Ирина Коротина
Образовательная деятельность в формате игры-путешествия «Музыка родного края» на тему «Башкортостан»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели и задачи: Развивать творческое воображение, ассоциативное мышление, способность к свободным образным импровизациям. Развивать умение чувствовать, видеть, говорить о прекрасном в живописи, музыке, поэзии, умение видеть выразительные средства в цветовом колорите, звуках музыки, речи и ее оттенках. Формировать образное мышление,через чтение
стихотворениии ориентировку и свободу движений в пространстве,и изобразительной деятельности.
Темочки:
- Башкирские народные игры
- Башкортостан. Башкирский народ
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Работа музыкального руководителя
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Республика, область, край. ВСЕ, список
- Темочки
Средства развития обучения:Иллюстрации к музыкальным произведениям В. Салманова.
головные уборы цветов, пчелок,цветы с зеркалом для артикуляционной гимнастики. Маркеры, ватман,мультимедио,цветы для танца,курай для игры.
Содержание образовательной деятельности.
М. Р. Доброе утро, друзья! Я очень рада видеть вас в нашем музыкальном зале. Сегодня у нас много гостей, любителей музыки, давайте поздороваемся.
Музыкальное приветствие : «Доброе утро» К. Андерсена.
М. Р. Посмотрите, как здесь красиво. Вы попали в волшебное царство музыки, которое расскажет нам о музыке родной природы Башкирии.
Ребенок: Слушаю шелест весенней березы, Радостно в сердце рождаются слезы. «В нашем краю, - замечает народ, - Даже полынь ароматна, как мёд».
Ребенок: Тот, кто побродит по белому свету, Знает, прекраснее Родины нет. Если уехать придется и мне, Сердце оставлю в родной стороне.
Сюжетный этюд: Башкирская мелодия.
М. Р. А все началось с легенды. Жила на свете Заря – Заряница. В ее владениях был родничок не простой, а волшебный. Каждое утро и каждый вечер набирала Заря – Заряница в ладони воды родниковой и разбрызгивала её на травы, цветы, поля и луга. И падали капельки волшебными росинками.
М. Р. Утром волшебные росинки будили солнышко (этюд «Солнышко»).Давайте закроем глаза и послушаем музыку.
Слушание музыки : «Утро в лесу» В. Салманов.
- Какую картину нарисовала нам музыка?
- Что вы представили себе, слушая музыку?
- Какое настроение выражено в этой пьесе?
М. Р. Музыка звучит неторопливо, спокойно, таинственно, волшебно поблескивает свет, изображая первые лучи солнца, пробивающиеся в сумерках – неуверенно, робко. А наступление утро оповещают трели птиц. Это произведение называется «Утро в лесу», а написал его композитор В. Салманов.
- Ребята, какие краски вы бы подобрали к этому музыкальному произведению если бы захотели нарисовать его?
М. Р. Послушайте стихотворение башкирского поэта Абдулхака Игебаева и скажите подходит ли оно к музыкальному произведению композитора В. Салманова «Утро в лесу»?
Ребенок: Сквозило прозрачное утро. Светало Вставало светило над миром села Красавица-липа цвела-расцветала, И пчёл на медок зазывала звала.
Ребенок: - Эй, пчёлки, летите на завязь соцветий, Берите по капельки сладкий нектар. Несите на пасеки лучший на свете Не липовый просто, а солнечный дар.
М. Р. Ребята, давайте под музыку изобразим пробуждение цветов на рассвете,а чтобы мы могли с лёгкостью изобразить жужжание пчёл мы разработаем свой язычок с помощью гимнастики. (Артикуляционная гимнастика «Приключение язычка».) А вот и девицы-красавицы пришли на лужок, поиграть, да потанцевать!
Танец: «Цветы курая».
М. Р. Девочки станцевали чудесный танец под прекрасную музыку, а какой инструмент солировал? (ответы детей).
Ребенок: Курай – это башкирский духовой инструмент, сделанный из полого тростника.
М. Р. Может кто-нибудь расскажет подробнее о нём?
Ребенок: Когда я слушаю курай, То радость льется через край, Неприхотлив и невелик Курая песенный родник.
Ребенок: Тростинку срежу я в лесу, Домой с собою унесу И только дуну в свежий срез, Как зашумит Уральский лес.
Ребенок: И зазвучит наверняка В ней мелодичная река. Держу курай. В родном краю, Я песни звонкие пою.
Ребенок: Побежим на лужок,
Соберемся мы в кружок,
Поиграем с кураистом,
Попоём, повеселимся.
Игра: «Курай».
М. Р. А какие башкирские инструменты вы ещё знаете?
Воспитатель: Молодцы, хорошо пели и играли. Ребята, как вы думаете, в Башкортостане какой народ является коренным? А самый многочисленный? А еще какие народы живут в Башкортостане?
(Ответы детей)
Ребенок:
Тут башкирские ребята
Водят русский хоровод,
Рядом русские девчата,
Веселят любой народ.
Воспитатель: Башкирский танец мы станцевали, и в игру поиграли. (Какую) А сейчас я вам предлагаю станцевать русский танец «В роще».В русской деревеньке раньше были небольшие заборчики и назывались они… (плетень).
Поиграем в игру и расскажем её правила.
М. Р. Давайте вернемся к нашей легенде о Заре – Зарянице. Вы, хотите, узнать, что произошло дальше? Если утро волшебные росинки будили солнышко, то вечером они пели ему колыбельную песенку. В благодарность за это солнышко окрашивало своими лучами росинки во все цвета радуги (этюд «Солнышко»).
М. Р. Послушайте произведение В Салманова «Вечер» и подумайте какие краски вы подберете к этому произведению?
Воспитатель: Предлагаю вам нарисовать картины: девочки рисуют «Утро», а мальчики «Вечер». В произведении «Утро» музыка звучала более светло, природа оживала, всё расцветало, просыпалось, превращалось в щебетание, шорохи, суету. «Вечер» наоборот, всё вокруг затихало, успокаивалось, погружалось в сон.
Ребенок: Здесь мало услышать, Здесь вслушаться нужно, Чтоб в душу созвучья Нахлынули дружно.
Ребенок: Чтоб вдруг отразили Бездонные воды Всю прелесть застенчивой Нашей природы.
Песня: «Наше детство».
М. Р. Мы с вами сегодня побывали в волшебном царстве музыки родной природы Башкортостана и услышали легенду о Заре – Зарянице. Как удивительно сочетается музыка с легендой. Думаю, что вам понравилось окунуться в большой мир музыки, в быт народов и всё это не оставило вас равнодушными.
Воспитатель: Не зря трудились наши пчёлки собирая нектар. Посмотрите, что из этого вышло! Угостим гостей и сами попьем чай в группе.