МААМ-картинки

Образец-карты-схемы психологической характеристики школьника

Александр Владимирович Гришин
Образец-карты-схемы психологической характеристики школьника

Задача данной карты-схемы — помочь наиболее точно и наглядно

представить себе индивидуальные особенности ученика, чтобы в конечном

итоге выявить у каждого ребенка те положительные моменты, с опорой на

которые должен строиться образовательный процесс.

Карта-схема включает три раздела:

I. Общие сведения о ребенке (анкетные данные, сведения о состоянии

здоровья, успеваемости, внешкольных занятиях).

II. Проявления личностных качеств в поведении ребенка

(направленность интересов, отношение к делу, к другим людям,

отношение окружающих).

III. Особенности психических процессов и эмоций. Заполнение данной

карты-схемы в основном строится по типу «нужное подчеркнуть», т.

е. в каждом из пунктов, содержащих шкалу возможных проявлений

того или иного качества, учителю необходимо подчеркнуть

присущую, по его мнению, данному ребенку степень выраженности

этого качества.

РАЗДЕЛ №1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О РЕБЕНКЕ

І. Анкетные данные

1. Фамилия, имя___

2. Дата рождения___

3. Школа, класс___

4. Специализация школы___

ІІ. Сведения о состоянии здоровья

1. Часто ли болеет: часто, средне, редко___

2. Хронические заболевания, какие___

3. Особенности функционирования нервной системы

- Быстро утомляется; утомляется после длительной нагрузки; неутомим

- Быстро переходит от радости к грусти без видимой причины;

адекватная смена настроений; стабилен в проявлении настроения

- Преобладает возбуждение; возбуждение в торможении

уравновешены; преобладает торможение

4. Успеваемость: отличная, хорошая, удовлетворительная,

неудовлетворительная

ІІІ. Внешкольные занятия (систематические)

1. Занятия общественно полезные трудом, каким___

2. Занятия художественной самодеятельностью, какой___

3. Занятия в кружках, клубах, каких___

4. Занятия спортом, каким___

5. Занятия организационной работой, какой___

РАЗДЕЛ №2.

ПРОЯВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ В ПОВЕДЕНИИ

РЕБЕНКА

А. Направленность интересов

1. На учебную деятельность

2. На трудовую деятельность

3. На художественно-эстетическую деятельность

4. На достижения в спорте, туризме

5. На отношения между людьми

Б. Отношение к делу

І. Общественная активность

1. Активно участвует во всех общественных делах, не считаясь с

собственным временем

2. Принимает активное участие в общественных делах, но старается не

тратить на это своего свободного времени

3. Не проявляет активности в общественной жизни, но поручения

выполняет

4. Редко принимает участие в общественных делах

5. Отказывается участвовать в общественных делах

ІІ. Трудолюбие

1. Любую работу ученик всегда выполняет охотно, ищет работу сам и

старается сделать ее хорошо

2. Как правило, охотно берется за работу, стараясь выполнять ее хорошо.

Случаи противоположно характера редки

3. Редко охотно берется за работу

4. Чаще всего старается уклониться от любой работы

5. Всегда уклоняется от выполнения любого дела

ІІІ. Ответственность

1. Всегда хорошо и в назначенный срок выполняет любое порученное ему

дело

2. В большинстве случаев хорошо и в срок выполняет ему работу

3. Часто не выполняет в срок (или выполняет плохо) порученное ему дело

4. Очень редко выполняет порученное ему дело

5. Никогда не доводит до конца порученные ему дело

ІV. Инициативность

1. Выступает зачинателем многих дел, не стремясь получить за это

никакого признания

2. Довольно часто выступает зачинателем нового дела

3. Редко сам начинает новое дело

4. Почти никогда сам не начинает новое дело

5. Никогда не выступает зачинателем какого-либо дела

V. Организованность

1. Всегда правильно распределяет свою работу во времени и выполняет

ее согласно плану

2. В большинстве случаев правильно распределяет и в срок выполняет

свою работу

3. Умеет правильно распределять и в срок выполнять свою работу, только

если за каждый ее этап надо отчитываться

4. Чаще не умеет правильно распределять свою работу до времени

5. Не умеет распределять свою работу во времени, тратит время зря

VI. Любознательность

1. Постоянно активно узнает что-то новое в разных областях науки и

культуры

2. В большинстве случаев заинтересован в получении новых знаний из

разных областей науки и культуры

3. Редко стремится узнать что-то новое; как правило, интересуется одной

ограниченной областью знаний

4. Как правило, не проявляет заинтересованности в приобретении новых

знаний

5. Равнодушен ко всякого рода новым знаниям

VII. Аккуратность

1. Всегда содержит свои вещи в идеальном порядке. Всегда одет опрятно,

подтянут – и за партой, и у доски. Бережет общественное имущество,

всегда старается привести его в порядок

2. Содержит в надлежащем порядке собственные и одолженные ему вещи

(книги, конспекты). Помогает приводить в порядок общественное

имущество (парты, инвентарь и т. д.) скор по ее обязанности.

3. Не проявляет большого стремления к поддержанию порядка вокруг

себя. Иногда приходит в школу неопрятным, неряшливо одетым.

Равнодушен по отношению к тем, кто портит общественное

имущество.

4. Часто не заботится о своем внешнем виде, состоянии своих книжек,

вещей, не бережет общественное имущество, даже портит его.

5. Совершенно не заботится о том, чтобы содержать свои вещи в

надлежащем порядке, всегда неопрятен, неряшлив. При случае, не

задумываясь, портит общественное имущество.

В. Отношение к людям

VIII. Коллективизм

1. Всегда проявляет заботу по отношению к знакомым и незнакомым

людям, старается любому оказать помощь и поддержку

2. Склонен проявлять заботу о незнакомых людях, если это не мешает его

личным планам и делам

3. Нередко проявляет равнодушие к чужим делам и заботам, если это не

затрагивает его лично

4. Как, правило, равнодушен к заботам других, по своей инициативе им

не помогает

5. Считает излишним проявлять заботу о незнакомых членах общества,

живет под девизом: «Не лезь не в свое дело»

IX. Честность, правдивость

1. Всегда правдив по отношению к своим родителям, учителям,

товарищам. Говорит правду и тогда, когда ему это невыгодно

2. Почти всегда правдив по отношению к своим родителям, учителям,

товарищам

3. Часто говорит неправду ради собственной выгоды

4. Почти всегда говорит неправду, если ему это выгодно

5. Склонен всегда говорить неправду

X. Справедливость

1. Активно борется с тем, что считает несправедливым

2. Не всегда борется с тем, что считает несправедливым

3. Редко выступает протии того, что считает несправедливым

4. Не добивается справедливости

5. Совершенно равнодушен к проявлениям несправедливости

XI. Бескорыстно

1. В своих поступках всегда руководствуется соображениями пользы дела

или других людей, а не собственной выгоды

2. Почти всегда руководствуется соображениями пользы дела или других

людей

3. Редко руководствуется в своих поступках соображениями пользы дела,

а не собственной выгоды

4. В поступках часто руководствуется соображениями собственной

выгоды

5. В поступках, как правило, всегда руководствуется соображениями

собственной выгоды

XII. Общительность

1. Всегда охотно выступает в контакт с людьми, любит работать и

отдыхать с другими

2. Как правило, с удовольствием общается с людьми

3. Стремится общаться с ограниченным кругом людей

4. Предпочитает индивидуальные формы работы и отдыха

5. Замкнут, не общителен

XIII. Чувство товарищества

1. Всегда помогает товарищам в трудной работе и в тяжелые минуты

жизни

2. Как правило, помогает товарищам

3. Помогает товарищам, когда его просят

4. Очень редко помогает товарищам; если его попросят, может отказать в

помощи

5. Никогда не помогает товарищам в работе, в трудные минуты жизни

XIV. Отзывчивость

1. Всегда сочувствует другим, товарищи часто делятся с ним своими

заботами

2. Искренне сочувствует другим, если не слишком поглощен

собственными думами

3. Поглощен собственными чувствами настолько, что это мешает ему

разделять чувства других людей

4. Почти не умеет сочувствовать другим

5. Совершенно не умеет сочувствовать другим, товарищи не любят

«одалживаться» у него.

XV. Вежливость, тактичность

1. Все его поступки и слова свидетельствуют об уважении к другим

людям

2. Почти всегда проявляет должное уважение к другим людям

3. Часто бывает невежлив и нетактичен

4. Часто недопустимо резок, груб. Нередко затевает ссоры

5. Всегда резок, невыдержан как в общении с ровесниками, так и со

старшими. В ссоре оскорбляет других, грубит.

Г. Отношение к себе

XVI. Скромность

1. Никогда не выставляет напоказ

2. Никогда по просьбе товарищей рассказывает о своих действительных

достижениях, достоинствах

3. Сам рассказывает товарищам о всех своих действительных

достижениях, достоинствах

4. Часто хвастается еще не сделанным или тем, чем он принимал очень

малое участие, к чему имеет отношения

5. Хвастается даже незначительными достижениями, преувеличенными

достоинствами

XVII. Уверенность в себе

1. Никогда не советуется с другими, не ищет помощи даже тогда, когда

это следовало бы сделать

2. Все задания, поручения выполняет без помощи других. Обращается за

помощью только в случае действительной необходимости

3. Порой, выполняя трудную задачу, обращается за помощью, хотя мог

бы справиться сам.

4. Часто при выполнении заданий, поручений просит помощи, поддержки

других, даже если сам может справиться.

5. Постоянно, даже в простых делах, нуждается в одобрении и помощи

других.

ХVIII. Самокритичность

1. Всегда с вниманием выслушивает справедливую критику и настойчив в

исправлении собственных недостатков.

2. В большинстве случаев правильно реагирует на справедливую критику,

прислушивается к добрым советам.

3. Порой прислушивается к справедливым замечаниям, старается их

учитывать.

4. К критическим замечаниям, советам относится невнимательно, не

старается исправлять недостатки.

5. Отвергает любую критику, ничего не делает для их исправления.

XIX. Умение рассчитывать свои силы.

1. Всегда трезво оценивает собственные силы, выбирая задачи и дела «по

плечу» - не слишком легкие и не слишком трудные.

2. Как правило, верно соизмеряет свои силы и трудности задания.

3. Иногда бывают случаи, когда ученик плохо соизмеряет свои силы и

трудности порученного дела.

4. В большинстве случаев не умеет соизмерять свои силы и трудности

дела.

5. Почти никогда не умеет правильно соразмерить свои силы и трудность

задания, дела.

XX. Стремление к успеху. Первенству.

1. Всегда и во всем стремится быть первым (в учебе, спорте и т. п. ,

настойчиво этого добивается.

2. Стремится быть в числе первых во многих областях, но особое

внимание уделяет достижениям в какой-либо одной области.

3. Стремится в чем-то одном, особо его интересующем, добиться

признания, успеха.

4. Очень редко стремится к успеху в какой-либо деятельности, легко

довольствуется положением «середняка».

5. Никогда не стремится в чем-либо быть первым, получает

удовлетворение от самой деятельности.

XXI. Самоконтроль.

1. Всегда тщательно взвешивает свои слова и поступки.

2. Не всегда тщательно контролирует свои слова и поступки.

3. Большей частью поступает необдуманно, рассчитывает на «везение».

4. Почти всегда поступает необдуманно: недостаточно тщательно

контролирует себя.

5. Постоянно поступает необдуманно, в расчете «на везение».

Д. Волевые качества личности

XXII. Смелость.

1. Всегда вступает в борьбу, даже если противник сильнее его самого.

2. В большинстве случаев вступает в борьбу, даже если противник

сильнее его самого.

3. Не всегда может заставить себя вступить в борьбу с противником,

сильнее его самого.

4. В большинстве случаев отступает перед силой.

5. Всегда отступает силой, трусит.

XXIII. Решительность.

1. Всегда самостоятельно, без колебаний принимает ответственное

решение.

2. В большинстве случаев без колебаний принимает ответственное

решение.

3. Иногда колеблется перед ответственным решением.

4. Редко принимает какое-либо ответственное решение.

5. Не в состоянии самостоятельно принять какое-либо ответственное

решение.

XXIV. Настойчивость.

1. Всегда добивается выполнения намеченного, даже если требуются

длительные усилия, не отступает перед трудностями.

2. Как правило, старается выполнить намеченное, даже если при этом

встречаются трудности. Противоположные случаи редки.

3. Доводит до конца задуманное, лишь если трудности его выполнения

незначительны или требуют кратковременных усилий.

4. Очень редко доводит до конца задуманное, даже если сталкивается с

незначительными трудностями.

5. Столкнувшись с трудностями, сразу же оказывается от попыток

выполнить намеченное.

XXV. Самообладание.

1. Всегда умеет подавить нежелательные эмоциональные проявления.

2. Как правило, умеет справиться со своими эмоциями. Случаи

противоположно характера единичны.

3. Порой не умеет справиться со своими эмоциями.

4. Часто не может подавить нежелательные эмоции.

5. Плохо владеет своими чувствами, легко впадает в состояние

растерянности, подавленности и проч.

Е. Положение ребенка в детском коллективе.

XXVI. Авторитет в классе.

1. Пользуется безусловным авторитетом практически среди всех

одноклассников: его уважают, считаются с его мнением, доверяют

ответственные дела.

2. Пользуется авторитетом среди большинства одноклассников.

3. Пользуется авторитетом только среди одноклассников (у какой-то

группировки, только среди мальчиков или среди девочек и т. д.)

4. Пользуется авторитетом у отдельных учащихся.

5. В классе авторитетом не пользуется.

XXVII. Симпатии.

1. Является любимцем класса, ему прощаются отдельные недостатки.

2. В классе ребята относятся к нему с симпатией.

3. Пользуется симпатией у отдельных ребят.

4. Пользуется симпатией только у части одноклассников.

5. В классе его не любят.

XXVIII. Авторитет во внешкольных объединениях.

1. Является признанным авторитетом в каком-либо внешкольном

объединении (спортшкола, музшкола, клуб, дворовая компания).

2. Пользуется авторитетом у большинства ребят какого-либо

внешкольного объединения (спортшкола, музшкола, клуб, дворовая

компания).

3. Пользуется авторитетом у отдельных членов внешкольных

объединений (в спортшколе, клуба).

4. Является членом какого—либо внешкольного объединения, но

авторитетом там не пользуется (спортшкола, клуб).

5. Не является членом никакого внешкольного объединения.

РАЗДЕЛ III.

ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ И ЭМОЦИЙ

I. Внимание

1. Всегда легко и быстро сосредотачивает свое внимание на объяснении

учителя. Никогда не отвлекается на уроке, ошибок по

невнимательности в работах не делает.

2. Достаточно внимательно слушает объяснение учителя. Отвлекается

редко, иногда встречаются ошибки из-за невнимательности.

3. Не всегда внимательно слушает объяснения учителя. Периодически

отвлекается, часто делает ошибки из-за невнимательности, не

исправляет их при проверке.

4. Слушает достаточно внимательно только в том случае, если ему

интересно. Часто отвлекается. Постоянно делает ошибки из-за

невнимательности, при проверке не всегда исправляет их.

5. Как правило, медленно и с трудом сосредотачивает свое внимание на

уроке, мало что усваивает из объяснений учителя из-за постоянных

отвлечений. Делает много ошибок по невнимательности и не замечает

их при проверке.

II. Память

1. При заучивании всегда предварительно разбивается в структуре и

смысле материала. Но и материал, требующий механического

заучивания, запоминается легко.

2. При заучивании может запомнить лишь то, в чем предварительно

разобрался. Материал, требующий механического запоминания, дается

с трудом.

3. Материал, требующий механического заучивания, усваивает очень

легко, достаточно 1-2 раза просмотреть его. Имеет привычку не

разбираться в структуре и смысле заучиваемого материала.

4. При заучивании долго разбирается в материале. При изложении делает

ошибки по форме, но смысл излагается точно.

5. Для запоминания материала многократно механически повторяет его,

без разбора и осмысления, делает смысловые ошибки.

III. Мышление

1. Быстро охватывает суть материала, всегда в числе первых решает

задачи, часто предлагает собственные оригинальные решения.

2. Достаточно быстро понимает материал, быстрее многих решает задачи,

иногда предлагает собственные оригинальные способы решения.

3. Удовлетворительно понимает материал после объяснения учителя,

решает задачи в среднем темпе, обычно собственных оригинальных

решений не предлагает.

4. В числе последних улавливает суть объяснений преподавателя,

отличается медленным темпом обдумывания и решения задач.

5. Понимает материал только после дополнительных занятий, крайне

медленно решает задачи при решении задач слепо использует

известные «шаблоны».

IV. Эмоциональная реактивность

1. Всегда эмоционально живо реагировать на любые жизненные явления,

его может глубоко, до слез, взволновать рассказ, кинофильм.

2. Обычно эмоционально живо реагирует на жизненные явления, но

редко что его может взволновать глубоко.

3. Редко проявляет живую эмоциональную реакцию на события.

4. Живая эмоциональная реакция практически отсутствует.

5. Общий эмоциональный тонус.

V. Общий эмоциональный тонус

1. Постоянно оживлен, очень активен во всех сферах школьной жизни, во

все вмешивается, берется за все дела.

2. Оживлен, в меру активен во всех сферах школьной жизни.

3. Оживлен, активен только в некоторых сферах школьной жизни.

4. В сравнении с товарищами менее активен и оживлен.

5. Практически всегда вял, апатичен во всех сферах школьной жизни,

несмотря на то, что здоров.

VI. Эмоциональная уравновешенность

1. Всегда спокоен, у него не бывает сильных эмоциональных вспышек.

2. Обычно спокоен, эмоциональные вспышки очень редки.

3. Эмоционально уравновешен.

4. Повышенная эмоциональная возбудимость, склонен к бурным

эмоциональным проявлениям.

5. Вспыльчив: часто сильные эмоциональные вспышки по

незначительному поводу.

Публикации по теме:

Обеспечение психологической безопасности в детской среде. Рюкзак психологической разгрузки «Эмоша»Обеспечение психологической безопасности в детской среде. Рюкзак психологической разгрузки «Эмоша» Рюкзак психологической разгрузки «Эмоша»»Актуальность методической разработки основана на указе президента Российской Федерации В. В. Путина.

Традиции народной культуры как основа формирования духовно-нравственной личности школьника «Традиции народной культуры как основа формирования духовно-нравственной личности» Бессоновка – село, богатое культурными традициями. В.

Нравственное воспитание младшего школьника в учебно-воспитательном процессе Государственное казенное общеобразовательное Учреждение Республики Мордовия «Ширингушская школа-интернат для детей, нуждающихся в длительном.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Образец-карты-схемы психологической характеристики школьника
Опубликовано: 1 августа 2024 в 23:01
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Образец-карты-схемы психологической характеристики школьника» (включая файлы) размещена пользователем Александр Владимирович Гришин в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 августа. День арбуза. Передвижка «Арбуз»

 3 августа свой праздник отмечает арбуз. Этого зелено-полосатого именинника любят взрослые и дети, без него невозможно представить лето.

29 июля. День рождения И. К. Айвазовского. Передвижка «Маринист Иван Константинович...

Айвазовский — самый известный русский маринист. Он изображал море, как никто другой. В своих картинах он смог передать великолепие и непредсказуемость морской стихии.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД