Папки-передвижки

Обобщённый опыт работы «Развитие речевой активности у детей младшего дошкольного возраста»

Ольга Орлова
Обобщённый опыт работы «Развитие речевой активности у детей младшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский № 25 городского округа Вичуга

Обобщённый опыт работы

воспитатель

Орловой Ольги Анатольевны

ТемаРазвитие речевой активности у детей младшего дошкольного возраста.

Содержание

Введение

Глава I Система представлений развития

речевой активности у детей младшего возраста

Публикация «Обобщённый опыт работы „Развитие речевой активности у детей младшего дошкольного возраста“» размещена в разделах

§1. Сущность содержания процесса развития

речевой активности

§2. Направления и условия развития

речевой активности у детей младшего возраста

§3. Анализ программы «Из детства - в отрочество»

по воспитанию речевой активности

Глава II Опытно-экспериментальная работа

по воспитанию речевой активности у детей 3-4 лет

1. Изучение состояния речевой активности

детей на начало учебного года

§2. Система работы по развитию речевой активности

§3. Выявление эффективности системы работы

по развитию речевой активности

Список литературы

Приложения

ВВЕДЕНИЕ

Воспитание всесторонне развитого растущего человека составляет одну из главных задач современного общества.

Происходит модернизация системы образования: применяются новые подходы, новые технологии. Но несмотря на это, одной из актуальных проблем дошкольного образования является развитие коммуникативного общения. В последние годы наблюдается резкое снижение уровня речевой активности детей раннего и младшего дошкольного возраста, что тормозит дальнейшее развитие ребенка.

Все происходящее говорит нам об актуальности развития речевой активности у детей младшего возраста.

Одной из причин снижения уровня речевой активности детей является пассивность и неосведомленность родителей в вопросах данной области.

Мы, считаем, для того, чтобы избежать различных отклонений в речевом развитии дошкольников, необходимо начинать воспитание речевой активности у детей, начиная с раннего возраста, включая в этот процесс родителей, что отражает социальный заказ общества педагогической науке.

Проблема исследования заключается в воспитании речевой активности у детей младшего дошкольного возраста.

Решение проблемы составляет цель исследования.

Цель – раскрыть пути эффективного развития речевой активности у детей младшего дошкольного возраста.

Объектом исследования является то, что порождает проблемную ситуацию – речевая активность детей.

Предмет исследования - процесс развития речевой активности у детей младшего возраста.

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования определили исследовательские задачи:

1. Проанализировать психолого-педагогическую, методическую литературу по проблеме.

2. Изучить состояние речевой активности у детей младшего возраста.

3. Разработать и апробировать систему работы по совершенствованию процесса воспитания речевой активности.

4. Выявить эффективность системы работы по воспитанию речевой активности.

Методы, используемые в процессе исследования: анализ педагогической,

психологической, методической литературы, эксперимент, наблюдения, занятия, игры, беседы, чтение книг, анализ результатов исследования, консультации, собрания.

Практическая значимость :

Предложенная система работы по развитию речевой активности у детей младшего возраста позволяет применить ее воспитателями в качестве практического руководства.

Гипотеза:

Речевая активность детей младшего возраста становится действительным фактором воспитания при следующих условиях:

- если воспитание речевой активности рассматривается, как целенаправленный процесс, имеющий четкую организацию, включающий систему взаимодействия педагогов, родителей и детей;

- при поддержании единых требований семьи и дошкольного образовательного учреждения; создании в группе детского сада развивающей среды; использовании речевых ситуаций на занятиях, играх, во время наблюдений, бесед, чтения книг, при заучивании стихов, потешек, песенок, самостоятельной деятельности детей;

- если воспитание речевой активности строится на основе последовательного осуществления принципа единства теории и практики.

Глава I. Система представлений о воспитании речевой активности

у детей младшего возраста

§1. Сущность содержания процесса воспитания речевой активности

Педагоги рассматривают младший возраст как звено в единой системе воспитания. Понятие «воспитание» - одно из ведущих в педагогике.

Воспитание – это процесс целенаправленного формирования личности в условиях специально организованной системы, обеспечивающей взаимодействие воспитателя и воспитуемых в процессе реализации общих целей.

Согласно теме данной работы процесс воспитания будем рассматривать, как целенаправленное формирование личности в условиях специально организованной системы, обеспечивающей взаимодействие воспитателя и воспитуемых в процессе реализации общих целей.

Взаимодействие воспитателя и детей – необходимое условие развития речевой активности.

Речевая активность – качество личности, выраженное в усиленной деятельности ребенка говорить, так как он может.

Безусловна истина: воспитание речевой активности детей младшего возраста – дело огромной важности, требующее высокой педагогической квалификации, терпения и любви к воспитанникам.

Процесс воспитания и развития речевой активности имеет ряд особенностей. Прежде всего, это процесс целенаправленный. Вместе с тем он – многофакторный, в нем проявляются многочисленные объективные и субъективные факторы, обуславливающие своим совокупным действием невообразимую сложность процесса. Сложность процесса развития речевой активности состоит в том, что его результаты не так явственно ощутимы и не так быстро обнаруживают себя, как, например, в процессе обучения. Одна из особенностей данного воспитательного процесса – его непрерывность, т. е. систематическое взаимодействие воспитателей и воспитанников непрерывное. Если процесс воспитания речевой активности прерывается, идет от случая к случаю, то эффективного взаимодействия, направленного на достижение цели воспитания речевой активности нет. Процесс воспитания речевой активности имеет подвижный и изменчивый характер.

В психическом развитии ребенка речь имеет исключительное значение. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех основных психических процессов. Если познавательные процессы – восприятие, память, внимание, мышление – развиваются нормально, то и речь ребенка более совершенна. Именно по этому перечисленные выше познавательные процессы называют психологической базой речи. Следовательно, воспитание речевой активности – одно из важнейших направлений работы воспитателя, призванное обеспечить своевременное психологическое развитие детей младшего возраста.

Методические особенности развития речевой активности у детей младшего возраста следующие :

1. Для детей создается полноценная развивающая среда – важнейшее обстоятельство в осуществлении воспитательной работы с детьми.

2. Содержание воспитания речевой активности строится на деятельности доступной пониманию ребенка и жизненно важной для него.

3. Приоритет в воспитании отдается игре, так как она стимулирует речевую активность детей.

4. Большое внимание уделяется совместной деятельности детей и взрослых.

5. Рекомендуется использовать в работе фольклор для детей – разновидность фольклористики.

Определяющим фактором в воспитании речевой активности является игра. Игра является сильнейшим стимулом для проявления речевой активности.

Большую роль в развитии речевой активности детей играют взрослые. Поэтому огромное внимание уделяется совместной деятельности детей и взрослых. Использование в работе по развитию речевой активности у детей фольклора является необходимым обстоятельством, которое стимулирует речевую активность.

В дошкольном учреждении воспитателю с самого начала приходится иметь дело с совершенно разными уровнями речевой активности детей.

Наличный уровень речевой активности – это состояние речевой активности на данный момент времени.

Он может быть: низким, средним, высоким.

Низкий уровень речевой активности – 1) ребенок не проявляет речевую активность в общении с воспитателями, детьми, родителями; 2) ребенок иногда редко проявляет речевую активность в общении.

Средний уровень речевой активности – ребенок проявляет речевую активность в общении с воспитателями, детьми, родителями, но иногда на контакт не идет.

Высокий уровень речевой активности - ребенок проявляет речевую активность в общении с воспитателями, детьми и родителями.

Для того, чтобы дети проявляли речевую активность, необходимо создавать определенные обстоятельства – речевую ситуацию.

Речевая ситуация – совокупность условий и обстоятельств, специально создаваемых воспитателем или возникающих спонтанно в воспитательном процессе с целью формирования у детей желания говорить.

Таким образом, воспитание речевой активности рассматривается, как целенаправленный многофакторный, непрерывный процесс, имеющий четкую организацию, которая обеспечивает взаимодействие педагогов и воспитанников в процессе формирования у детей желания говорить. Педагогические, психологические и методические особенности данного процесса являются базовой основой воспитания речевой активности.

§2. Направления и условия развития

речевой активности у детей младшего возраста.

Возраст от 3 до 4 лет играет большую роль в жизни ребенка. Именно в этот период начинают проявляться индивидуальные особенности развития детей. Поэтому определение направлений и условий воспитания речевой активности относится к числу важнейших педагогических задач в работе с детьми данного возраста.

Направления развития речевой активности планируются из следующего принципа воспитания:

- единства воспитательных воздействий, т. е. принцип координации усилий дошкольного образовательного учреждения и семьи.

Два направления работы :

- работа воспитателя с детьми;

- работа воспитателя с родителями детей.

При планировании направлений воспитания речевой активности у детей воспитателю необходимо руководствоваться следующими правилами:

1. Очень важно, чтобы все требования дошкольного образовательного учреждения и семьи были едиными и не противоречили одно другому.

2. Огромная роль в формировании личности ребенка принадлежит семье. Поэтому необходимо поддерживать и укреплять связь с семьей, опираясь на нее при решении всех воспитательных задач, тщательно согласовывать воспитательные действия.

3. В практике воспитания нередко возникают конфликтные ситуации, когда воспитатели не соглашаются с деятельностью семьи или, напротив, семья отрицательно относится к требованиям воспитателей. Часто родители сводят на нет усилия педагогов. Устранять недоразумения следует, опираясь не на то, что разобщает, а на то, что соединяет все воспитательные усилия.

4. Необходимо создать единую систему воспитания речевой активности у детей как на занятиях, так и вне их.

Для периода младшего дошкольного возраста характерна лабильность (неустойчивость) эмоциональной сферы. Поэтому общение с ребенком следует организовать так, чтобы не создавать ситуации для проявления отрицательных эмоций, что негативно отражается на речевой активности детей. Говоря о влиянии речевой ситуации на речевую активность детей, воспитателю целесообразно на данном возрастном этапе использовать и индивидуальное общение с ребенком. Речевые ситуации необходимо использовать также на занятиях и в самостоятельной деятельности детей. Общение с взрослыми является необходимым условием воспитания речевой активности у детей.

Современные условия деятельности дошкольных учреждений выдвигают взаимодействие с семьей на одно из ведущих мест. По мнению специалистов, общение педагогов и родителей должно базироваться на принципах открытости, взаимопонимания и доверия (Е. П. Арнаутова, О. Л. Зверева, В. П. Дуброва и другие).

Педагогической теорией и практикой выработано большое количество разнообразных форм работы с семьей :

- родительские (стенды);- консультации;- беседы с родителями; совместное проведение праздников, например: «Папа, мама, я – читающая семья»; -родительские собрания; практические семинары : «Играем вместе с детьми», «Воспитываем речевую активность детей дома»;

Большую роль в повышении педагогической культуры родителей в вопросах воспитания речевой активности детей играет наглядная информация.

Таким образом, в процессе развития речевой активности у детей, воспитатель планирует два направления работы :

- работа воспитателя с детьми;

- работа воспитателя с родителями детей.

Создание необходимых условий способствует воспитанию речевой активности у детей. К ним относятся:

1. Поддержание единых требований семьи и дошкольного образовательного учреждения.

2. Создание воспитателем в группе детского сада развивающей среды, достаточного простора для движений.

3. Использование речевых ситуаций в работе с детьми.

4. Игра.

5. Необходимым условием воспитания речевой активности у детей является общение с взрослыми и другими детьми.

§3. Анализ программы «Из детства - в отрочество»

по воспитанию речевой активности

Содержание воспитательно-образовательного процесса регламентируется программами дошкольных образовательных учреждений. В настоящее время разработано много вариантов программ.

«Из детства - в отрочество» - комплексная программа, которая рекомендована Министерством образования для массового внедрения и которая соответствует Государственному стандарту дошкольного образования. В ней поставлены и решаются 4 группы взаимосвязанных задач:

1. Обеспечение своевременного и полноценного психического развития детей;

2. Реализация в каждый возрастной период соответствующих форм общения воспитателя с детьми;

3. Развитие личности ребенка;

4. Обучение детей.

Цель программы состоит в том, чтобы ребенок вышел из детского сада физически психически здоровым, интеллектуально и творчески развитым.

Программа «Из детства - в отрочество» предлагает особую методику в разделе “Развитие речи” развития речевой активности у детей младшего дошкольного возраста, учитывающую особенности развития современных детей и позволяющую выполнить социальный заказ их родителей.

Предлагаемая методика:

- учитывает состояние речевой активности детей на современном этапе;

- ориентируется в первую очередь на индивидуальные особенности развития детей младшего возраста, а не только возрастные;

- активно использует педагогические технологии, которые позволяют эффективно воспитывать речевую активность у детей и предупреждать ее угасание;

- тесно взаимосвязана с другими видами жизнедеятельности ребенка;

- использует диагностику и учет уровня речевой активности каждого ребенка;

- предлагает осознанное отношение педагогов и родителей к воспитанию речевой активности у детей;

- опирается на помощь родителей по данному вопросу.

Авторы программы ставят перед педагогами следующие задачи:

- побуждать детей к речевой активности;

- самостоятельно проявлять речевую активность;

- удовлетворять потребность детей в общении.

В программе обозначены методические особенности воспитания речевой активности у детей младшего возраста.

Во-первых, авторы предлагают создать в группе дошкольного образовательного учреждения полноценную развивающую среду, которая делится на зоны (игровую, физкультурную, зону отдыха, уголок природы, ИЗО уголок и т. д.).

Во-вторых, рекомендуется использовать фольклор в режимных процессах, на занятиях, в играх, в самостоятельной деятельности детей.

В-третьих, игра является главным условием воспитания речевой активности детей.

В-четвертых, обозначена необходимость сотрудничества дошкольного образовательного учреждения и семьи.

Глава II. Опытно-экспериментальная работа по воспитанию речевой активности у детей 3-4 лет

§1. Изучение состояния речевой активности у детей

на начало учебного года

Опытно-экспериментальная работа проводилась в детском саду № 25 г. о. Вичуга.

Начиная свою работу, мы, в начале учебного года, организовали обследование детей воспитателями с целью определения состояния речевой активности детей 3-х лет и определили перспективы развития каждого ребенка и группы в целом на учебный год.

Цель: выявить уровень речевой активности детей.

Процедура: за ребенком наблюдают на протяжении недели по трем направлениям (в общении с воспитателями, детьми и родителями). Наблюдения фиксируются в протоколах.

Анализ результатов.

После проведения наблюдений воспитатель обрабатывает протоколы и заносит данные в общую таблицу.

На 1 сентября группу посещало 23 ребенка.

Мы проводили наблюдения за детьми на протяжении одной недели. В группе в течение дня наблюдали за тем, как ребята проявляют речевую активность с воспитателями и другими детьми. Все полученные данные заносили в протоколы. (Приложение № 1). После проведения наблюдений, обработав протоколы, получили результаты.

Затем делали количественную обработку : занесли данные в общую таблицу, используя условные обозначения; подсчитали баллы.

(Приложение I, протокол № 2).

Цель обследования была достигнута, мы выявили уровень речевой активности детей. Был получен следующий результат:

- 40% детей с высоким уровнем (синий цвет на диаграмме);

- 20% со средним (желтый цвет на диаграмме);

- 40% детей с низким уровнем речевой активности (красный цвет на диаграмме).

Поэтому необходима групповая и подгрупповая форма работы с детьми, у которых низкий уровень речевой активности, так как, одно из главных условий воспитания речевой активности у детей – общение.

§2. Система работы по развитию речевой активности

После проведенного диагностического обследования сформулировали цель работы.

ЦЕЛЬ: Развитию речевой активности у детей 3-4 лет.

Для того, чтобы добиться поставленной цели обозначили ряд задач:

1. Создать в группе детского сада полноценную предметную развивающую среду.

2. Составить календарный план с учетом мероприятий по воспитанию речевой активности и реализовать его через: - занятия;- наблюдения;- игры;-беседы или рассказы;- чтение книг;- заучивание стихов, потешек, песенок.

3. Тесно сотрудничать с родителями.

Календарный план составили с учетом мероприятий по воспитанию речевой активности.

На протяжении всего года мы проводили занятия - познавательные по речевому развитию. Представлены занятия в приложении (Приложение 2)

Особенно эффективным средством воспитания речевой активности у детей является игра. В своей практике использовали дидактические, подвижные, пальчиковые игры, а также игры-инсценировки. Каждый день утром и вечером мы играли с детьми. Игры чередовали между собой. Приведем некоторые из них.

Дидактические игры : «Кто как кричит»;«Кукла Катя умывается»;«Чей домик?

Подвижные игры: «Мишка бурый»;«В пятнашки»

Игры – инсценировки:«Больная кукла»;«О чем рассказала игрушка».

Большую пользу в воспитании речевой активности у детей играет чтение книг.

Особое внимание уделяли произведениям устного народного творчества, потому что они имеют огромное воспитательное значение – способствуют речевой активности детей.

Одним из непременных условий воспитания речевой активности у детей является взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с семьями воспитанников. Работая по данному направлению, мы проводим различные мероприятия с родителями.

В начале года организовали групповое собрание родителей с целью – обсудить актуальную проблему воспитания речевой активности у детей и привлечь родителей к активному содействию дошкольному образовательному учреждению в решении возникшей проблемы (Приложение 3).

На протяжении учебного года приглашали родителей на консультации, которые проходили в форме беседы. Их цель: оказать родителям своевременную помощь в вопросах воспитания речевой активности детей; способствовать достижению единой точки зрения (Приложение 4).

В работе с родителями использовали средства наглядной педагогической пропаганды – разнообразные стенды: - «Опыт семейного воспитания». «Консультации для родителей». Мы предоставляли информацию на темы: «Игра в жизни ребенка», «Ребенок молчалив. Хорошо это, или плохо?», «Что делать, если ребенок задает слишком много вопросов?», «Воспитание речевой активности в процессе наблюдений».

Таким образом, программа воспитания речевой активности детей 3-4 лет реализовывалось воспитателями по двум направлениям:- работа с детьми; - работа с родителями.

С детьми провели мероприятия по воспитанию речевой активности : занятия, наблюдения, игры, беседы, рассказы, чтение книг, заучивание стихов, потешек, песенок. Создали в группе полноценную предметную развивающую среду.

§3. Выявление эффективности системы работы

по развитию речевой активности

Оценку эффективности воспитательной работы мы проводили на основе наблюдений за детьми.

Повторное дидактическое обследование в конце года проводилось аналогично диагностике в начале года. Результаты заносили в протоколы, используя условные обозначения (Приложение 5). Обработав протоколы, полученные данные обозначали в общей таблице «Оценка уровня речевой активности детей» (Приложение 5, протокол № 2). Подсчитав баллы, выявили следующее:

- дети с высоким уровнем речевой активности : 80% от общего числа группы (синий цвет на диаграмме).

- дети со средним уровнем речевой активности : 20% от числа всей группы (желтый цвет на диаграмме).

- детей с низким уровнем речевой активности не выявлено.

Затем мы сделали сравнительную характеристику данных диагностического обследования в начале года с результатами диагностики после проведенной воспитательной работы. Полученные данные занесли в таблицу (Приложение 6).

Таким образом, цель работы по воспитанию речевой активности детей была достигнута. Благодаря тесному сотрудничеству с родителями и проведенным мероприятиям по воспитанию речевой активности у детей добились положительных результатов: детей с низким уровнем речевой активности в группе нет.

Список литературы

1. Бондаренко А. К. Играем вместе с детьми. Книга для воспитателей и родителей. М. : Просвещение, 1995.71 с.

2. Гризик Т. И. Взаимодействие детского сада и семьи по развитию речи. // Дошкольное воспитание. - 2000.-№ 6.-с. 54-59.

3. Давидович Л., Резниченко Т. Если ребенок не говорит…// Дошкольное воспитание. - 2002.- № 1.-с. 93-98.

4. Киселева В. Ваш ребенок не говорит?//Дошкольное воспитание. - 2007.- № 6.-с. 103-112.

5. Максаков А. И. Правильно ли говорит ваш ребенок: Книга для воспитателя Детского сада. – М. : Просвещение, 1998.- 159 с.

6. Программа «Из детства-в отрочество»

7. Романенко Л. Устное народное творчество в развитии речевой активности детей. //Дошкольное воспитание. - 1990.- № 7.- с. 15-17.

8. Юдина Е. Коммуникативное развитие ребенка и его педагогическая оценка в группе детского сада. //Дошкольное воспитание. - 1999.- № 9.- с. 10-29

Публикации по теме:

Фотоотчет «Организация работы по развитию коммуникативно-речевой активности детей дошкольного возраста»Фотоотчет «Организация работы по развитию коммуникативно-речевой активности детей дошкольного возраста» Организация работы по развитию коммуникативно - речевой активности детей осуществляется в ДОУ во всех режимных моментах, в условиях совместной.

Инновационный педагогический опыт работы воспитателя «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста» Савинова Александра Александровна. Сайт воспитателя: https://www.maam.ru/users/sahsa5 «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста.

Консультация для педагогов «Развитие речевой активности у детей старшего дошкольного возраста» Дошкольный возраст, как известно, период интенсивного развития ребенка, а своевременное овладение правильной речью, в том числе и активное.

Опыт работы «Познавательно-речевое развитие детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры» 1 слайд Я, Костенко Марина Александровна, воспитатель детского сада «Родничок» 2 слайд представляю опыт работы по теме: «Познавательно -речевое.

Опыт работы на тему «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через театрализацию сказок» Опыт работы на тему: «Развитие речи детей младшего возраста через театрализацию сказок" Выступление свое хочу начать с эпиграфа А. С. Пушкина.

Опыт работы «Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста через совместную проектную деятельность»Опыт работы «Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста через совместную проектную деятельность» Содержание Введение Актуальность Теоретическая база Результативность Введение.

Опыт работы «Речевое развитие детей младшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 6 «Буратино» Опыт работы Тема: «Речевое развитие детей младшего.

Отчет по самообразованию «Развитие речевой активности у детей младшего дошкольного возраста через русскую народную игру»Отчет по самообразованию «Развитие речевой активности у детей младшего дошкольного возраста через русскую народную игру» Одним из основных направлений воспитания и обучения детей в детском саду является развитие речи и речевого общения. Неоценимую роль в решении.

Развитие речевой активности детей дошкольного возраста через знакомство с устным народным творчеством разных жанров В устном народном творчестве, вмещающем в себя все ценности русского языка, сохранились особенные черты русского характера, присущие ему.

Развитие творческого воображения детей дошкольного возраста как способ формирования речевой активностиРазвитие творческого воображения детей дошкольного возраста как способ формирования речевой активности Многие ученые, такие как Т. В. Кудрявцев, И. С. Якиманская и т. п., в своих исследованиях обращали внимание на необходимость развития у.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Обобщённый опыт работы «Развитие речевой активности у детей младшего дошкольного возраста»
Опубликовано: 22 декабря 2018 в 21:41
+37Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Обобщённый опыт работы «Развитие речевой активности у детей младшего дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Орлова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД