ольга кузина
Педагогический опыт «Использование нетрадиционных техник рисования как средства художественно-творческого развития детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Обобщение педагогического опыта на тему :
«Использование нетрадиционных техник рисования как средства художественно-творческого развития детей старшего дошкольного возраста».
Воспитатель: Кузина Ольга Владимировна.
Содержание.
1. Условия возникновения, становления опыта.
2. Актуальность и перспективность опыта.
Публикация «Педагогический опыт „Использование нетрадиционных техник рисования как средства художественно-творческого развития детей“» размещена в разделах
- Нетрадиционные техники рисования
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Рисование. Все материалы
- Темочки
3. Ведущая педагогическая идея.
4. Теоретическое обоснование.
5. Новизна опыта
6. Технология опыта.
7. Результативность.
8. Адресная направленность
9. Литература.
10. Приложение.
Условия становления, возникновения опыта.
Данный опыт формировался на базе «Муниципального дошкольного образовательного учреждения "Детский сад №7 "Колокольчик" общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей» на основе общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» (под редакцией Н. Е. Вераксы Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой).
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования«…одной из приоритетных задач дошкольного образования является создание благоприятных условий развития детей, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми».
Работая с детьми дошкольного возраста, я заметила: дети любят рисовать, старательно овладевают навыками работы с разными инструментами и изобразительными материалами, осваивают отдельные приемы и способы рисования, но при создании собственных работ многие композиции выделяются скудностью содержания, штампами, отсутствует творческий подход.
Проанализировав рисунки дошкольников, я пришла к выводу - необходимо разнообразить детское художественное творчество. Ребенку нужен тот результат, который вызывает у него радость, изумление, удивление, ведь даже не каждый взрослый сможет изобразить какой-либо предмет.
Я выбрала направлением в своей работе - использование в рисовании нетрадиционных техник, потому что,нетрадиционные техники – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности.
Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дети учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным. Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет ребят, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания.
Актуальность и перспективность опыта.
Воспитание творческой личности — это одна из основных задач педагогической теории и практики в настоящее время. В соответствии с Федеральным государственным стандартом дошкольного образования одной из задач образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» является развитие творческих способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром. Федеральный государственный стандарт нацелен на главный результат - социализацию ребёнка, потребность в творчестве, развитие любознательности, мотивацию в достижении успеха.
Многие способности и чувства, которыми наделяет нас природа, к сожалению, остаются недостаточно развитыми и не раскрытыми, а значит, и нереализованными в будущей жизни. Наличие развитого воображения в зрелые годы обуславливает успешность любого вида профессиональной деятельности человека.
Поэтому развитие художественного творчества, интереса к самостоятельной творческой деятельности, удовлетворение потребности детей в самовыражении- одна из главных задач дошкольного воспитания.
Нетрадиционное рисование основано на творческой фантазии, интересно тем, что рисунки у всех детей получаются разными.
Оно предлагает ребёнку пофантазировать, вообразить, подумать, изобрести что-то своё, необычное - это особенно полезно всем детям, это помогает им увидеть многоцветную палитру красок, почувствовать выразительные возможности цвета. Нетрадиционное рисование привлекает своей простотой и доступностью, раскрывает возможность использования хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов.
А главное то, что нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребёнка, развивает художественно-творческие способности к индивидуальному самовыражению через различные формы творческой деятельности. У детей растёт интерес к самостоятельной активности, эмоциональной отзывчивости на красоту окружающего мира и произведения искусства.
Ведущая педагогическая идея.
Активное внедрение в процесс изобразительной деятельности нетрадиционных форм техник рисования, как элемента взаимодополнения традиционного является огромным потенциалом и резервом в художественно-творческом развитии детей дошкольного возраста.
Теоретическое обоснование.
Многими учеными, философами, психологами, педагогами художественное творчество рассматривается по-разному:
• C позиций философии художественно-творческое развитие - это многокомпонентный процесс, направленный на создание новых реальностей и ценностей; в нём объединены объективное и личностное, субъективное (И. Кант, Платон, Н. А. Бердяев, Э. В. Ильенков, А. Я. Понамарёв и др.);
• C позиций эстетики художественное творчество есть самовыражение внутреннего мира ребёнка, который не только познает, но и выражает свое видение, понимание окружающего.
Проблема художественно-творческого развития детей приобретает особое звучание в русле культурно-исторического и деятельностного подхода к психическому развитию ребёнка — как итог его творческого самоопределения в мире культуры.
Это отмечает в своих работах Т. Г. Казакова, она утверждает, что «… с этих позиций художественно-творческое развитие — внутренняя доминанта освоения ребёнком исторически развивающейся культуры человечества».
Разносторонне проблема художественного творчества рассматривается и в психологических исследованиях. Говоря о продукте художественного творчества, исследователи отмечают, что им могут быть не только духовные и материальные ценности, но и большой пласт явлений «самотворчества», личность человека как объект его творческих усилий, жизнетворчество.
Она же указывает, что «…эмоциональная насыщенность и выразительность характеризуют её содержательную сторону, её поисковые тенденции.
Так же она подчеркивает, что свобода творческого выражения определяется еще и тем, как ребёнок владеет «средствами изображения» (техническими приемами, способами изображения, средствами выразительности). Она считает, что их разнообразие и многообразие, уровень развития восприятия, запас впечатлений влияют на художественно-творческое развитие детей, на степень выразительности художественного образа.
Для дошкольника важно увидеть все это через игру, сказку, собственную фантазию».
Н. Н. Поддъяков утверждает, что художественное творчество — это своего рода качественный переход от уже известного к новому, неизвестному, что художественное творчество — это особая форма процесса развития ребёнка, оно «диалектично и противоречиво». Творчество детей носит «глубоко личностный характер» и определяется неповторимостью личности ребёнка, накопленного им опыта художественной деятельности.
Л. С. Выготский считает, что образы воображения строятся из элементов действительности, познанной ребёнком; воображение направляется историческим или социальным опытом; чувство влияет на воображение, а воображение влияет на чувство ребёнка; продукты воображения реализуются в конкретной вещи, результате детского творчества.
Также он указывает, что: «Стремление детей-дошкольников к новизне характеризует художественное творчество, так как, экспериментируя с материалами, создавая художественные образы, дети делают «открытия», стремятся получить новые знания, освоить новые способы изображения».
Исследования психологов доказывают, что художественное творчество детей формируется только в условиях специально организованного педагогического процесса.
А. В. Запорожец в своих работах приходит к выводу, что необходима определённая основа для развития художественного творчества детей (обучение является его предпосылкой, но также он отмечает, что никакое глубокое усвоение, овладение человеческим опытом невозможно без творческой активности - и в этом отношении творчество есть условие полноценного развивающего обучения. В педагогике, в аспекте современных концепций воспитания и образования, направленных на гуманизацию педагогического процесса и, значит, на особую роль индивидуально-ориентированного обучения, решаются задачи по воспитанию активной творческой личности.
Авторы многих работ по исследованию художественно-творческого развития детей указывают, что проблему детского художественного творчества невозможно рассматривать вне вопросов обучения, так как важно создать условия для постановки задач, в процессе решения которых «художественно-творческие способности детей формируются, а знания, умения и навыки — «усваиваются».
Ученые выделили три основных компонента художественно-творческой деятельности детей-дошкольников, которые рассматриваются ими в тесной взаимосвязи друг с другом и являются её фундаментом: восприятие, исполнительство и творчество.
Л. А. Парамонова выделяет еще и три особенности детского творчества. Она отмечает, что ребёнок создает «иногда» оригинальные рисунки, сочиняет стихи, мелодии, делает много «открытий» в процессе познания окружающих предметов и явлений, что «новизна открытий» и продуктов творчества субъективна, что ребёнок делает это для себя, в этом и проявляется первая особенность его художественно-творческой деятельности.
Вторая особенность - эмоциональный отклик ребёнка, его стремление искать, находить и много раз повторять найденный в рисунке художественный образ, желание пробовать другие варианты его решения, увлечение ребёнка процессом нахождения и повторения способа изображения, создание им сюжетной или декоративной композиции.
А третья особенность отражается в стремлении ребёнка экспериментировать с материалами, искать новые способы, комбинировать разные средства выразительности при создании художественного образа.
Так же она считает, что художественно-творческая деятельность ребёнка носит поисково-ориентировочный характер, а тенденция к использованию различных материалов и способов изображения придает ей творческий интегрированный характер.
Таким образом, из анализа психолого-педагогической литературы можно сделать вывод, что творчество присуще детям дошкольного возраста, что художественно-творческое развитие детей формируется в специально организованном процессе на основе взаимосвязи обучения и творчества, в их непрерывном сочетании и взаимодействии, в условиях приобретения детьми социокультурного опыта, в процессе развития у них «образного видения и самостоятельного нахождения средств», для «создания художественного образа».
Новизна.
Практическая новизна опыта «Использование нетрадиционных техник рисования как средства художественно- творческого развития детей старшего дошкольного возраста» заключается в:
- в разработке перспективного планирования по нетрадиционному рисованию детей возрастной категории 5-7 лет.
- в создании картотеки дидактических игр и упражнений нетрадиционного рисования.
Технология опыта.
Начиная работать над данным опытом работы, поставила перед собой
Цель: развивать художественное творчество у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования.
Задачи:
• Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремлённость, творческую самореализацию.
• Формировать творческое мышление, устойчивый интерес к художественной деятельности
• Формировать умения и навыки, необходимые для создания творческих работ
• Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение.
• Знакомить детей различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приёмами работы с ними, закреплять приобретённые умения и навыки и показывать детям широту их возможного применения.
• Создавать условия для овладения детьми различными техническими навыками нетрадиционного рисования.
Работу над опытом «Использование нетрадиционных техник рисования как средства художественно творческого развития детей старшего дошкольного возраста» начала с:
Изучения методической литературы в детском саду по данной теме;
Проанализировала статьи в журналах «Дошкольное воспитание», «Ребёнок в детском саду»;
Пополнила свою библиотеку литературой по теме опыта работы;
Подобрала дидактические игры и упражнения;
Составила перспективное планирование;
Подобрала диагностический инструментарий.
Спланировала работу по развитию художественного творчества у детей старшего дошкольного возраста, через использование нетрадиционных техник рисования как средство художественно- творческого развития
Одним из условий развития детского художественного творчества является обучение, в процессе которого формируются знания, способы действия, способности позволяющие ребёнку реализовать свой замысел.
Обучение детей рисованию с использованием нетрадиционных техник-это интересно и увлекательно.
Рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции.
В старшем дошкольном возрасте дети могу освоить методы и техники :
- рисование песком;
- рисование мыльными пузырями;
- рисование мятой бумагой;
- кляксография с трубочкой;
- монотипия пейзажная;
- печать по трафарету;
- монотипия предметная;
- кляксография обычная;
- рисование пастелью и восковыми мелками.
Рисовать акварелью сложнее, чем гуашью, но очень интересно. Рисовать ею можно только по белой бумаге, разводя краски водой. Чем больше воды, тем прозрачнее цвет красок. Работы получаются очень нежными и изящными. Особенно детям нравится рисовать в этой технике «Море», как в спокойную и тихую погоду, так и в бурю. Другой интересный вариант неожиданностей – кляксы. Яркие пятна краски на бумаге приобретают самые разные очертания, и вновь возникают образы, понятные только ребенку. Это: птицы, летящие в небе, кустарники, ваза с цветами и др.
Очень интересны и такие приемы рисования, как – монотипия и диотипия (техника печатки).
Этот метод помогает развить фантазию, воображение, чувство цвета и формы. С детьми мы рисовали «Город в дождливую погоду», «Деревья отражаются в реке». Дети рисуют с удовольствием, им интересно, как из одной половинки рисунка получается целый рисунок, и даже картина.
Особенно удачным и целесообразным я считаю использование этого способа при обучении детей рисованию пейзажей и сюжетному рисованию, т. к. это отличный способ смешивания красок и быстрого получения нужного фона. В обоих случаях краска наносится на предварительно смоченную водой поверхность листа кляксовым способом. Затем сверху накладывается другой лист и все разглаживается. В процессе разглаживания краски смешиваются, вливаясь одна в другую, и получаются новые цвета и оттенки. В результате припечатывания одного листа к другому вместо одной красочной картинки получается две. И второй лист ребенок может использовать как запасной, на случай неудачи, порисовать на нем в свободное время, а также дома, или подарить другу. В зависимости от темы занятия дети самостоятельно выбирают цветовую гамму красок. Эти занятия обычно провожу в два этапа. На первом занятии дети рисуют фон будущей картины, а на следующем завершают начатую работу по теме.
Нетрадиционные техники рисования использую не только на занятиях по изобразительной деятельности, но и в других видах организованной деятельности и в самостоятельной деятельности.
Работая по этой методике, отметила, что у детей повышается интерес к изобразительной деятельности. Имея опыт рисования различными способами, дети уже сами предлагают их, стоит только предложить им тему рисования.
Таким образом, преодолев страх перед неудачей, ребенок в дальнейшем будет получать удовольствие от работы, беспрепятственно переходить к овладению новых техник рисования.
Доступность использования различных нетрадиционных техник определяется возрастными особенностями дошкольников (Приложение №1).
Выделяю основные этапы работы:
1 этап «Создание интереса».
На данном этапе я обратила внимание детей на средства выразительности разных материалов, с помощью которых можно передать состояние природы, придать новый образ знакомым предметам, расширяет кругозор детей, содействует познанию новых свойств, качеств знакомых материалов, проявляет интерес к новым техникам изображения.
2 этап «Формирование практических навыков и умений».
Этот этап предусматривает работу по развитию основных практических навыков с различными исходными материалами, над развитием замыслов детей, формированием умения создавать образ и композицию по образцу, предложенному педагогом. Роль взрослого на этом этапе – создать условия для дальнейшего развития интереса, не лишая детей свободы и разнообразия в выборе средств.
3 этап «Собственное творчество».
Моя цель - создание условий для самостоятельности в творчестве, формировать умение самостоятельно придумывать и создавать композицию, экспериментировать с разными техниками и материалами.
Во многом результат работы ребёнка зависит от его заинтересованности, поэтому на занятии важно активизировать внимание дошкольника, побудить его к деятельности при помощи дополнительных стимулов.
Такими стимулами могут быть:
игра, которая является основным видом деятельности детей;
сюрпризный момент - любимый герой сказки или мультфильма;
приходит в гости и приглашает ребенка отправиться в путешествие;
просьба о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь «слабому»;
им важно почувствовать себя значимыми;
живая, эмоциональная речь воспитателя.
Рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Дети с восторгом показывают свои работы родителям, при этом ни один из них не спутает свой рисунок с рисунком другого.
Постоянно обогащаю и пополняю уголок «Творчества» группы бумагой разного цвета, фактуры и формата, фломастерами, карандашами, восковыми мелками, красками (гуашь, акварель, кисточками, пластилином, печатками и шаблонами, кусочками поролона, трубочками, ватными палочками, салфетками разной фактуры, разнообразными трафаретами.
Организовываю выставки детского творчества, куда ребенок может самостоятельно поместить свой рисунок или поделку. Весь этот материал находится в свободном доступе для детей и может быть использован в самостоятельной деятельности.
Работая с ребенком, неизбежно сотрудничаешь с их родителями. Провожу для родителей консультации: «Знакомство с нетрадиционными техниками рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста», «Нетрадиционные техники рисования, рисуем дома»; беседы: «Значение нетрадиционных техник рисования для развития творческих способностей ребёнка»; мастер - класс «Необычное в обычном», «Удивительное рисование»; развлечение с элементами нетрадиционного рисования для детей старшей группы : «В поисках Кисточки» совместно с родителями, привлекаю родителей в оказании помощи в создании вспомогательных материалов.
Результативность.
Для отслеживания результатов использую «Комплекс умений и способностей в изобразительном творчестве» по методике Казаковой Т. Г и Лыковой И. А. Обследование проводилось по следующим критериям:
1. Средства выразительности : цвет, колорит; формообразование; композиция
2. Практические умения (владение разными материалами и инструментами для создания художественного образа). Планирование работы.
3. Содержание рисунка (дом, дерево, человек, птица, животное, транспорт, одежда и другие объекты.)
Данные, полученные в результате мониторинга развития художественного творчества дошкольников по направлениям представлены в следующих диаграммах по итогам 2018-2019 учебного года. Общее количество диагностируемых детей -22 человека.
Возраст 5 -6 лет. Диагностируемый период сентябр-май 2018-2019 учебного года.
Средства выразительности.
Результат мониторинга по данному критерию показал положительную динамику освоения нетрадиционных техник рисования
Практические умения.
На конец учебного года значитильно увеличился уровень практических умений,дети активно проявляет творчество, создают необычный, оригинальный рисунок, используя все приемы и способы нетрадиционного рисования с помощью разнообразных материалов.
Содержание рисунка.
В конце года наблюдается значительный рост числа детей творчески работающих над созданием рисунка, использует разнообразные нетрадиционные приемы и техники рисования в процессе работы, с интересом описывает настроение готовой картины. Наблюдается композиционный сюжет с разными персонажами в процессе нетрадиционного рисования.
Анализ результатов диагностики показал, что сократилось количество детей с низким уровнем художественно творческого развития (57%-33%, а с высоким уровнем художественно творческого развития увеличилось (11%-22%,
что подтверждает положительную динамику развития художественного творчества.
Следовательно, работа по использованию нетрадиционных техник рисования как средство художественно творческого развития детей старшего дошкольного возраста ведётся в правильном направлении.
Данные полученные в результате мониторинга развития художественного творчества дошкольников по направлениям представлены в следующих диаграммах по итогам 2019-2020 учебного года. Общее количество диагностируемых детей – 22 человека. Возраст 6-7 лет.
Диагностируемый период сентябрь-май 2019-2020 учебного года.
Средства выразительности.
Проведённый анализ процесса деятельности показал, что в течение года наблюдается устойчивый рост количества детей с высоким уровнем освоения нетрадиционных техник рисования в частности по критерию средства выразительности
Практические умения.
По итогам мониторинга прослеживается положительная динамика развития практических умений в процессе художественно творческой деятельности с использованием нетрадиционных техник рисования.
Содержание рисунка
На основе проведённого анализа детского творчества на конец года видно, что содержание детских рисунков стало разнообразным, дети стали самостоятельнее в выборе замысла, повысилась оригинальность изображения в творческих работах детей. Прослеживается положительная динамика роста развития художественного творчества детей.
Таким образом, сравнительные результаты критериев развития художественного творчества показали, что увеличилось количество детей имеющих высокий уровень развития художественного творчества (с 11% - 18%) и уменьшилось количество детей с низким уровнем развития художественного творчества (с 34%-25%).
Следовательно, проводимая работа результативна. Использование нетрадиционных техник рисования эффективно.
Адресная направленность.
Данный педагогический опыт может быть полезен воспитателям дошкольных учреждений, педагогам дополнительного образования, заинтересованным и внимательным родителям, учителям начальных классов.