Галина Шпакова
Презентация «Развитие творческих способностей детей через музыкально-театрализованную деятельность»
▼ Скачать + Заказать документы
Художественно-эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса дошкольного образовательного учреждения и является его приоритетным направлением. Для эстетического развития личности ребенка огромное значение имеет разнообразная художественная деятельность (изобразительная, музыкальная, художественно-речевая и др.)
Публикация «Презентация „Развитие творческих способностей детей через музыкально-театрализованную деятельность“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Важной задачей эстетического воспитания является формирование у детей эстетических интересов, потребностей, эстетического вкуса, а также творческих способностей. Богатейшее поле для эстетического развития детей, а также развития их творческих способностей представляет театрализованная деятельность.
Музыкально-театрализованная деятельность – самая эффективная форма музыкального воспитания, способствующая формированию творческой личности ребнка.
На протяжении ряда лет я успешно работаю по теме включения театрализованной деятельности в процесс музыкального образования старших дошкольников, где каждый ребёнок может проявить свои чувства, эмоции, желания и взгляды, причём не только наедине с собой, но и публично, не стесняясь присутствия зрителей. Театрализованная деятельность в детском саду,– это хорошая возможность раскрытия творческого потенциала ребёнка, воспитания творческой направленности личности, а в сочетании с музыкой этот процесс становится во сто крат интересней и эффективнее.
Актуальность опыта обусловлена необходимостью совершенствования методов и средств развития музыкально-творческих способностей дошкольников в пространстве досуговой деятельности и повышением интереса к использованию театральной деятельности в детских дошкольных учреждениях. Повышение интереса было не случайным, так как в настоящее время уделяется не достаточно внимания формированию художественно-эстетической культуры детей дошкольного возраста. Предлагаемая работа поможет организовать культурно-досуговую деятельность дошкольников, развить музыкально-творческие способности, приобрести устойчивые знания в сфере музыкально-театрального образования, сформировать у детей художественно-эстетическую культуру.
Новизна опыта заключается в том, что мы рассматриваем музыкально-театральное направление в воспитании и развитии дошкольников, как одно из средств культурно-досуговой деятельности и формирования творческих способностей на основе синтеза искусств (театра и музыки). А так, как одной из ведущих целей программы воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» (под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Н. Е. Васильевой) является подготовка ребенка к жизни в современном обществе, т. е. его социализация, дошкольник должен владеть азами творчества, необходимых для самовыражения, выхода положительных и отрицательных эмоций.
Цель работы:
- формировать всесторонне развитую личность средствами музыкально-
Основные задачи:
- развивать музыкальные и творческие способности детей с учетом
возможностей каждого ребенка с помощью интеграции различных видов музыкальной деятельности;
- формировать начало музыкальной культуры, создать основы формирования общей духовной культуры;
- воспитывать у ребёнка чувства прекрасного, любви к искусству.
В своей работе я использовала различные формы организации театрализованной деятельности. На музыкальных занятиях я учила детей понимать язык музыки : слышать начало и окончание музыкальных фраз и целых музыкальных построений, анализировать прослушанное, используя комплекс средств музыкальной выразительности. В движениях, при исполнении пластических этюдов и танцевальных композиций учила передавать настроения и чувства героев, создавать целостный музыкальный образ. Возможность высказаться предоставляла каждому ребенку. Все средства, используемые мной на музыкальных занятиях, были направлены на то, чтобы помочь ребёнку лучше понять музыку, глубже проникнуть в её содержание, а потом музыка помогала детям выразительнее исполнить тот или иной образ.
Чтобы ребенок овладел необходимыми знаниями и умениями, проявил творческие способности, ему необходимы яркие впечатления. Чем богаче опыт малыша, тем ярче проявятся его творческие данные. Поэтому, я считаю, очень важным с самого раннего детства приобщить ребенка к музыке, театру, литературе, живописи. Чем раньше начать развивать творческие способности детей, тем больших результатов можно достичь.
Театрализацию в работе с детьми я использовала с самого младшего возраста. Малыши с радостью изображали в небольших сценках повадки животных, имитируя их движения, голоса. С возрастом задачи по театрализованной деятельности усложнялись, дети инсценировали небольшие сказки, поэтические произведения. К театрализации я обязательно привлекала воспитателей, которые с удовольствием брали на себя роли героев сказок. Приобщала родителей к подготовке спектаклей, тем самым, стараясь сблизить семью с жизнью детей в детском саду. Также мной были разработаны консультации и рекомендации для родителей, освещающие вопросы театрального просвещения детей дома. Совместные мероприятия взрослых, более старших детей и моих воспитанников создавали обоюдный интерес к театральному виду деятельности.
Мои воспитанники научились исполнять небольшие монологи и более развернутые диалоги между персонажами, разыгрывать действия с применением разнообразных движений, умеют согласовывать свои действия с действиями партнеров, не заслоняя их, находить выразительные средства исполнения роли. Этому способствовали специальные упражнения, направленные на выработку выразительности жестов.
Для стимуляции и развития детского музыкального творчества я всегда поддерживала инициативы импровизации на музыкальных инструментах, пении, в танцевальной и театральной деятельности, что, в свою очередь, позволило развить в детях «живой» интерес к занятиям музыкой, превратить их из скучной обязанности в веселое представление.
Занимаясь с детьми, я старалась вызвать у них положительные эмоции, Думаю, что тем самым, незаметно для себя, дети включались в театральные игры, что помогает ученикам расслабиться, снять напряжение, создает радостную атмосферу.
На занятиях мы используем театральные этюды. Театральные игры-этюды развивают у детей творческое воображение, фантазию, мышление, восприятие, память. В процессе игр дети вырабатываются навыки, необходимые для отображения различных эмоций, настроений, отдельных черт характера («трусливый заяц», «хитрая лиса»). Для развития у детей эмоций я также включала в занятии по музыкальному воспитанию соответствующие упражнения. Такие игры рассчитаны на активное участие в них ребенка, который становится не пассивным исполнителем указаний педагога, а соучастником педагогического процесса. Уже в первый год обучения мы старались объединить театрализованные игры с элементами театрального спектакля или постановки, инсценировки песни в единое целое.
Работу по постановке мини-спектакля, музыкальной сценки мы начинаем с проектирования предметно- развивающей среды. Я выделила следующие основные составляющие: пространство, время и предметное окружение. Нами был подобран репертуар, практический материал для работы с детьми. Совместно с педагогами и родителями были изготовлены различные виды декораций, реквизит. Родители принимали активное участие в изготовлении костюмов, атрибутов и декораций к нашим постановкам.
Любимый литературный жанр дошкольника в любом возрасте – сказка. Сказка в музыке – это интереснейший вид представления. Сказка, являясь важным средством умственного развития ребенка, развивает его воображение, а музыка «наполняет сказочные образы живым биением сердца и трепетом мыслей».
Музыкальная сказка – это яркое, эмоциональное изложение сказочных событий. Продуманный подбор музыкальных произведений создаёт необходимое настроение, усиливает впечатления, вызывает эмоциональный отклик. Через музыку познаётся и красота природы, присутствующая во всех сказках. В театральных постановках дети поют, исполняют знакомые и специально выученные песни и танцы. Я стараюсь разнообразить сюжет и вовлекать в спектакль больше детей. Часто сама сочиняю небольшие песенки, попевки, музыкальные монологи героев.
Артистические способности детей развивались от выступления к выступлению. Во время обсуждения и пересказа содержания сказки я каждый раз уточняла их ролевое поведение, создавала условия для театрально-игровой деятельности и старалась грамотно организовать работу как с детьми, так и со взрослыми. Счастливые улыбки и радостные лица детей после театрализованного представления говорят о том, что этот вид деятельности им очень нравится.
Театрализация – это, наверное, именно та область, к которой можно привлечь и которой можно заинтересовать не только ребенка, но и их родителей. Я думаю, что все родители откликаются и стараются содействовать воспитателям в работе с использованием театрализованной деятельности и творчеству детей способствует установившийся контакт с родителями наших воспитанников. Мы стремимся достичь таких отношений, когда мамы и папы небезучастны к творчеству детей, а становятся активными союзниками и помощниками воспитателя в организации их художественно речевой деятельности. Многие родители участвуют в создании декораций к детским спектаклям, изготавливают вместе с ребятами костюмы, помогают в заучивании текстов ролей. Одной из интересных форм работы, которой нам удалось достичь, является привлечение родителей для участия в утренниках в качестве актеров. Родители привлекаются и к работе над кукольной театрализацией. Ими оказывается помощь в изготовлении кукол различных театров, декораций.
Целенаправленно совместно с детьми родители читают произведения, просматривают видеофильмы, посещают театры.
Для проведения эффективной работы по театрализованной деятельности в домашних условиях родители получают рекомендации в виде консультаций.
Театрализованная игра по своей психологической структуре является прототипом будущей серьезной деятельности - жизни.
В процессе работы:
1. Мною составлен календарно -перспективный план по музыкально – театрализованной деятельности в средней, старшей и подготовительной группах.
2. Разработаны занятия с применением элементов театрально-игровой технологии.
3. Собраны в коллекцию этюды по разным возрастным группам, общеразвивающие игры, упражнения по артикуляции, дыхательной гимнастике и на расслабление, а так же упражнения по ритмопластике.
4. Представлены сценарии праздников и развлечений.
5. Предлагаются перспективные планы по работе с воспитателями и родителями
6. Предоставлена диагностика музыкального развития.
Ценность и польза занятий театрализованной деятельностью очевидна, так как она тесно связана с другими видами деятельности – пением, движением под музыку, слушанием, рисованием и т. д. Занимаясь развитием музыкальных творческих способностей детей средствами театрализованной деятельности в процессе наблюдения, я обратила внимание на следующее:
- у детей уже после первого года обучения музыкально - творческие способностей оказалась на более высоком уровне по всем направлениям.
- значительно улучшилась способность к импровизациям (песенным, инструментальным, танцевальным).
- дети стали активно пользоваться средствами выразительности (мимика, жесты, движения).
- повысилась эмоциональная отзывчивость, развилась ориентация в эмоциональном содержании, которая базируется на умении различать чувства, настроения и сопоставлять их с соответствующими актерскими проявлениями.
- дети стали больше проявлять активность, инициативность, участвуя в игре.
- у детей развиваются нравственно-коммуникативные и волевые качества личности (общительность, вежливость, чуткость, доброта, умение довести дело или роль до конца).
- дети стали эмоциональнее и выразительнее исполнять песни, танцы, стихи.
- у детей появилось умение выразить свое понимание сюжета игры и характера персонажа (в движении, речи).
- у детей появилось желание придумать, рассказать сказку, сочинить танец и т. д.
- дети стали проявлять стойкий интерес к театрализованной деятельности.
С учетом анализа собственного опыта пришла к выводу, что система проведенной работы оказалась наиболее оптимальной. На протяжении этих трех лет дети показывали свои достижения на праздниках и развлечениях. Их выступления отличались ярким, уверенным артистическим исполнением. Я, как педагог, занимаясь развитием творческих способностей детей средствами театрализованной деятельности, получаю удовольствие, радость от самого процесса совместной творческой деятельности.
В будущем планирую:
1. Разнообразить методы и приемы обучения с учетом индивидуальных особенностей детей.
2. Совершенствовать артистические навыки детей посредством переживания и воплощения образов в сказках.
3. Работать над повышением своего профессионального и творческого уровня.
4. Привлекать родителей воспитанников к активному участию в процессе подготовки и показа спектакля (родители – исполнители взрослых ролей).
Сценическое искусство оказывает огромное влияние на сознание, чувства, вкусы, поступки ребёнка. Приобщаясь к миру театра, он получает возможность свободно развиваться, проявлять свои интересы и способности. Это поможет ему в дальнейшем добиваться поставленных целей, строить межличностные отношения. Классик не ошибался, утверждая, что «вся наша жизнь - игра». На сцене жизни следует выглядеть достойно, и чем раньше мы расскажем об этом ребенку, тем лучше.