Беленко Нина
Образовательная деятельность как форма экологического образования дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст предполагает выделить такие правила поведения детей, которые они должны знать и выполнять, т. к. от этого зависит их здоровье и безопасность.
Безопасность и здоровый образ жизни – это не только сумма знаний, но и стиль жизнь, и адекватное поведение в различных ситуациях.
Кроме того, дети могут оказаться в опасных ситуациях на улице, дома, на природе.
В современном мире никто не застрахован от стихийных бедствий – ураганов, наводнений, пожаров.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Экология, природа. Конспекты занятий
- Экология, природа. Консультации для педагогов
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Перед нами, воспитателями стоит задача – дать каждому ребенку основные понятия опасных ситуаций, познакомить с правилами поведения в природе и в быту, сформировать у детей навыки личной безопасности, умение помочь себе и окружающим.
Образовательная деятельность экологического содержания охватывает все образовательные области : в социально-коммуникативной области формируются первоначальные умения и навыки экологически грамотного и безопасного для природы и самого ребенка поведения; воспитывать гуманное, бережное, эмоционально-положительное и заботливое отношение к миру природы и окружающему миру в целом; формируют навыки рационального природопользования в повседневной жизни.
В познавательном развитии формируются системы элементарных научных экологических знаний, умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями, доступных пониманию ребенка, и прежде всего, как средства становления осознанно-правильного отношения к природе, самоценности и многообразия значений природы, ценности общения с ней.
В речевом развитии дети осваивают умение самостоятельно строить игровые и деловые диалоги, правильно передавая идею и содержание, с помощью воспитателя определяют и воспроизводят логику описательного рассказа о предметах, объектах и явлениях природы.
Обогащение активного словаря за счет слов, обозначающих названия обследовательских действий. Необходимых для выявления качеств и свойств предметов (погладил, подул, взвесил, понюхал).
Освоение способов обобщения – объединения предметов в группы по существенным признакам (животные, дикие звери, овощи, фрукты).
В художественно – эстетическом развитии развивается художественно – эстетическое восприятие, чувства эмпатии к объектам природы, эмоциональный отклик на проявление красоты в окружающем мире, в природе, к социальным явлениям.
Использование разных материалов для создания интересных композиций, выделяя выразительность природных объектов.
Физическое развитие включает – приобретение опыта в двигательной деятельности детей, в подвижных играх на природе, соблюдение правил безопасности на улице и площадках, бережном отношении к окружающему миру.
Опыт показывает, что в старшем дошкольном возрасте дети без особых усилий усваивают комплекс экологических знаний, если знания преподносятся в доступной форме и учитывается познавательный интерес ребенка к природным явлениям.
Например, Т. М. Бондаренко: разработала методику экологического развития, согласно времени года. В нее включены все разделы воспитательно-образовательной работы с детьми на квартал. Этот вид планирования дает педагогу больше возможности варьировать свою деятельность в зависимости от погоды. Содержание любой темы по безопасности и ознакомлению с окружающим миром, состоит из трех частей: беседа/рассказ; экскурсия/экологические игры; опытно-экспериментальная деятельность. [1]
Программа С. Н. Николаевой направлена на развитие у дошкольников интереса к природе, желания активно познавать и действовать с природными объектами с учетом избирательности и предпочтений детей, самостоятельности в процессе познавательно-исследовательской деятельности; воспитание стремления сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении. [2]
Конспект образовательной деятельности с детьми старшей группы «Опасный огонек» с использованием интерактивных технологий «Открытое пространство», «Соты»
Программное содержание:
Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие»
- Развивать навыки общения, умение делать выводы из полученной информации и решать поставленную задачу.
- Упражнять в умение общаться по телефону, вести диалог, называя свое имя, фамилию, адрес.
- Развивать умение договариваться в парах, соблюдать правила игры.
- Закреплять представление детей о службах 01,02,03.
Образовательная область «Познавательные развития»
- Формировать представления о причинах возникновении пожара, его последствия и правилах поведении в опасной ситуации.
- Углублять представления о существенных характеристиках предметов, о свойствах и качествах различных материалов.
- Развивать умение работать коллективно, договариваться, кто какую часть работы будет выполнять, при необходимости, друг друга помогать.
Образовательная область «Речевое развитие»
- Формировать у детей умение решать спорные вопросы и улаживать конфликты с помощью речи убеждать, доказывать, объяснять.
- Формировать умение строить высказывание, поддерживать беседу.
- Совершенствовать диалогическую форму речи.
- Познакомить с загадками об огне и пожаре.
- Поощрять попытки высказывать свою точку зрения, согласие или не согласие с ответом товарища.
Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие»
- Привлечь детей к созданию стенгазеты «От маленькой спички – большая беда»
Образовательная область «Физическое развитие»
- Развивать двигательную активность, ловкость.
Материал:
1. Пособие «Соты»
2. Сюжетные картинки пожарных ситуаций.
3. Наборы предметных картинок и карточек с надписью на каждую пару детей.
4. Карточки с загадками об огне и пожаре.
5. Листы синего и красного цвета.
6. Два телефона.
Предварительная работа:
1. Ознакомление с загадками и стихотворениями об огне и пожаре.
2. Чтение С. Я. Маршака «Пожар»
3. Художественное творчество вырезывание и наименование предметных картинок о самовоспламеняющихся предметах.
4. Общение «Коварная спичка».
5. Создание стенд газеты «от маленькой спички – большая беда».
6. Рассматривание выставки иллюстраций «Пожароопасные ситуации»
7. Д/и «Четвертый лишний» настольная игра «Кто быстрее погасит дом?»
Д/и «Если ты попал в беду?»
8. Чтение М. Манаковой «Если дома ты один?»
9. Развлечение «этих правил ровно 5, все их будем выполнять!»
10. Разучивание п/п «Огонь и вода»
Ход:
- Дети входят в зал и встают около воспитателя, в руках которой шкатулка с загадками.
- Дети, в моей шкатулке есть загадка про один необычный предмет, а какой, вы должны отгадать. Послушайте:
- «Маленький конек,
Вместо гривы – огонек!» /спичка/
- Скажите, почему так говорят:
«От маленькой спички – большая беда»
/ответы детей/
- Да спичка маленькая, с виду безопасная, но от нее может случиться большая беда – пожар.
- Причины пожара бывают разные.
Технология «Открытое пространство»
Дети встают полукругом около выставки картин, что означает «пространство открыто». И воспитатель предлагает рассмотреть картинки с изображением пожароопасных ситуаций, а затем, предлагает всем встать в круг и высказать по этому вопросу (высказывать свое мнение и сообща сделать выводы из полученной информации)
Воспитатель: - Какие причины могут вызвать пожарные ситуации?
- Высказывать свое мнение будет каждый по очереди. Начнем по часовой стрелки от Даши ( предполагаемые ответы детей: нельзя играть со спичками, нельзя включать электрические приборы без взрослых, нельзя разводить костер в лесу, и т. д.).
Воспитатель предлагает одному из детей обобщить ответы сверстников и сделать вывод по обсуждаемому вопросу, с согласием детей
Дети: - Игры со спичками приводят к беде!
Воспитатель: - Пожар – это стихийное бедствие, которое приносит беду не только людям, но и животным в лесу.
- Отгадайте еще одну загадку:
Мчится огненной стрелой,
Мчится вдаль машина,
И зальет пожар любой
Сильная дружина
Дети: - Пожарные.
Воспитатель: - Пожарные – это самоотверженные люди, именно они приходят на помощь, если случиться пожар.
- Послушайте, о чем эта загадка?
Он друг ребят, но когда с ним шалят,
Он становиться врагом и сжигает все кругом!
Дети: - Огонь.
Воспитатель: - Чего больше всего боится огонь?
Дети: - Воды.
Воспитатель: - Сейчас мы поиграем в игру «Огонь и вода». Послушайте правила игры: вам сзади за пояс прикрепляются ленточки двух цветов красного и синего. Дети с красными лентами разбегаются по группе (начался пожар)
По сигналу: «Раз – два – три, быстро затуши!» (дети с синими ленточками должны догнать детей с красными и собрать все ленточки, изображающие пожар, (потушить пожар).
- Огонь распространяется очень быстро и не всегда его удается быстро затушить (игра повторяется 2 раза).
Интерактивная технология «Соты»
Воспитатель: -
- Пожар возникает не сам по себе, есть предметы, которые могут стать его причиной. Сейчас поиграем в игру «Опасный огонек». Играть будем парами.
В центральной ячейке сот – картинка «Огонь».
В ячейках вокруг – карточки разного цвета с разным уровнем задания.
Воспитатель: -
«Две подружки - невелички отыскали в доме спички
с огоньком они играли,
спички весело сгорали
вы запомните подружки
спички детям – не игрушки….!»
IV. Физ. минутка «Можно - нельзя».
V. Пожар – это очень опасно! Сейчас мы поупражняемся, как нужно вызывать пожарную команду в случае беды.
Сам не справишься с пожаром,
Этот труд не для детей.
Не теряя время даром,
01 звони скорей!
Набирай умело, чтоб не все сгорело!
Нужно набрать номер 01 и четко сказать свое имя, фамилию, указать, что горит и сообщить адрес.
Воспитатель выполняет роль диспетчера, а дети по очереди звонят по телефону.
- Дети, вы хорошо справились с заданием, и я уверена, что если возникнет опасная ситуация, вы не растеряетесь и предотвратите беду!
- Предлагаем вашему вниманию мини-сценку «Коварная спичка» (исполняется сценка).
VI. – Понравилась ли вам игра «Опасный огонек»? Что было для вас самым интересным? Самым сложным? Самым легким?
VII. – Дети, сегодня вы многое узнали о причинах возникновения пожароопасных ситуаций и хорошо запомнили правила пожарной безопасности.
Исходя из выше сказанного, можно с уверенностью сказать, что, используя интеграцию всех образовательных областей, с включением в образовательную деятельность экологического содержания взаимодействие с родителями, дети эффективнее пользуются правилами безопасности в быту и на улице, в игровой деятельности. У дошкольника развиваются навыки и умения правильно действовать в опасных для жизни ситуациях. Учатся беречь и сохранять природу.
Литература
1. Бондаренко, Т. М. Комплексные занятия в старшей группе детского сада// Бондаренко, Т. М., Воронеж, 2009
2. Николаева, С. Н. Теория и методика экологического воспитания дошкольников. //Николаева С. Н. Москва, 2002.
3. Шорыгина, Т. А. Беседы об основах безопасности с детьми 5-8 лет// Шорыгина, Т. А., М. : Сфера, 2010.