Cветлана Aмелина
Образовательная деятельность «Путешествие к подножию вулкана»
▼ Скачать + Заказать документы
МКДОУ детский сад «Сказочная страна»
Образовательная деятельность
на тему: «Путешествие к подножию вулкана»
старшая группа «Непоседы»
Воспитатель:
Амелина С. И.
р. п. Панино. 2017 г.
ЦЕЛЬ:
1. Дать детям представление о таком явлении природы, как вулканы, формировать представления о типах вулканов, опасностях, которые они представляют, а также их пользе.
ЗАДАЧИ:
1. Продолжать расширять и уточнять представление детей о предметном мире.
Публикация «Образовательная деятельность „Путешествие к подножию вулкана“» размещена в разделах
2. Развивать экологическое мышление и творческое воображение в процессе опытнической и исследовательской деятельности.
3. Формировать эстетическое отношение к предметам и явлениям окружающего мира.
4. Развивать мыслительную активность, коммуникативные навыки, эмоциональную отзывчивость, толерантность в ходе исследовательской деятельности.
5. Закрепить умение выявлять свойства материалов.
6. Знакомить дошкольников с природным окружением, формировать интерес к явлениям природы.
ПРЕДАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:
1. Чтение детской энциклопедии "Вулкан".
2. Рассматривание фотографий, иллюстраций с различными видами вулканов.
3. Беседы о вулканах с приведением интересных фактов.
МАТЕРИАЛЫ К ЗАНЯТИЮ:
Интерактивная доска, презентация, макет вулкана, смесь для извержения: сода, красная краска, моющее средство, уксус.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько сегодня у нас гостей - они пришли к нам на занятие, давайте их поприветствуем. Здравствуйте!
Разминка.
Собрались все дети в круг
Ты – мой друг и я твой друг!
Вместе за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся!
Ребята, мы с вами живем на удивительной планете, которая называется?
Дети: Земля
Воспитатель: Отгадайте загадку:
«Я ходил по разным странам,
Плыл по рекам, океанам,
По пустыне шёл отважно –
На одном листе бумажном».
(географическая карта)
Дети: карта.
Воспитатель: Дети, что изображено на карте?
Дети: Наша Земля
Воспитатель: Правильно. Давайте вспомним, что изображено, синим цветом?
Дети: моря, океаны, реки.
Воспитатель: А зеленым, желтым, коричневым?
Дети: Суша, пустыни, горы.
Воспитатель: Ребята, а что же такое горы?
Дети: Это высокие холмы.
Воспитатель: А из чего состоят горы?
Дети: из камней.
Воспитатель: А еще, есть такие необычные горы? Я вам прочитаю загадку, а вы постарайтесь ее отгадать:
Я плююсь огнем и лавой,
Я - опасный великан!
Славен я недоброй славой,
Как зовут меня?
Дети: Вулкан
Воспитатель: Правильно, и сегодня мы с вами поговорим о вулканах.
Воспитатель: легенда о вулкане.
“ Жил на свете бог по имени Вулкан. И нравилось ему кузнечное дело: стоять у наковальни, бить тяжелым молотом по железу, раздувать огонь в горне. Построил он себе кузнецу внутри высоченной горы. А гора стояла прямо посередине моря. Когда вулкан работал молотом, гора дрожала от верхушки до основания, а грохот и гул разносились далеко вокруг. Из отверстия на вершине горы с оглушительным ревом летели раскаленные камни, огонь и пепел. «Вулкан» работает», - со страхом говорили люди и уходили жить подальше от этого места. С тех пор все огнедышащие горы люди стали называть вулканами. ”
Вот какая интересная легенда о происхождении названия вулкан.
Воспитатель: а где может образоваться вулкан?
Дети: На суше, и даже в воде.
А теперь, ребята, давайте рассмотрим с вами картинки с изображением вулканов. Посмотрите внимательно какой формы вулкан, на что он похож?
Дети: Похож на пирамиду, конус.
Воспитатель: Правильно, ребята, вулкан конусообразной формы.
Воспитатель: Обратите внимание на его верхнюю часть, на что она похожа?
Дети: На большую яму, воронку.
Воспитатель: Верно. Кто знает, как называется эта часть вулкана? Предположение детей.
Воспитатель. Вершина горы, из которой извергается вулкан, называется кратер вулкана.
Кратер вулкана - это огромная чаша с крутыми склонами, а внутри находится жерло, дыра, уходящая глубоко в землю.
Воспитатель: Ребята, а что внутри вулкана?
Дети: это лава, огненная жидкость, выходящая из вулкана.
Воспитатель: Кто знает, как происходит извержение вулкана?
Дети: Сначала из кратера поднимается столб дыма и пепел, потом каменный дождь обсыпает склоны гор и начинается извержение.
Воспитатель: а как долго вулкан может извергаться?
Дети: один, два дня, а может и несколько лет.
Воспитатель: После извержения остается выжженная пустыня не скоро на этом месте появится жизнь. Но, иногда, благодаря действию вулкана появляется новая земля - например Гавайские острова образовались в океане миллионы лет назад благодаря вулканическим процессам
Вулканы бывают нескольких видов.
Потухшие - это вулканы, которые не извергают лаву.
Спящими называют вулканы, которые потухли, но могут начать действовать.
Действующие – это вулканы, извергавшиеся лаву.
Вулканологи - ученые, изучающие вулканы.
Воспитатель: а вы когда-нибудь видели извержение вулкана? Хотите увидеть? Но для этого нам надо до него дойти!
Физкультминутка.
Вулканы начали "играть" -
Из жерла лаву извергать. (Присесть, постепенный подъем на носочки, руки поднять вверх, потянуться, сделать несколько встряхиваний расслабленными кистями рук, опустить руки вниз.)
Вулкан гремит! Вулкан пыхтит!
Как грозен он сейчас на вид! (Руки на поясе, поднимаем их вверх с одновременным сжиманием и разжиманием пальцев рук в кулак. -2 раза)
Но вот он начал уставать -
Огонь в нём начал угасать. (Медленное опускание рук с одновременным приседанием)
Последний раз огнём дыхнул – (Сидя в приседе, долгий сильный выдох. Дышат как драконы «извергающие огонь»)
И на десятки лет уснул. (Складывают руки под щеку «засыпают»)
Воспитатель и дети подходят к интерактивной песочнице.
Ребята, давайте разобьемся на 2 команды, и каждая построит свой вулкан.
Я покажу вам, как это сделать.
Воспитатель делает вулкан, дети повторяют.
Извержение вулкана – одно из самых грозных явлений на земле.
Животные и растения - верные предсказатели вулканических извержений. Королевская примула растёт лишь на склонах вулканов. Расцветает только накануне извержения вулкана и служит сигналом надвигающегося бедствия.
Чутко реагируют на приближение подземных грё з многие домашние и дикие животные: кошки, лошади, сурки.
А сейчас мы с вами превратимся в маленьких ученых-вулканологов и сами попробуем сделать извержение вулкана.
Интересно! Я предлагаю вам проделать опыт: извержение вулкана?
Воспитатель: «А теперь я вам предлагаю нарисовать вулкан».
Дети самостоятельно изображают вулкан. Скажите, пожалуйста, что нового и интересного вы узнали из сегодняшнего занятия?
- Ребята, но не все вулканы такие грозные, у меня есть вулкан, который не извергает камни, лаву, бомбы, а извергает сладкие подарки (из кратера макета достаются конфеты).