Лариса Амельченко
Обобщение опыта работы по формированию навыков экспериментирования
▼ Скачать + Заказать документы
Обобщение опыта по формированию навыков экспериментирования у детей 5 – 6 лет
В нашем детском саду создана необходимая для проведения исследований развивающая среда, оснащенная специальным оборудованием, разнообразными материалами. Ребенок может самостоятельно проводить опыты, обсуждать их результаты с другими детьми и воспитателем, фиксировать на карточках или в альбоме. Эксперименты мы проводим не только кратковременные, но и длительные.
Темочки:
В работе по обучению детей исследовательской деятельности я выделяю следующие цели экспериментирования : углублять представления о живой и неживой природе; учить самостоятельно проводить исследования, добиваться результатов, размышлять, отстаивать свое мнение, обобщать результаты опытов.
В своей работе с детьми по экспериментированию я выделила несколько блоков: «Воздух», «Почва», «Вода», «Свет», каждый из которых включает в себя несколько тем, связанных друг с другом. Для каждой темы предлагала разные варианты занятий, включая музыкальные, занятия по изобразительному искусству, наблюдения, занятия по развитию речи, драматизации, чтение художественной литературы, дидактические игры.
Так, изучая с детьми свойства воздуха, я использовала следующие виды детской деятельности. Знакомство с «воздухом» мы начали с эксперимента «Кораблик», на котором выявили, что воздух невидимый и ветер – это движение воздуха (дети дули на паруса кораблика). Далее – на прогулке мы обратили внимание на ветреную и безветренную погоду, заметили как ветер «наклоняет» деревья, как кружатся снежинки, увидели, что облака «бегут по небу». На занятии по развитию речи мы придумывали различные варианты продолжения сказок про ветер. На занятии по изобразительной деятельности мы рисовали на следующие темы: «Ветер в парке», «Тихий зимний лес». Закрепляли полученные знания в самостоятельной деятельности. Для этого я предложила детям игру «Мы ветры» (использовались тазики с водой, плавающие игрушки). Также с помощью эксперимента дети узнали, что воздух имеет объем, не имеет запаха. Выяснили с детьми, что в мыльных пузырях есть воздух и образуются они под давлением воздуха. Узнали с детьми, что движение воздуха можно получить с помощью вентилятора. Проводя наблюдения, дети «искали» воздух в аквариуме, замерзших лужицах. Пытались «утопить» надувные игрушки, выяснили, что воздух легче воды. На прогулке я предложила поиграть в игру «Поймай воздух» (использовали полиэтиленовые мешки). На познавательных занятиях я объяснила детям откуда берется ветер, как мы дышим, познакомила воздушными шарами, как средством передвижения.
Знакомя детей со свойствами света, мы проводили опыты «Луч света ходит прямо» в ходе которого дети выявляли прямолинейное распространение света. Эксперимент «Лучик света может ломаться» помог ребятам узнать о преломлении света. Особенности преломления света мы с детьми узнали проведя опыт «Лучик света рассеивается». «Круг «Ньютона» помог ребятам выявить, что видимые световые оттенки (7 основных цветов) при слиянии образуют белый свет. Проводя длительный опыт «Без света и воды ничего не растет» выявили, что свет и вода необходимы для роста растений. Для расширения кругозора детей по данной теме и закрепления полученных знаний я использовала наблюдения. С воспитанниками мы обратили внимание, что с солнечной стороны снег тает, а в тени – нет. Дети наблюдали за солнечным зайчиком (зеркало отражает свет - значит луч света ломается). Наблюдая за облаками, мы отметили, что когда они закрывают солнце, темно не становится – значит, свет рассеивается. На занятиях по познавательному развитию я знакомила детей с солнечной системой, с историей происхождения искусственного света, рассказывала детям о значении солнца в жизни человека, проводили эксперименты по смешиванию различных цветов, используя краски, и получали новые оттенки и цвета. Для закрепления знаний о необходимости солнечного света, мы с детьми прочитали сказку И. К. Чуковского «Краденное солнце». Во время самостоятельной деятельности мною было предложено нарисовать солнце, радугу (на закрепление умения получать необходимый цвет путем смешивания). Ребята играли в игры «Догонялки с солнечным зайчиком».
Проводя опыт «Лед – твердая вода», я помогла детям выяснить, в каких агрегатных состояниях может находиться вода. Отметить, что вода не имеет собственной формы, нам помог опыт, который так и назывался «Вода не имеет собственной формы». Также я проводила эксперименты, на которых дети узнали, что вода не имеет запаха, вкуса, что это универсальный растворитель, она может испаряться. На прогулке я обратила внимание детей, что вода не имеет собственной формы (на примере луж).
Знакомя детей с почвой, я предлагала им провести эксперименты «Неоднородность состава почвы», «В почве есть вода». С помощью опытов я помогла детям выявить, что почву населяют живые существа, определить, как загрязняющие вещества проникают в почву и насколько длительно она остается загрязненной. На прогулке мы искали землю под снегом, отметили, что земля твердая (мерзлая, насекомые находятся в зимней спячке. На занятиях по познавательному развитию я рассказывала детям, какие насекомые и животные живут в земле.
Для проведения опытов я подбираю необходимый материал: иллюстрации, календари, фотографии, книги, природный материал, необходимые предметы для эксперимента, количество которых должно соответствует количеству детей. Это повышает эффективность занятия, ведь старшие дошкольники слабо воспринимают информацию на слух. Так, при проведении опыта «Фокус с шариком» Артем и Марат часто отвлекались, но когда я их попросила помочь мне в проведении опыта, они стали более внимательными, появилась заинтересованность в получении результата. При подведении итогов, фиксировании результата, дети, которые приняли непосредственное участие в эксперименте, отвечали четче, правильнее формулировали ответы.
Подбирая необходимый материал для проведения эксперимента, большое требование я предъявляю эстетической стороне объекта. Красивый объект, оказывая положительное эмоциональное воздействие на ребенка, вызывает у него желание общаться как можно дольше.
Предлагая детям поставить опыт, я сообщаю им цель и задачу, которая должна быть решена, даю время на обдумывание и затем привлекаю детей к обсуждению методики и хода эксперимента. Изложение хода эксперимента сопровождается проблемными вопросами для детей, содержание которых может варьироваться в зависимости от уровня развития у них понятия об исследуемом предмете или явлении. Я помогаю использовать известные способы действия, перенося их в незнакомые условия. Нередко для получения ответа требуется открытие нового способа; в этом случае мы с ребятами идем путем опытных проб. Я оцениваю все ответы детей, как правильные, так и неправильные, направляя поисковую деятельность детей в нужное русло.
Прежде чем приступить к эксперименту, мы вместе с детьми составляем план предстоящей деятельности.
1. Выбираем объект исследования.
2. Подбираем оборудование.
3. Уточняем, каким будет эксперимент – кратковременным или долговременным.
4. Определяем для чего проводится опыт (прогнозируем результат).
5. Закрепляем последовательность действий.
6. Вспоминаем правила безопасности.
7. Проводим эксперимент.
8. Фиксируем результат на карточках или в альбоме.
9. Анализируем результаты (совпадают ли ожидаемые результаты с реальными; какой момент опыта был самый интересный; в чем испытывали затруднения).
10. Домашнее задание.
В процессе обучения детей я стараюсь задействовать все органы чувств ребенка. Огромную радость ребятам доставляет угадывание предметов на ощупь. Для этого я использовала игру «Угадай, что в мешочке». Такое упражнение на сенсорику я провожу в начале занятия, поместив в мешочек предмет, имеющий непосредственное отношение к обсуждаемой теме.
Особое внимание я уделяю неправильным ответам. Анализируя вместе с детьми путь решения и выводы, я помогаю им понять ошибочность решения и подвожу к поиску нового способа. Прежде всего я поощряю познавательную активность ребенка; очень важен положительный эмоциональный настрой, поддерживающий интерес к заданию. Я доброжелательно оцениваю, тактично анализирую причины, приведшие к ошибке, что позволяет детям правильно реагировать на неудачу, не бояться высказывать свое мнение.
В ходе проведения эксперимента, я не регламентирую строго продолжительность опыта. Если ребенок работает с увлечением, я не прерываю занятие только потому, что истекло время. Так, проводя опыт, с помощью которого мы определяли, как загрязняющие вещества попадают в почву и насколько длительно она остается загрязненной, Данил, уже получив чистую вытяжку из песка, налил воды в емкость еще раз. Я ему задала вопрос: «Данил, зачем ты полил землю еще раз? Ведь почва уже чистая?» На что он мне ответил: «А вдруг где-то осталась земля грязной. Я полью еще раз, чтобы лучше ее промыть».
В процессе работы я поощряю детей, ищущих собственные способы решения задачи. В тоже время помогаю тем, кто работает медленно или теряет основную мысль. Например, Рита часто «изобретает» какие-то новшества, что-то усложняет, что-то упрощает. Для того чтобы она не ушла от сути эксперимента, я регулярно спрашивала у нее, что она делает, какой результат хочет получить. Пуская кораблики, Рита взяла картон, а не бумагу и стала делать из него лодочку. Я решила уточнить: почему картон, а не бумага? На что Рита мне объяснила: «Он толстый, значит мой кораблик будет дольше плавать». Мы с ней сделали кораблик из картона, а когда стали дуть на него, оказалось, что его столкнуть с места сложнее, чем бумажный. Он оказался тяжелее, и силы, с которой необходимо дуть, нужно больше. Затем, наблюдая ветер на улице, мы вспомнили кораблик, который сделала Рита, и обратили внимание, что ветер с легкостью сдувает бумажку, а вот с картонной коробкой ему трудно справится.
Для фиксирования результата мы применяем разнообразные графические формы, создаем гербарии, составляем развернутый рассказ об увиденном. Фиксируя, мы анализируем результаты и формулируем выводы. В силу возрастных особенностей, дети мыслят образами, поэтому зачастую не могут выразить словами то, что в общем, понимают неплохо. Например, знакомясь с особенностями преломления луча света, дети могут показать, как это происходит, но самостоятельное описание свойства света вызовет затруднение.
Помимо запланированных и случайных экспериментов, я использую эксперименты, которые провожу как ответ на вопрос ребенка. Выслушав вопрос ребенка, я не отвечаю на него, а предлагаю установить истину, проведя несложный эксперимент или наблюдение. Например, придя в садик, Марат сказал, что на улице на елочке он видел красивые ледяные бусы и предложил сделать такие же в группу. Я предложила ему дома сделать такие бусы и принести в сад. Когда на следующий день он принес их в группу, мы их повесили и увидели, что они тают. Так мы сделали вывод, что лед – это замершая вода и в тепле лед тает, поэтому группу такими бусами мы украсить не сможем. Мы с Маратом быстро оделись и вынесли бусы на улицу. До Новогодних праздников мы все могли любоваться сделанными Маратом бусами, висящими на нашем участке.
В старшей группе мы с детьми начали учиться решать экспериментальные задачи. Так, гуляя зимой на участке, мы с детьми лепили снеговиков. Я отметила, что на улице холодно, а нам в шубах тепло. «Ребята, а как вы думаете – снеговику в шубе будет теплее?». Возвращаясь с прогулки мы принесли два снежка: один оставили открытым на тарелке, а другой завернули в целлофановый мешочек и укутали теплой тканью. Когда снег на тарелке подтаял, мы раскрыли «одетый» снежок и видели, что он остался таким же как и был. Так мы сделали вывод, что пальто не греет, а сохраняет тепло.
Помня, что постоянный контакт ребенка с природой формирует его эмоциональное отношение к окружающему миру, мы с детьми на прогулке не просто гуляем, а наблюдаем, учимся выделять интересные объекты для исследовательских игр. Например, зимой, после ветреного дня, на снегу мы обнаружили семена различных деревьев. Это побудило нас поговорить о летающих семенах. Ребята искали похожие и разные семена, бросали их, наблюдали за особенностями полета, его скоростью. Участвуя в подобных наблюдениях, мы воспитываем в детях любознательность и наблюдательность, развиваем познавательный интерес.
Учитывая, что игра – ведущая деятельность детей я создала ребятам условия для самостоятельных игр. Для этой цели был выделен специальный уголок, в котором дети всегда могут найти различные картинки, фотографии, книги, вещества, игрушки, оборудование, напоминающие ему о той или иной теме. В свободное время дети использовали уголок для самостоятельных игр. Так, после проведения эксперимента с водой, узнав, что она не имеет формы, дети внесли в уголок для самостоятельных игр прозрачные пробирки различной формы, полученные схемы и зарисовки по данной теме. Уже во второй половине дня ребята самостоятельно проводили эксперименты. А Федя и Аня решили расширить рамки полученных знаний и на следующий день принесли различные бутылки, стаканчики. Я отметила, что дети, имея возможность самостоятельно играть в уголке экспериментирования, развивают свою любознательность – во время игры возникали проблемные спорные ситуации. Для решения их ребята обращались ко мне с вопросами – так у нас возникала новая проблемная задача, решение которой мы продумывали вместе с детьми. Таким образом, у нас появлялись случайные эксперименты. Это способствовало развитию познавательного интереса, творчества, умения мыслить логически.
Большое внимание я уделяла «Домашним заданиям». Давая задание ребятам провести какой-то опыт на закрепление пройденного материала или попытаться найти ответ на поставленный вопрос, я тем самым показывала им, что существуют разные способы найти правильный ответ, что учило детей делать обобщающие выводы, отстаивать свою точку зрения.
Все результаты экспериментов, наблюдений, схемы, относящиеся к ним, мы заносили в альбом, который располагали в уголке для самостоятельного экспериментирования. В ходе игр дети могли взять его, вспомнить об эксперименте, провести самостоятельно такой же или придумать новый эксперимент. С помощью этого у детей развивалось логическое мышление, самостоятельность, умение самостоятельно планировать и контролировать ход эксперимента, чувство ответственности, закреплялись правила безопасного поведения.