Ирина Разводова
«Сегодня так светло кругом». Непосредственно-образовательная деятельность для детей подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Сегодня так светло кругом».
Непосредственно образовательная деятельность для детей подготовительной группы.
Образовательная область: речевое развитие.
Цель: знакомство детей со стихами об осени с целью приобщения их к поэтической речи.
Задачи:
образовательные:
-обогатить словарь детей образцами образной лексики;
упражнять в умении образовывать прилагательные от существительных;
- упражнять в подборе эпитетов;
развивающие:
-развивать воображение;
Публикация «„Сегодня так светло кругом“, Непосредственно-образовательная деятельность для детей подготовительной группы» размещена в разделах
- Геометрические фигуры. Конспекты занятий по математике
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2017
- развивать эстетическое восприятие окружающего мира;
воспитательные:
- воспитывать чуткость к поэтическому слову.
Ход занятия.
Воспитатель: «Ребята, я что-то совсем уже запуталась. Сегодня я шла в детский сад- на улице холодно, лежит снег. А мне говорят, что все еще осень. Помогите мне разобраться какое же сейчас время года? (Ответы детей)
Воспитатель: Значит, осень бывает разная (ранняя, золотая, поздняя? А давайте сегодня вернемся немного назад и вспомним, как же начиналась осень. Кто помнит, как назывался первый месяц осени? (Ответы детей).
Воспитатель: Какие приметы ранней осени вы знаете? (Ответы детей).
Воспитатель: Да, в сентябре, ранней осенью, солнышко еще грело, тучки редко набегали на небо. Листочки только-только начинали менять свой цвет. Люди собирали урожай.
Отгадайте загадки:
1. Землю пробуравил,
Корешок оставил,
Сам на свет явился,
Шапочкой прикрылся. (Гриб)
2. Белым цветет,
Зеленым висит,
Красным падает. (Яблоко)
3. На кусте душистая
Красная, зернистая.
Сладкая и свежая-
Ягода медвежья. (Малина)
4. Как надела сто рубах,
Захрустела на зубах. (Капуста)
Воспитатель: Постепенно менялась погода, а с ней происходили изменения в природе. Ребята, кто помнит название второго осеннего месяца? (Октябрь)
Слайд 1
Показ репродукции картины Лидии Исааковны Бродской «Осенние поля».
Осень замечательное время года. Она вдохновляет на творчество художников и поэтов.
Посмотрите какую замечательную картину нарисовала русская художница Лидия Исааковна Бродская. Картина называется «Осенние поля».
- Какие краски преобладают в картине? (Ответы детей).
- Какими красками написано небо и река. (Ответы детей)
-Как вы думаете, там тепло или холодно?
-Какой период осени изображен на картине? (Золотая осень).
-Если бы вы могли попасть сейчас на эту картину, чем бы вы там занимались?
Послушайте стихотворение, которое написал Иван Бунин.
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Воспитатель: Не правда ли, замечательное стихотворение? А как вы думаете, что такое «терем»(Ответы детей). Можно сказать, что это дворец?
А как вы думаете, багряный- это какой цвет?
А. С. Пушкин тоже очень любил осень и писал о ней такие стихи:
Октябрь уж наступил — уж роща отряхает
Последние листы с нагих своих ветвей;
Дохнул осенний хлад — дорога промерзает.
Журча еще бежит за мельницу ручей.
Воспитатель : Скажите, пожалуйста, а как называется явление, когда падают листья (Листопад)
Ребята, ещё раз послушайте, как А. С. Пушкин описывает листопад.
«Уж роща отряхает
Последние листы с нагих своих ветвей»…
Правда красиво?
Ну, а раз у нас сейчас листопад, давайте соберем букет из листьев.
Я вам буду называть дерево, а вы мне скажете, как называется его листок.
Игра с мячом «Лист какой?»
У клёна – кленовый и т. д.
У дуба - дубовый
У тополя…
У березы…
У рябины…
У осины…
У калины..
У черемухи.
У липы…
Слайд 2
Показ репродукции картины Ильи Остроухова «Осень».
- Какой период осени изобразил художник на своей картине?
- Кого вы видите на тропинке?
- Скажите, пожалуйста, а все ли птицы остаются с нами зимовать?
Воспитатель: поэт Апполон Майков тоже нашел красивые слова, чтобы описать осень.
Апполон Майков «Осень»
Кроет уж лист золотой
Влажную землю в лесу…
Смело топчу я ногой
Вешнюю леса красу.
С холоду щеки горят;
Любо в лесу мне бежать,
Слышать, как сучья трещат,
Листья ногой загребать!
Нет мне здесь прежних утех!
Лес с себя тайну совлек:
Сорван последний орех,
Свянул последний цветок;
Воспитатель: А вы хотите погулять в осеннем лесу?
Физминутка:
Ходит осень по дорожке (Ходьба на месте.)
Промочила в лужках ножки. (Скачки на одной ножке по очереди.)
Ходит осень, бродит осень,
Ветер с клена листья сбросил (Машем кистями рук.)
Дружно по лесу гуляем (Шаги на месте.)
И листочки собираем (Наклоны вперед.)
Собирать их каждый рад
Просто чудный листопад! (Прыжки на месте с хлопками в ладоши.)
Воспитатель: И вот наступил последний месяц осени. Как он называется? (Ноябрь.)
Слайд 3.
Показ репродукции картины Исаака Ильича Левитана «Осень».
- Как вы думаете, какой период осени изображен на картине Исаака Левитана? (Поздняя осень)
-Какие стали деревья?
-Куда делись листья?
-Какое настроение у вас, когда вы глядите на эту картину?
- Хотели бы вы оказаться на этой картине? Почему?
- Представьте, что вам надо нарисовать картину об осени. Что бы вы нарисовали?
Послушайте стихотворение А. С. Пушкина.
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливый караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.
Воспитатель:
-какие еще признаки поздней осени описал поэт (короче становился день, ложился на поля туман).
- Как Пушкин написал про осень?
-Какая это пора (Скучная пора)
Вот такие замечательные стихи писали русские поэты об осени.
Давайте и мы придумаем красивые осенние слова.
Игра «Осенние слова»:
Осень - какая? (золотая, красивая, солнечная, задумчивая, печальная, ранняя, хмурая, унылая, проказница, волшебница, художница, дождливая, холодная);
Деревья осенью- какие? (пестрые, золотые, осенние, багряные, пунцовые, резные, пурпурные, бардовые, разноцветные, яркие);
Осенью погода бывает какой? (хмурая, дождливая, облачная, ясная, ветренная, дождливая);
- Осенью настроение какое? (веселое, грустное, радостное, печальное, тоскливое);
Игра «Да или нет».
Воспитатель: Спасибо! Вы придумали очень красиваы слова про осень! А теперь я хочу рассказать вам про осень. Только, боюсь ошибиться и хочу, чтобы вы мне помогли. Я буду называть признаки осени, а вы, если согласны говорите «да», а если не согласны- «нет».
Осенью цветут цветы (нет)
Осенью растут грибы (да)
Тучки солнце закрывают (да)
Колючий ветер прилетает (да)
Туманы осенью плывут (да)
Ну а птицы гнезда вьют (нет)
А букашки прилетают (нет)
Урожай все собирают (да)
Птичьи стаи улетают (да)
Часто- часто льют дожди (да)
Достаем ли сапоги (да)
Солнце светит очень жарко (нет)
Можно детям загорать (нет)
Ну а что же надо делать?
Куртки, шапки надевать (да)
Заключение
Воспитатель: Вот и закончилось наше осеннее путешествие. Скажите, пожалуйста, что вам понравилось на занятии, что запомнилось?
А мне понравилось, как вы меня слушали, отвечали на вопросы и играли. (Необходимо конкретизировать свое высказывание).