Брицына Софья Ивановна
Обобщение педагогического опыта «Развитие творческих способностей через использование нетрадиционных техник изображения»
Аннотация
В представленном опыте работы демонстрируется метод использования нетрадиционных техник рисования в индивидуальной форме организации образовательной деятельности для поддержки талантливых детей, дальнейшем развитии у них интереса к художественно-творческой деятельности.
Публикация «Обобщение педагогического опыта „Развитие творческих способностей через использование нетрадиционных техник изображения“» размещена в разделах
Цель обобщения опыта. Совершенствование педагогической работы по реализации общеобразовательной программы по художественно-эстетическому развитию; повышение творческой активности воспитанников, имеющих природные творческие способности, индивидуальная поддержка талантливых детей.
Адресация. Представленный опыт может быть интересен воспитателям ДОУ, находящимся в поиске эффективных путей развития и воспитания дошкольников; желающим улучшить качество образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию детей.
Теоретическое обоснование опыта
Дошкольный возраст – уникальный период для становления свойств личности. В это время закладывается ее модель. Природная одаренность ребенка нуждается в выявлении, поддержке и дальнейшем развитии. Эта задача лежит на педагогах дошкольных образовательных учреждений.
Современная педагогика рассматривает динамику развития процессов личностного развития в комплексе. Развитие творческих способностей влияет на развитие познавательных интересов ребенка. Процесс изобразительного творчества активизирует процессы мышления, внимания, восприятия, мелкой моторики.
Использование нетрадиционных техник и способов изображения дает ребенку возможность создания разнообразных изобразительных эффектов, что усиливает положительно-эмоциональное отношение к изобразительному творчеству. При этом нетрадиционные способы рисования просты в использовании, понятны и интересны своей необычностью.
Прогнозируемые результаты использования нетрадиционных техник рисования:
o снятие детской тревожности перед выполнением изобразительных задач;
o преодоление собственной неуверенности;
o сформированность умения работать разными материалами, свободно выражать свой замысел;
o повышение уровня заинтересованности в творческих видах деятельности;
o повышение уровня способности к творческим поискам и решениям.
Методика использования нетрадиционных способов рисования в представленном опыте
В создании индивидуальных творений использование нетрадиционных техник изображения не является самоцелью. Они лишь способ реализации творческого замысла ребенка. В этом контексте нетрадиционные техники вполне могут сочетаться как между собой, так и с традиционными способами рисования в одной работе. Важное условие: достаточный уровень владения ребенком навыками традиционного рисования и используемых в работе нетрадиционных техник изображения для их максимально эффективного комплексного использования.
Залогом успешного результата художественно-творческой деятельности ребенка является эмоциональная заинтересованность в теме, желание воплотить ее в изобразительном образе. Поэтому большое значение имеет предшествующая деятельность: ознакомление с детской художественной и познавательной литературой, работа с иллюстративным материалом, рассматривание репродукций и т. п.
После выбора темы рисунка, необходимо определить, какие техники традиционного и нетрадиционного рисования в сочетании между собой способны наиболее эффективно реализовать творческий замысел.
Далее следует подготовить рабочее пространство, удобно расположить все необходимые средства изображения.
Перед началом работы с ребенком обговаривается и согласовывается последовательность действий и техник рисования, использование на каждом этапе средств и инструментов для рисования.
Педагогу стоит продумать объем временной нагрузки в процессе детской деятельности. Она не должна превышать нормы СанПина. При необходимости работу стоит разделить на два или несколько этапов.
В процессе творческой деятельности воспитанника, педагог направляет ребенка, дает советы, рекомендации, использует, при необходимости, показ способов действия на отдельном листе.
Индивидуально созданные работы могут участвовать в детских творческих конкурсах; использоваться как украшение помещений ДОУ; в качестве подарков близким.
Описание способов действий и использования техник изображения
В данной публикации представлены три работы:
1. «Красавица Осень» (автору 6 лет, является победителем регионального конкурса в номинации Живопись «Пейзаж» в дошкольной возрастной категории).
2. «Путешествие во времени» (автору 6 лет, является призером регионального конкурса в номинации ДПИ «Аппликация» в дошкольной возрастной категории). В этой работе аппликативные элементы являются частью общего изображения.
3. «Прогулка по Африке» (автору 4,5 года, является победителем регионального конкурса в номинации Живопись «Сюжетная композиция» в дошкольной возрастной категории).
Последовательность изобразительных действий в сочетании техник рисования
«Красавица Осень» (гуашь):
• изображение фона – элементы правополушарного рисования: нанесение разноцветных пятен по сырому слою, затем их размывание в горизонтальном направлении;
• изображение дальнего плана (лес) – нанесение цветных штрихов на одной линии, их вертикальное размывание;
• изображение ближнего и среднего плана (стволы и ветки деревьев) – рисование кистью;
• изображение крон деревьев с передачей их многоцветности – рисование ватными дисками;
• окончательная коррекция рисунка – рисование кистью.
«Путешествие во времени» (гуашь, восковые карандаши, готовые трафареты из картона, цветная бумага):
• изображение фона – рисование мятой бумагой;
• изображение древнего пейзажа – рисование восковыми карандашами;
• изображение динозавров – обведение готовых шаблонов карандашом, вырезывание их и наклеивание на подготовленный фон;
• украшение изображений динозавров – торцевание обратным концом фломастера.
«Прогулка по Африке» (гуашь):
• нанесение отпечатков ладошек гуашью разных цветов по готовому тонированному фону;
• изображение растений – рисование пластиковой вилкой (иголки у кактуса) на зеленых отпечатках пальцев ладошки внизу листа, рисование воздухом (раздувание зеленой кляксы, рисование связкой из ватных палочек;
• изображение животных – преобразование отпечатков ладошек в африканских животных (жирафа, слона, обезьяну, льва, отпечатка кулачка – в черепаху, – с помощью кисти; детальные дополнения выполняются пальчиком и ватными палочками.