Ирина Гончарова
Обобщение педагогического опыта «Использование ментальных карт для развития речевой активности у детей с ОНР»
▼ Скачать + Заказать документы
Обобщение педагогического опыта.
Сл. №1. «Использование ментальных карт для развития речевой активности у детей с ОНР».
Сл. №2 «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».
(К. Д. Ушинский.)
Публикация «Обобщение педагогического опыта „Использование ментальных карт для развития речевой активности у детей с ОНР“» размещена в разделах
- Интеллект-карты. Методика ментальных карт Тони Бьюзена
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования одним из целевых ориентиров является хорошее владение ребенком устной речью: умение выражать свои мысли и желания, проявлять инициативу в общении, задавать вопросы, делать умозаключения, пересказывать сказки, рассказывать стихи, составлять рассказы по серии сюжетных картинок или по сюжетной картинке, творческие рассказы.
Недостаточное развитие речевых средств у детей с ОНР ограничивает круг их общения и приводит к возникновению замкнутости, безынициативности, стеснительности. В свою очередь, низкий уровень общения замедляет темп развития речи и других психических процессов. Следовательно, гармоничное воспитание личности ребенка не мыслится вне развития его речевой активности.
Работа по развитию речевой активности дошкольников с ОНР является одной из главных задач коррекционного обучения и воспитания детей данной категории.
Сл. №3 В современных исследованиях понятие «речевая активность» рассматривается как свойство личности, проявляющееся в способности высказываться и воспринимать речь другого человека.
В своей работе я регулярно сталкиваюсь с проблемой по активизации речи детей. Одним из наиболее значимых методов, для устранения данных трудностей, решила использовать метод ментальных карт.
Сл. №4 Метод ментальных карт был создан американским ученым Тони Бьюзеном. В мир дошкольных технологий, ментальные карты пришли благодаря кандидату педагогических наук В. М. Акименко, которая предложила использовать этот метод для развития связной речи у детей. Ментальные карты еще по - другому называются: интеллект-картами, картами знаний, мыслительными картами, картами головы.
Сл. №5-6. Ментальная карта-это уникальный и простой метод запоминания информации, с помощью которого развиваются как творческие, так и речевые способности детей и активизируется мышление.
Сл. №7 Преимущества метода ментальных карт :
Наглядность. Вся проблема оказывается перед Вами, ее можно окинуть одним взглядом.
Привлекательность. Карта имеет свою эстетику. Ее интересно рассматривать.
Запоминаемость. Благодаря использованию образов и цвета ментальная карта легко запоминается.
Информативность. Карта помогает выявить недостаток информации, понять, чего не достает.
Креативность. Ментальная карта стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути решения задачи.
Инновационность - побуждает к поиску новых идей.
Сл. № 8 Кто может участвовать, в составлении ментальной карты.
Педагог (может сам составлять карту по теме занятия, при этом ребёнок в ходе беседы по ней будет запоминать лексику, составлять предложения, рассказ).
Педагог - ребенок (как визуализация изучаемой темы, закрепление пройденного материала по теме, реализация проектной деятельности и др.).
Ребенок-родители (в качестве домашнего задания, которое помогает привлечь родителей к коррекционно-развивающему процессу и пополнению развивающей среды).
Сл. №9 Алгоритм составления ментальных карт :
1. Вводный этап.
-В пятницу в нашей группе детям озвучивается лексическая тема следующей недели.
-Дается домашнее задание, для того, чтобы подобрать практический и наглядный материал (художественное слово, игры, картинки, раскраски).
2. Основной этап:
В понедельник дети приносят свой материал, складывают его в специальный ящик для домашнего задания, находящийся в приемной. Принесенный материал начинают рассматривать и обсуждать со всеми детьми группы (определяются с основной темой данного материала, что и является главной мыслью будущей ментальной карты. Иногда для усложнения темы, детям докладываются картинки, предметы с другой тематикой.
Основная мысль оформляется в виде напечатанного слова или картинки-символа в центре листа бумаги, формата А4 белого цвета, расположенного горизонтально.
Сл. №10 Для удобства составления ментальной карты рекомендуется объединять детей в микро группы (пары, подгруппы). Для этого лучше использовать наглядные картинки :
-картинки одинаковой тематики
-одинакового цвета
-на определение звука
После того, как произошло разделение детей на микро группы, они определяют свое ключевое слово.
Детьми выбирается цвет своей ветви.
Сл. №11 Договариваются, кто, что будет выполнять (рисование ветви, печатание ключевого слова, либо наклеивания картинки, раскрашивание картинки, то есть идет распределение ролей.
Приступают к постепенному оформлению карты.
Данную работу проводим в совместной деятельности с детьми.
Карта не может носить завершенный характер. Она постоянно может усложняться за счет расширения представлений детей по данной теме (добавление под ветвей).
Первоначально карта может состоять из 3-4 ветвей, а к концу изучения темы может быть заполнен весь формат листа.
3. Сл. № 12 Заключительный этап:
Использование карт в образовательной деятельности при составлении связных описательных рассказов, рассказов из личного опыта детей, при разучивании стихов и пересказе текста.
Сл. №13 Реализация основных направлений работы по активизации речевого развития с использованием ментальных карт и интеграции образовательных областей.
Речевое развитие.
Закрепление и обобщение материала.
Создание обобщенной ментальной карты может являться итоговой работой по изученным темам.
Воспитание звуковой культуры речи.
Выполняя данное задание, дети закрепляют навыки развития восприятия звуков речи и звукопроизношения на индивидуальных занятиях во 2 половине дня.
Развитие словаря (освоение значений слов, их уместное употребление).
Развитие связной речи.
Активизация диалогической и монологической речи.
Выполняя данное задание, дети самостоятельно и последовательно излагают свои мысли, становятся более активными при разговоре, формируются умения отвечать на вопросы.
Формирование грамматического строя речи.
Изменение слов по родам, числам, падежам. Осваивают различные типы словосочетаний. Использование распространенных предложений и словообразования. Умения соотносить слово-образ, которые характеризует качественную сторону словарного запаса. Примером может послужить использование ментальной карты при усвоении детьми многозначности слов.
Формирование фонематических навыков.
Учатся различать звуки гласные и согласные, глухие и звонкие, твердые и мягкие согласные, определить позицию определенного звука в слоге, слове-достаточно трудная задача для ребенка. А с помощью ментальных карт (визуально) быстрее запоминают.
Физическое развитие :
-развитие мелкой моторики (работа с ножницами, при раскрашивании и наклеивании мелких картинок).
-Профилактика зрительной утомляемости
Социально-коммуникативное развитие :
-Умение взаимодействовать друг с другом, с взрослыми.
Познавательное развитие :
-Ориентация на листе бумаги
-Закрепление представлений об окружающем
-Закрепление математических представлений
Художественно-эстетическое развитие.
-Эстетика при оформлении карт
-Подбор музыкального сопровождения.
Сл. № 14 Результативность работы (мониторинг речевого развития)
Результативность работы по речевому развитию представлена за три года, в которой можно проследить динамику прироста развития по всем основным направлениям, что говорит об эффективности использования данного метода.
(Диаграмма на слайде)
Распространение опыта работы по данной теме реализую через взаимодействие с педагогами :
Сл. №15 -Консультация для педагогов ДОУ. «Визуализация образовательного процесса через использование STEAM-технологии» (февраль 2019 года)
Сл. № 16 -Мастер класс «Создание ментальных карт».
Родителями:
- Родительское собрание «Использование нетрадиционных технологий и методов в работе с детьми с ОНР.»
-Выпуск памяток «Алгоритм создания ментальной карты».
Сл. № 17 -Конкурс «Лучшая ментальная карта на тему Моя семья».
Вывод.
Опыт работы по использованию ментальных карт показывает повышение речевой и познавательной активности у детей.
Благодаря данной работе, происходит развитие детских ассоциаций, пополнение и активизация словарного запаса, формирование значения слова, развитие фантазии.
Дети стали более общительными, не боятся высказать свое мнение, применяют полученные знания в повседневной жизни. У детей формируются умения слушать друг друга, радоваться чужим успехам, уважительно относиться к мнению других детей. Применение метода ментальных карт учит дошкольников видеть мир во всем его многообразии, находить позитивные решения возникающих проблем, что очень пригодится детям и в школе и во взрослой жизни.
Считаю, что данный опыт работы может найти применение в педагогической практике других педагогов ДОУ.
Сл. № 18-22Приложение:
Варианты составления ментальных карт по лексическим темам (Интернет);
Сл. № 23-30 ментальные карты собственного изготовления