Петрова Елена
Обобщённый опыт «Детское экспериментирование — основа познавательно-исследовательской деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
Введение
1. Тема опыта : «Детское экспериментирование – основа познавательно-исследовательской деятельности дошкольников»
2. Сведения об авторе: Петрова Елена Владимировна, высшее образование, общий педагогический стаж 10 лет, в МБДОУ «Ромодановский детский сад комбинированного вида 9 лет.
3. Актуальность темы, очевидна, так как мы живём в век великих достижений, экспериментов и информаций, в эпоху невиданного научного прогресса, который требует от человека творческого подхода, подвижности мышления, применения знаний в разных областях деятельности.
Публикация «Обобщённый опыт „Детское экспериментирование — основа познавательно-исследовательской деятельности“» размещена в разделах
Вспоминая своё детство, когда я была ещё маленькой, любознательной девчушкой, нас с детьми всегда привлекала экспериментальная деятельность. Летом мы лепили из глины, песка пирожки и нам было интересно знать: почему из песка пирожки разваливаются, а из глины нет. Зимой играли со снегом, наблюдали, как на наших рукавичках таят снежинки. Мы любили рисовать красками, смешивали их, делали разные цвета. Так мы познавали мир, проводя различные эксперименты и наблюдения. Став уже взрослой, интерес к экспериментальной деятельности у меня возрос ещё сильнее и приобрёл профессиональный характер.
Работая в данный момент с детьми, я поняла, что главное достоинство экспериментально-исследовательской деятельности в том, что она близка дошкольникам и дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами окружающей среды. И чтобы ребёнку познать этот большой, прекрасный мир, ему нужно смотреть, слушать, трогать, пробовать на вкус, понюхать.
Детский сад, это такое место, где мы играем, экспериментируем, проектируем.
Детство – прекрасная пора для экспериментирования, исследований, открытий. И я хочу, чтобы в моей работе ребёнок получал возможность чувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем.
Я считаю, чем разнообразнее и насыщеннее детская деятельность, тем быстрее малыш развивается, появляются первые достижения и открытия. Я уверена, что активный и любознательный человек, всегда может реализовать себя в любой сфере, а одним из эффективных средств, для этого является познавательная деятельность, которую нужно развивать с самого детства.
И опираясь на документ Федерального государственного образовательного стандарта - важным критерием в подготовке ребенка к дальнейшей жизни, это его потребность в знаниях. А экспериментально-исследовательская деятельность отлично может формировать эту потребность, путём развития познавательного интереса ребёнка. Поэтому в практику моей работы я стараюсь больше включать разнообразие элементов исследовательской деятельности.
Я думаю, что каждый воспитатель вправе выбирать свои методы и формы работы, технологии, но обязательно во благо ребенка. Я тоже выбрала педагогическую технологию. Это опытно-исследовательская деятельность и экспериментирование. А почему? Потому что считаю, что знания, добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными. Каждый опыт помогает нам с детьми находить решение всевозможных задач и даёт возможность понять, почему всё происходит так, а не иначе. Приобщая детей к экспериментированию я стремлюсь развивать у детей процесс самостоятельного приобретения знаний путем собственного исследовательского поиска.
Поэтому, я считаю, тема моего опыта всегда будет актуальной и перспективной.
Основная идея педагогического опыта.
Основная идея моего опыта заключается в организации практической и методической помощи детям, обобщении и внедрении передового педагогического опыта. Мой педагогический опыт, не содержит новых уникальных идей, он представляет собой единую систему по познавательному развитию детей дошкольного возраста.
Работая с детьми по данной теме, я поняла, что они испытывают некоторые трудности на занятиях по экспериментально-исследовательской деятельности.
В детях присутствовала неуверенность и боязнь, что у них ничего не получится, проявлялась неуверенность в себе. - Дети испытывали затруднения в действиях и ответах на вопросы, когда им предлагалось поэкспериментировать с разнообразными материалами. - Они не могли обойтись без моей помощи, в каждом своём действии при выполнении опыта, самостоятельность практически отсутствовала.
Я увидела, что им было сложно следовать правилам и работать самостоятельно. Некоторым деткам было скучно, у них быстро терялся интерес.
Мне захотелось решить данную проблему, показать детям, как разнообразен, ярок, интересен мир экспериментально-исследовательской деятельности
Таким образом, заняться проблемой детского экспериментирования меня подтолкнули наблюдения за работой детей с материалом для опытов на занятиях и вне занятий. Чтобы малыш лучше представлял, что он делает, и знал, какой затем получит удивительный результат, необходимо направлять его практические действия.
Цель данной моей работы заключается в развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе экспериментальной деятельности.
Новизна педагогического опыта, заключается в большой возможности интегрировать различные техники и материалы в экспериментально-исследовательской деятельности. Также является комплексное использование элементов ранее известных и современных методик детского экспериментирования. И характеризуется структуризацией практического и диагностического материалов.
Таким образом, представляемый педагогический опыт предлагает усовершенствование и комбинацию элементов известных педагогических методик, чтобы современный ребёнок 21 века мог себя комфортно чувствовать в условиях в которых он живёт.
Практическая значимость педагогического опыта.
Представленным опытом работы, могут воспользоваться специалисты, воспитатели дошкольных образовательных учреждений, которые реализуют общеобразовательную программу дошкольного образования и дополнительного образования.
Педагоги могут воспользоваться практическим материалом, в данной работе (см. «Приложение № 1») в повседневной образовательной деятельности. Так как предлагаемая система опытов и исследований позволяет достичь высоких результатов и помочь ребенку познать свойства реальных предметов и объектов окружающего мира, доступными его пониманию способами и средствами.
Также мой педагогический опыт может быть интересен родителям - желающих принять участие в воспитании и всестороннем развитии своих детей, а также студентам педагогических специальностей.
Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержания, методы, приемы.
Основной задачей познавательного воспитания в детском дошкольном учреждении, является: развитие детского экспериментирования начала, в любом его проявлении. В связи с этим я поставила перед собой задачи, найти пути, которые оптимальны для экспериментально-исследовательской деятельности, с целью увеличения ее влияния на гармоничное, всестороннее воспитание личности ребенка.
Экспериментальная деятельность детей.
Обучение происходит в следующих направлениях:
На занятиях и вне занятиях по экспериментированию, я стараюсь учить деток думать, фантазировать, творить, мыслить смело и свободно, в полной мере проявлять свои способности в своих силах, повышать их умственную активность.
Моя работа, с детьми, на занятиях по экспериментированию строится по нескольким основным направлениям, по принципу «от простого к сложному» : - С детьми 1-ой младшей группы я осуществляю простейшие наблюдения. Все организуемые мною наблюдения являются кратковременными и осуществляются либо индивидуально, либо небольшими группами. В этом возрасте дети способны выполнить отдельные простейшие поручения, начинают воспринимать инструкции и рекомендации, но к самостоятельной работе они еще не готовы.
Во второй младшей группе у детей возникает наглядно-образное мышление. У них ярко проявляется любопытство, они начинают задавать взрослым многочисленные вопросы. В это время, я считаю правильным, не подносить на блюдечке знания в готовом виде, а быть помощником, наблюдая со стороны, чтобы ребенок мог получить их самостоятельно, проделав небольшой эксперимент. В данном случае, я помогаю ребёнку подумать, как правильно применить методику проведения опыта, даю рекомендации, советы, и только, если ребёнок затрудняется мы вместе с ним проделаем необходимые действия опыта. Ребёнок данного возраста еще не способен работать самостоятельно, но с удовольствием делает это вместе с взрослым. У детей средней группы возрастает количество вопросов, желание получить ответы экспериментально - исследовательским путем укрепляются. И благодаря накопительной системе личного опыта действия ребенка становятся более углубленными, целенаправленными и обдуманными. В этом случае я могу детям давать уже указания, так как в этом возрасте они проявляют первые шаги работать самостоятельно, причем малыши способны получить уже указания в пределах трёх действий сразу, если они простые и знакомые. После наблюдения того или иного объекта мы с детьми фиксируем с специальных альбомах при этом чаще всего используем готовые шаблоны, но на конец года начинаем делать зарисовки, которые делаем вместе с детьми, а у которых детей хорошо развиты технические навыки, мы работаем
с первыми схематичными рисунками исследуемого объекта. С этого возраста я стараюсь с детьми проводить наблюдения подлительнее, которые будут началом для проведения в будущем длительных экспериментов.
Для малышей мною был разработан дидактический материал, игры экспериментальной направленности : «Мы волшебники», «Маленькие огородники», «В гостях у волшебника» и многие другие. С детьми старшей группы начинаю проводить длительные эксперименты, где устанавливаются общие закономерности явлений и процессов. Мы сравниваем два-три эксперименты и дети учатся находить не только разницу, но и сходство, что дает нам возможность изучать приемы классификации. Здесь я предлагаю им расширить возможности по фиксированию результатов: применяем графические способы, осваиваем различные способы фиксации натуральных объектов (создаём гербарии плоские, объемное засушивание, консервирование и т. п.). В этом возрасте мы с детьми учимся самостоятельно подводить итог и анализировать результат опыта, делать вывод, составлять развернутый рассказ об увиденном. Я стараюсь задавать им вопросы, стимулирующие развитие логического мышления. Моя задача - не передать ребёнку большое количество информации, а научить его критически мыслить и размышлять, работать в команде и всё это, через игру, экспериментирование, общение, реализацию детско-взрослых проектов. для деток старшей группы мною был разработан дидактический материал, игры экспериментальной направленности : «Лаборатория неживой природы», «Правила поведения в природе», методическое пособие «Экспериментирование - это интересно!» Приложение № 1 и д. р. которые успешно применяются в работе с детьми ДОО и другими дошкольными образовательными организациями района.
Последующая сложность экспериментально-исследовательской и самостоятельной активности детей требуют более строгого соблюдения правил безопасности.
В подготовительной к школе группе, я считаю работа по исследовательской деятельности должна стать нормой жизни, главным методом ознакомления ребёнка с окружающим миром и самым действенным способом развития мыслительных процессов. В этой группе, я считаю экспериментально-исследовательская деятельность, позволяет соединить все виды деятельности и все стороны воспитания. Инициативу по их проведению распределяю равномерно между мной и детьми Впоследствии этого я подвожу детей к коллективной экспериментальной деятельности от индивидуальной работы, применяя более сложные эксперименты по структуре и технике (например «Извержение вулкана», «Лампочка загорается – театр начинается» и т. д. Приложение №1).
Я считаю, что в процессе коллективной работы дети учатся взаимодействовать друг с другом, уважать, договариваться, сотрудничать.
В группе оборудованы: мини-лаборатория «Маленький исследователь», «Сундучок с сюрпризами, периодически оформляются выставки детских работ из природного материала «Природа и фантазия», «Мир глазами детей».
В своей работе использую различные методы и приемы:
- обеспечиваю детям самостоятельный творческий поиск детьми средствами экспериментирования;
- рассматриваем шаблоны, образцы, картинки по исследовательской тематике;
- создаю условия для самостоятельного выполнения детьми экспериментов, использование ими различных материалов;
- стимулирую активность детей за счет включения проблемной ситуации в ход занятия.
Но пожалуй, самое главное, что я себе взяла за правило, это то что, детей нужно обязательно похвалить, за сделанную работу. Это очень важно, пусть ребёнок, пока не уверенно выполняет алгоритм создания своей творческой работы, он должен знать, что его поддержат и ему всегда подадут руку помощи.
Работа состоит из следующих типов занятий:
- изучение, усвоение нового материала;
- закрепление и совершенствование знаний, умений, навыков;
- самостоятельное применение знаний, навыков, умений для достижения собственных целей.
Чтобы дети эффективнее усваивали материал, я использую следующие формы работы в процессе экспериментирования :
- Прогулки.
В процессе прогулок мы с детками играем, экспериментируем, рассматриваем растения, наблюдаем в какой среде лучше растёт растение, собираем природный материал для нашего уголка по экспериментированию, знакомимся с их свойствами. Придя с прогулки растения, засушиваем, а другой природный материал (камешки, веточки и т. д.) моем, просушиваем и храним в отдельных закрытых ёмкостей.
- Беседы.
Я считаю, что беседы являются неотъемлемой частью экспериментальной работы. Возможность наблюдать и заниматься исследовательской деятельностью, нам предоставила сама природа. В зимнее время года детям доступны и понятны три состояния воды, т. к. не нужно создавать специальные условия для опытов и экспериментов. Особенно интересны длительные наблюдения и опыты весной, когда в природе начинается пробуждение. Это ли не кладезь для увлекательных и интересных бесед!
Потом мы с детками начинаем играть. Они с удовольствием включаются в игру, придумывают сюжеты, разыгрывают сценки. Я смотрю на них и удивляюсь -детская фантазия не имеет границ! В процессе игр у детей развивается фантазия, воображение, они лучше запоминают материалы и техники, с помощью которых провели эксперимент.
Чтобы фиксировать результаты экспериментирования, мы с детками сделали модели предметов (для детей от 3-х до 5 лет).
- Фотовыставки детских работ по экспериментально-исследовательской деятельности.
Самый приятный и радостный и момент, увидеть результат. плод своего труда! Это форма работы носит мотивационный характер, все дети хотят увидеть конечный результат, свой успех, даже те, кому иногда бывает скучно и не хочется ничего делать. Из своей большой практике, хочу сказать, что все детки доводят начатое дело до конца, что не может не радовать. Для меня очень важно, настроение детей, их настрой, чтобы в процессе работы у них всё получилось. И у них получается! А просто потому, что экспериментальная деятельность не даёт образец, каждый эксперимент индивидуален и, безусловно, по - своему красив и интересен!
Приложение №1
Для полного усвоения пройденного материала и его закрепления (в случае затруднения) с детьми провожу индивидуальную работу. Творческая фантазия педагога, выдумка, умение вдохновить ребенка на новые достижения – вот самое главное в работе данного направления.
Считаю что, успешность ребёнка во многом определяется тем, насколько правильно и умело я работаю вместе с родителями детей. В своей непростой работе я всегда стараюсь узнать, изучить семьи своих дошколят, существующие в них традиции и подходы к воспитанию. И для меня главное, чтобы родители моих воспитанников понимали значимость экспериментально- исследовательской деятельности в разностороннем развитии их детей. Иногда родители говорят, что самое главное для их детей научиться: считать, читать, писать. А как же творить, экспериментировать, фантазировать? В основном родители, хотят, чтобы их дети в три года главное учили буквы, а потом, чтоб умели читать, а экспериментально-исследовательская деятельность, они считают не несёт в себе развивающий смысл. И меня это возмущает, когда я слышу от родителей такие слова. И для того, чтобы переубедить родителей в обратном, я им рассказываю и показываю наши с детьми результаты работы, убеждаю их что их дети талантливы, и что это является одной из «ступенек» их гармоничного развития. Поэтому основная моя задача – привлечь родителей в наши занятия, конкретные дела касающие экспериментировая, проекты, которые мы организуем в группе. Провожу для них анкетирование, групповые и индивидуальные консультации, вместе беседуем по данной теме, даю рекомендации, устраиваем творческие конкурсы, акции, флешмобы, мастер – классы. Приложение №2. И это у меня получается. Сложились эти партнё рские отношения благодаря нашей общей работе: мы всегда обсуждаем возникающие проблемы сообща и ищем пути их решения, я готова не только учить родителей, но и учиться у них сама, родители ценят, когда прислушиваются к их мнению. Вместе мы воспитаем свободного, уверенного в себе человека, имеющего свое мнение и умеющего отстаивать его. Плодом моего труда, является, то что 97% родительского сообщества моей группы, проявляют в процессе нашего взаимодействия, высокую активность чему я очень рада и горда за наш общий союз.
Анализируя, проделанную работу по теме: «Детское экспериментирование – основа познавательно-исследовательской деятельности дошкольников» могу сделать вывод и с уверенностью сказать, что использование экспериментально-исследовательской деятельности в работе с детьми дошкольного возраста, является эффективным средством познавательного развития детей.
Работая с детьми по данной теме, я стараюсь развивать у них интерес к различным видам образовательной деятельности, так как между собой все они взаимосвязаны, но, тем не менее, я делаю акцент на экспериментирование. Приложение № 3. Динамика развития по экспериментально-исследовательской деятельности показала, что у детей преобладает высокий и средний уровни при освоении процесса экспериментирования. Исходя из этого, могу с уверенностью сказать, что мои дети научились использовать определенные умения и навыки в процессе деятельности. Они с большим интересом слушают воспитателя, слышат меня, с удовольствием и правильно выполняют задания, делают выводы и анализ получившихся работ, могут оценить их.
О таком уровне опытно-экспериментальной деятельности свидетельствует и устойчивая мотивация к проведению практических исследований, в том числе в самостоятельной деятельности (на прогулках, в центрах самостоятельной активности, дома). Ребёнок с развитым исследовательским типом мышления проявляет инициативу в выборе материалов и инструментов для проведения опытов, определяет проблемные вопросы, проверяет собственные предположения опытным путём, стремится довести начатое до конца, чтобы узнать и зафиксировать результат эксперимента. А моя задача не дать ребенку готовые знания, а поддержать его интерес, подсказать способ и вселить в ребенка уверенность, что он обязательно добьется успеха.
Я вижу, что вся моя целенаправленная работа по познавательно-исследовательской деятельности с детьми (наблюдение, проведение опытов, экспериментов) вызывает у них восторг, удивление, радость!
А самое главное меня окружает море любопытных и добрых детских глаз. И я рада вести детей по волшебному миру детства, идти рядом с ними, вместе играть, учиться и конечно же экспериментировать. Главное – я люблю детей и у меня есть огромное желание работать.
В своей педагогической деятельности я занимаюсь не только данной темой, так как считаю, что «современный педагог», должен быть коммуникабельным, разносторонним и инициативным, поэтому я реализую себя и в других областях образования.
В 2020 году я стала призером ежегодного регионального конкурса «Идея-prof», в 2021 году победителем районного конкурса «Воспитатель года» и участник Республиканского конкурса «Воспитатель 2021 года».
-2019г. – мастер-класс «Использование современных педагогических технологий в образовательном пространстве ДОО» на заседании
районного методического объединения воспитателей дошкольных образовательных организаций «Современные педагогические технологии: эффективная практика дошкольного образования»;
-2018г. – открытое занятие «Солнышко у нас в гостях».Приложение № 4
на районном семинаре «Формирование представлений о сущности интегративной деятельности педагогов в образовательной работе с воспитанниками»
-2017г. – выступление «Оздоровительная работа в ДОУ через внедрение песочной терапии» на образовательном форуме «Инновационная деятельность педагога дошкольного образования: опыт, проблемы, перспективы» в ГБУ ДПО «Мордовский республиканский институт образования».
Инновационный мой опыт распространяется через публикации в сборнике материалов от 29.03.2018г. «Актуальные проблемы педагогики и методики дошкольного и начального образования» ФГБОУ ВО «МГПИ им. М. Е. Евсевьева», через сайт ДОО, личный сайт педагога. Приложение № 5.
Я считаю моя мечта сбылась. Я –педагог, я - воспитатель! Я очень горда этим и верна своей профессии, как бы не было трудно. Людей несущих это гордое звание объединяет одно – они с радостью отдают свое сердце детям и не представляют свою жизнь без этого.
И хотелось бы, чтобы все следовали мудрому совету В. А. Сухомлинского: «Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, что бы ребенку захотелось еще раз возвратиться и разобраться самому».