник лаборатории - маленький учёный Вопросик (кукла – житель уголка экспериментирования). Он всегда знает, чем интересным здесь можно заняться. Прежде чем начать работу, давайте вспомним правила поведения в лаборатории:
(Слайд 2)
Правила поведения в лаборатории:
Правило №1. На столах ничего не трогать без разрешения руководителя.
Правило № 2. В лабораторию не следует приносить посторонние предметы и игрушки.
Правило № 3. Соблюдать тишину, не мешать работать другим.
Правило № 4. Пробовать на вкус, брать что-то в рот – в лаборатории запрещено.
Правило № 5. После проведение опытов и экспериментов следует привести в порядок рабочее место и помыть руки.
Проходите к лабораторным столам, рассаживайтесь. Дети рассаживаются.
Воспитатель вносит коробку с большим магнитом. Коробка — закрыта.
Воспитатель. Вопросик рассказал мне что, сегодня в лабораторию привезли какой-то предмет для исследования, попробуйте угадать что это?
Бывает маленьким, большим,
Железо очень дружит с ним,
С ним и незрячий, непременно,
Найдет иголку в стоге сена.
(Ответы детей)
Вот перед нами обычный магнит.
Много секретов в себе он хранит.
Воспитатель. Наша задача — познакомиться поближе с этим удивительным камнем. (показывает магнит детям, раздаёт магниты каждому). Какой магнит на ощупь? (гладкий, холодный). А что вы можете сказать про вес магнита : тяжелый он или легкий? Какого цвета магнит? И так, теперь мы знаем, что магнит – это камень, поверхность его холодная, гладкая, он имеет вес.
Воспитатель. А какое еще свойство имеет магнит, отличающее его от обычных камней? (магнит притягивает предметы).
Воспитатель. Ребята, как вы думаете, все ли предметы притягивает магнит? (ответы детей).
Чтобы проверить ваши предположения, предлагаю провести исследования.
II. Исследование свойств магнита.
Посмотрите, какие предметы лежат у вас на столах? (мягкая игрушка, деревянный карандаш, пластмассовая пуговица, стеклянная баночка или шарик, металлические скрепка и шайба). Да, у вас на столах лежат предметы, сделанные из разных материалов.
Опыт № 1.
Воспитатель. Предлагаю вам выбрать те предметы, которые, по вашему мнению, может притянуть к себе магнит. (Дети выполняют задание).
Как проверить правильный ли выбор вы сделали? (с помощью магнита. Дети подносят магнит к предметам, лежащим на столах).
Какие предметы притянул магнит? (Скрепка, шайба).
А какие не притянул? (Мягкую игрушку, деревянный карандаш, пластмассовую пуговицу, стеклянный шарик).
Какой можно сделать вывод?
(Слайд 3)
Вывод: магнит притягивает только металлические предметы.
На столе лежат лист бумаги и лист картона.
Опыт № 2.
Воспитатель. Как вы думаете, ребята, сможет ли магнит поднять бумагу и картон? (Дети подносят магнит к бумаге. Один лист не притягивается, а другой притянулся магнитом. Дети выясняют в чем дело: под бумагой обнаруживают монету.)
Вывод: магнит действует через бумагу и картон.
Воспитатель. Ребята, а вы обратили внимание на то, что Вопросик пометил каждую сторону магнита синим или красным значком? Как вы думаете, что это значит? У любого магнита два полюса – северный и южный. Если соединить магниты разными полюсами, то они притянутся друг к другу, а если одинаковыми, то оттолкнутся. (дети самостоятельно пробуют поднести магниты друг к другу разными полюсами).
Воспитатель. Посмотрите, ребята, я взяла игрушечный автомобиль и прикрепила к нему магнит. А теперь я буду приближать к нему другой магнит по очереди разными сторонами. Когда я подношу магнит одной стороной, автомобиль едет вперёд (магниты отталкиваются, другой стороной – едет назад (магниты притягиваются). (Слайд 4)
Физкультминутка «Найди свой аэродром»
Воспитатель. Посмотрите, я принесла самолетики, которые мы с вами сделали заранее: синие и красные, как полюсы магнита (раздаёт детям самолётики). Обратите внимание — наши «аэродромы» тоже имеют два цвета: красный и синий. («Аэродромы» обозначены пирамидками, на которых закреплены красный и синий флажки). Как только заиграет музыка, «самолёты» полетят по кругу, когда музыка остановится, вам нужно посадить самолет на тот аэродром, который его притянет. (Красные самолёты должны «приземлиться» на синий «аэродром», синие – на красный. 2-3 детей объясняют, почему самолёты приземлились на тот или иной аэродром).
Опыт № 3.
Воспитатель. А теперь снова займите места за столами. Готовы продолжать исследования? Тогда вот вам задача посложнее. У вас на столах стоят стаканы с водой, а в воде скрепка. Вам надо достать скрепку не замочив рук, воду сливать нельзя. Как же это сделать? (Гипотезы детей. Дети проводят магнитом по стенке стакана и достают скрепку).
Воспитатель. У вас получилось вынуть скрепку из стакана, ней замочив рук? (Да, при помощи магнита). Какое же новое свойство магнита мы открыли?
(Слайд 5)
Вывод: магнитная сила действует сквозь воду и стекло. Поэтому мы легко достали скрепку, не замочив рук.
Опыт № 4.
Воспитатель. Мы с вами выяснили, что магнит действует через бумагу, картон и стекло. Я предлагаю вам посмотреть действует ли магнит через дерево? (Предлагает детям взять железные машинки и попробовать управлять ими, проводя магнитом под крышкой стола).
Вывод: магнит действует через дерево.
Воспитатель. Ребята, я хочу пригласить вас на рыбалку. Как вы думаете, что нужно рыбакам? (удочки). Вот вам удочки, но не простые, а магнитные. Отправляемся на рыбалку. (дети подходят к «водоёму» - таз с водой, на дне которого гайки, болты, монеты, скрепки).
Воспитатель. Посмотрите, что случилось с водоёмом? (Он загрязнён). Как вы думаете, рыбам нравится жить в такой воде? Как мы можем им помочь? Я предлагаю вам отчистить этот водоем с помощью наших волшебных удочек.
(Дети очищают водоем от мусора).
Вывод: вот так можно с помощью магнита сделать доброе дело! С помощью этой игры, мы еще раз убедились в том, что магнит действует через воду.
III. Заключение. Рефлексия.
Воспитатель. Ребята, сегодня вы были настоящими исследователями. Мы вместе хорошо потрудились, много узнали о магните. Давайте ещё раз вспомним, какими свойствами обладает магнит?
(Слайд 6)
1. Магнит притягивает только металлические предметы.
2. Магнит имеет два полюса : разные полюсы притягиваются, а одинаковые — отталкиваются.
3. Магнит действует через бумагу, картон, дерево, стекло, воду.
Воспитатель. Ребята, а где мы встречаемся с магнитом, где люди используют его свойства? ( в детских играх: магнитная азбука, магнитный конструктор, рыбалка, магнитные куклы; магниты на холодильник, магниты-крепления на доску).
(Слайд 7)
Воспитатель. Люди широко используют свойства магнита в жизни, и в этом мы ещё не раз убедимся.
Воспитатель ориентирует детей на дальнейшее ознакомление со свойствами и применением магнита.
Воспитатель. Как вы думаете, где можно найти нужную информацию. (Спросить у родителей, позвонить родственникам или друзьям, прочитать энциклопедию, посмотреть ТV, обратиться к Интернет-ресурсам и др.) Спасибо, вам, ребята, за работу. Я прошу вас навести порядок в нашей лаборатории.