Получи документы

Обогащение духовного мира дошкольников посредством хакасской сказки (из опыта работы)

Нина Николаевна Зайцева
Обогащение духовного мира дошкольников посредством хакасской сказки (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы

"Сказка- это то золото, что блестит в детских глазах".

Г. х. Андерсен.

Формирование общечеловеческих ценностей обычно происходит в семье, в дошкольном возрасте с того момента,когда ребенок начинает познавать мир, принимает активное участие в игровой деятельности. В этом возрасте у ребенка складывается понятие о добре и зле, о хорошем и плохом, о красоте и любви ко всему, что его окружает. Непосредственно под влиянием родителей,происходит процесс формирования духовного обогащения мира дошкольников. Этот процесс происходит в течение всей жизни, на базе того, что заложено в него с детства, в семье, в детском саду. В дошкольные годы благотворное влияние на духовное формирование личности ребенка оказывают народная поэзия, фольклор, устное народное творчество, национальные традиции и обычаи. Я считаю, что одной из важнейших сторон воспитания духовного обогащения дошкольников является обращение к народной сказке. Думаю, что дети и сказка неразделимы. Народная сказка несет в себе огромную воспитательную и образовательную ценность. Педагогическая практика сегодня доказывает правильность этой мысли.

Публикация «Обогащение духовного мира дошкольников посредством хакасской сказки (из опыта работы)» размещена в разделах

Мы живем в красивой республике Хакасии. Здесь живут люди разных национальностей, но коренное население -хакасы. Поэтому для своих детей в группе, мы читаем, как русские, так и хакасские сказки. Сказка занимает одно из первых мест в словесном хакасского народа. Они изображают более знакомую жизнь тех народов, среди которых живут наши воспитанники. Материалом для хакасских народных сказок служит жизнь народа. В них отражены лучшие черты хакасского народа : трудолюбие, одаренность, любовь к своей малой родине, почитание и уважение старших. Сопоставляя сказочные представления с современными и сегодня можно сказать,что хакасский народ старается придерживаться тех правил общения, поведения, норм жизнедеятельности, которыми руководствовались хакасы в древности. Поэтому сегодня можно с уверенностью сказать, что сказка учит жить. Если ребенок с дошкольного возраста начнет осознавать " сказочные уроки", отвечать на вопрос: "Чему нас учит сказка?", соотносить свои ответы со своим поведением, то он будет более мудрым, добрым и созидательным. Наши дети очень любят сказки. Мы читаем и рассказываем сказки во время образовательной деятельности, обязательно перед сном и в свободной деятельности. Дети с удовольствием слушают короткие хакасские сказки, в которых рассказывается о быте хакасов, как они изучали повадки животных и птиц., как в борьбе с бедняками помогали " чудесные помощники" в виде ласточек, собак ("Батрак Торсых", волшебного батожка (как мальчик заставил смерть на себя работать, чудесного солдата " Аас"(Кресен,коня ("Очен-Матур").В этих благополучных концовках выражен оптимизм народа, его вера в торжество добра над злом.

Хакасскую сказку- предание о богатыре Очен- Матуре, его сыновьях Сибичаке и Сибдейке, о его жене Кумари, дети слушали, затаив дыхание. В этот момент, я думаю, им самим хотелось стать смелыми, защищать Родину, быть отважными охотниками-воинами, стрелять из лука так, как стреляли братья, не злоупотребляя своим искусством и применяя его только в борьбе с врагом. Даже при состязании в ловкости с воинами Моол-хана, братья выбирают мишенями хищных зверей, у которых отбивают стрелами клювы и когти, не трогая мирных птиц и животных. Концовка утверждает, что братья" до сих пор живут в народе".Я считаю эту сказку изумительным педагогическим шедевром.

Замечательная сказка "Алычах и кечох" учит детей быть большими друзьями и не покидать друг друга в беде. Благодаря этой сказке у хакасов есть такая пословица:"Без беды друга не узнаешь".А в сказке" Ленивый мальчик и синичка" автор призывает детей не быть ленивыми. сказка " Абахай-Пахта" рассказывает о бесправии порабощенного народа, донесла до нас образ женщины, у которой ее чувство к любимому сливается с любовью к своей Родине. Знакомя дете с трудом, мы рассказывали детям сказку "Чванливый шаман". Дети сами, своим умозаключением, пришли к выводу, что труд делает человека сильным, спасает от многих бед. Они высказывали неприязнь к шаману, искренне порадовались за старика с белой бородой, который наказал шамана, обратив его в дятла и заставив добывать себе пищу. А для шамана - труд оказался самым тяжким наказанием, и он не выдерживает его. Когда в народе хотят подчеркнуть зазнайство какого-нибудь человека, говорят: "Чванлив, как шаман".Дети старшего дошкольного возраста делают вывод, что в труде человек приобретает свои лучшие качества.

Чтение сказок, их пересказ, обсуждение поведения сказочных героев, причин их успехов и неудач, драматизация сказок, выставки рисунков по мотивам сказок- все это речевая зарядка, это развитие мышления и воображения, это воспитание добрых чувств.

При работе над сказками, стараюсь опираться на такие мотивы духовного мира дошкольников, как:

-подведение детей к пониманию ценностей счастливой семейной жизни и покоя семьи;

-обсуждение поведения персонажей, их поступков, введение оценки " хорошо" и " плохо";

-обыгрывание эмоций героев;

-использование сказки, ка нравоучения;

-осознание детьми истоков, мотивов и результатов поведения персонажей по отношению к сверстникам в своей группе;

-традиционное и нетрадиционное рисование по мотивам сказок;

И все-таки, я считаю самым ценным при ознакомление со сказками, являются вопросы по воспитанию добрых чувств:

-Кто из героев тебе понравился больше всего?

-Одинаково ли твое отношение к тому или иному персонажу в начале,в середине, в конце сказки?

-Кому тебе больше всего хотелось помочь?

-Почему ты переживал за этого героя?

-Какой конец сказки придумал бы ты?

По содержанию хакасские сказки можно разделить на :

1) волшебные- в основе лежит народная мечта о победе разума и воли человека над стихийными силами природы (" Алтын- Арчол";

2) исторические предания-борьба племен пастухов- хакасов с монгольскими захватчиками( "Кунари");

3)сказки-анекдоты- высмеивания чванства и суеверия( " Чванливый шаман");

4)сатирические сказки-моральное и умственное превосходство бедняка- труженика над богатым( " Два брата");

5)сказки о животных;

6) топонимические легенды- о судьбах людей, об их борьбе, о реках, горах и озерах с именами.

Знакомя дошкольников с хакасскими сказками, стараюсь прививать чувство любви, гордости за хакасский народ,развиваю интерес к жизни предков, желание еще больше узнать об их жизни. Дети слушая сказку, сбрасывают беспокойство, агрессию, чувство вины, становятся мягче и добрее, увереннее в себе, восприимчивее к людям и окружающему миру. Все это приводит к духовному обогащению мира дошкольников посредством хакасской сказки.

Публикации по теме:

«Приобщение дошкольников к русским народным традициям посредством православных праздников». из опыта работы Акулинина Наталья Юрьевна воспитатель МБДОУ детский сад №25 «Троицкий» «Приобщение дошкольников к русским народным традициям посредством.

Доклад из опыта работы «Партнерская деятельность взрослого с детьми в процессе исследования вещей и явлений окружающего мира» Китайская пословица глоссит: «Расскажи – и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму», на своем опыте я убедилась, что.

Из опыта работы: «Система работы по ФЭМП у детей старшей группы при ознакомлении их с предметами окружающего мира» Для эффективного решения задач по ФЭМП при ознакомлении их с предметами и объектами окружающего мира мы используем следующие формы и методы.

Обобщение опыта «Формирование навыков общения у дошкольников посредством театрализованных игр» Для дошкольника игра – это наиболее доступный и интересный способ переработки, выражения эмоций, впечатлений. Детство проходит в мире ролевых.

Организация работы по нравственному воспитанию старших дошкольников посредством сказки Организация работы по нравственному воспитанию старших дошкольников посредством сказки Нравственное воспитание рассматривается в программе.

Перспективный план (из опыта работы «Формирование ЗОЖ у детей младшего возраста посредством здоровьесберегающих технологий») Сентябрь Тема: «Береги здоровье с детства» Задачи: - Формировать у детей первоначальные навыки охраны жизни и здоровья. - Дать сведения.

Семинар-практикум «Создание благотворных условий для духовного роста личности дошкольника посредством использования» Семинар-практикум для воспитателей На тему: «Создание благотворных условий для духовного роста личности дошкольника посредством использования.

Система работы по ФЭМП у детей при ознакомлении их с предметами и объектами окружающего мира (из опыта работы) Каждый дошкольник маленький исследователь с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Наша задача – помочь детям сохранить.

Развитие речи детей посредством игр-драматизаций (из опыта работы) Развитие речи детей посредством игр — драматизации (из опыта работы) Известно, что дети любят играть, их не нужно заставлять это делать.

Значение хакасской культуры в воспитании нравственных качеств дошкольников Любой народ по-своему велик, Бесценен вклад его в наследство вековое. Так сбережем свою культуру и родной язык, Как самое на свете дорогое.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Обогащение духовного мира дошкольников посредством хакасской сказки (из опыта работы)
Опубликовано: 19 октября 2016 в 17:50
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Обогащение духовного мира дошкольников посредством хакасской сказки (из опыта работы)» (включая файлы) размещена пользователем Нина Николаевна Зайцева (УИ 613911) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД