Надежда Орлова
Обобщение педагогического опыта «Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя-логопеда ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Введение
Тема опыта : «Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя-логопеда дошкольного образовательного учреждения».
Автор: учитель-логопед МБДОУ «Атяшевский детский сад №2» Орлова Надежда Алексеевна.
Публикация «Обобщение педагогического опыта „Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя-логопеда ДОУ“» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Обобщение опыта работы
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
В последние годы показатели здоровья и темпы развития детей дошкольного возраста значительно снизились. Объясняется это ухудшением социально-экономических и экологических условий. Исходя из этого, мы-педагоги все больше прибегаем к таким педагогическим технологиям, которые учитывают сбережение здоровья детей.
Современное общество предъявляет новые требования к человеку и его здоровью, поэтому важнейшей задачей ДОУ являются охрана и укрепление здоровья детей. Применение в работе ДОУ здоровьесберегающих педагогических технологий повысит качество воспитательно-образовательного процесса. Дошкольное детство – самый благоприятный период для становления и развития речи. Развитие речи детей является одним из главных разделов образовательной работы в детском саду. Правильно организованные занятия с детьми повышают уровень двигательной и познавательной активности и имеют оздоровительное значение.
Обследование двигательной сферы детей позволяет обнаружить отставания в физическом развитии. К ним относится гипер или гиподинамия, нарушение общей и мелкой моторики, нарушение ориентировки в пространстве, осанке и др. Речевой дефект часто приводит к задержке психического развития, которая проявляется в отставании познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти и мышления. Такие дети очень возбудимы, эмоционально неустойчивы, негативны, раздражительны или заторможены, апатичны.
Изучив коррекционную литературу, я считаю важным использование здоровьесберегающих технологий в исправлении речевого дефекта и коррекции психического и физического состояния детей.
Актуальность опыта
Актуальность моего педагогического опыта заключается в том, что на современном этапе дошкольного образования изменился подход к воспитанию и обучению подрастающего поколения детей. Чтобы сохранить и укрепить здоровье дошкольников, я считаю необходимым применение здоровьесберегающих технологий, как уникального средства коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Эти инновационные методы, по моему мнению, лишь только оптимизируют процесс коррекции речи детей и способствуют оздоровлению всего организма.
Педагогическая идея опыта
Использование здоровьесберегающих технологий в логопедической работе с детьми с речевыми недостатками, способствует сохранению и укреплению здоровья, развивает личностные и творческие способности дошкольника, эффективно влияет на успех коррекционно-развивающего воздействия.
Теоретическая база опыта
На современном этапе развития педагогики особое внимание уделяется изменению подходов к обучению и воспитанию детей с особыми образовательными потребностями. Инновационные п роцессы затрагивают в первую очередь систему дошкольного образования, где широко применяются технологии развивающего обучения, игровые, компьютерные технологии, здоровьесберегающие технологии.
Опыт показывает, что разные специалисты вкладывают в понятие «здоровьесберегающие технологии» разный смысл.
Н. К. Смирнов, как родоначальник понятия «здоровьесберегающие образовательные технологии» утверждал, что их можно рассматривать как технологическую основу здоровьесберегающей педагогики, как совокупность форм и методов организации обучения детей без ущерба для их здоровья, как качественную характеристику любой педагогической технологии по критерию ее воздействия на здоровье ребенка и педагога.
АхутинаТ. В. в своей статье «Здоровьесберегающие технологии обучения : индивидуально-ориентированный подход» отмечает, что здоровьесберегающий процесс - это специально организованное, развивающееся во времени и в рамках определенной образовательной системы взаимодействие детей дошкольного возраста и педагогов, направленное на достижение целей здоровьесбережения и здоровьеобогащения в ходе образования, воспитания и обучения детей.
В связи с этим, актуальным становится вопрос о необходимости использования в работе логопеда ДОУ здоровьесберегающих образовательных технологий. Я должна так организовать свой образовательный процесс, чтобы обучение, развитие и воспитание детей происходило без ущерба их здоровью, а наоборот способствовало его укреплению.
Говоря о здоровьесберегающих технологиях, я хочу подчеркнуть, что это комплексная система, направленная на коррекцию речевого нарушения, личностного развития ребенка в целом.
Таким образом, коррекция недоразвития речи не может быть эффективно организована без одновременной работы по сохранению и укреплению здоровья детей.
Новизна опыта
Здоровьесберегающие технологии в моей практике учителя-логопеда ДОУ – это самое эффективное средство коррекционного воздействия. На фоне комплексной логопедической помощи здоровьесберегающие технологии активизируют процесс коррекции речи детей, позволяют интереснее и разнообразнее организовывать логопедические занятия.
Технология опыта
Исходя из своего практического опыта, считаю, что устранять дефекты речи у детей необходимо в дошкольном возрасте, т. к. именно дошкольный возраст считается самым восприимчивым. Если же мы - педагоги, медики, родители упустим этот момент, нашим детям присущи будут агрессивность, чрезмерная расторможенность, повышенная истощаемость. Будут наблюдаться дефицит внимания, сниженные память и работоспособность. Поэтому я стараюсь более тщательно подбирать приемы и методы коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения в развитии речи.
Логопедическая работа в нашем детском саду предполагает коррекцию не только речевых расстройств, но и нормализацию физического и психологического состояния ребёнка. Коррекционная работа логопеда - это ещё и лечебная педагогика. Поэтому, работая в детском саду в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ОНР и ФФНР, ставлю перед собой следующие задачи:
1. Повысить результативность коррекционно-образовательного процесса.
2. Сохранить и укрепить здоровье воспитанников.
3. Стимулировать работоспособность, способствовать восстановлению сил, снятия напряжения.
4. Создать благоприятную психоэмоциональную атмосферу, поддержать психологическое здоровье.
5. Пропагандировать здоровый образ жизни.
Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в работе учителя-логопеда, можно условно разделить на следующие виды:
1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья : динамические паузы, подвижные игры, релаксация, гимнастика пальчиковая, элементы су-джок терапии; гимнастика для глаз, кинезиологические упражнения, интегрированные занятия.
2. Технологии обучения здоровому образу жизни : проблемно-игровые (игротреннинги и игротерапия, занятия из серии «Здоровье», самомассаж,
точечный самомассаж).
3. Коррекционные технологии : различные виды гимнастик - дыхательная, мимическая, артикуляционная, голосовая, элементы биоэнергопластики; логопедический массаж и самомассаж; фонетическая и логопедическая ритмика; технологии музыкального воздействия, психогимнастика.
Целью применения здоровьесберегающих технологий в логопедической работе является :
-оптимизация процесса коррекции речи;
-обеспечение оздоровления, поддержания и обогащения здоровья детей;
-создание условий, обеспечивающих эмоциональное благополучие каждого ребёнка.
Коррекционно-развивающие задачи:
1. Развитие артикуляционного аппарата, голоса, просодической стороны речи.
2. Коррекция звукопроизношения.
3. Развитие выразительной, грамматически связной речи.
4. Развитие эмоционально – личностной сферы.
5. Развитие сенсомоторных возможностей детей.
6. Развитие психофизических возможностей детей.
Логопедия как наука неразрывно связана с педагогикой, психологией и медициной. Поэтому она использует в своей практике методы и приёмы смежных наук, помогающие оптимизировать работу учителя-логопеда. На протяжении нескольких лет я старалась выявить эффективность применяемых мною приёмов при использовании здоровьесберегающих технологий и поделиться ими с коллегами.
Во время логопедического обследования, при поступлении в логопедическую группу, дети показывают ряд особенностей. Они неуклюжи, плохо ориентируются в пространстве. Некоторые артикуляционные движения детям недоступны.
На мой взгляд эти проблемы помогает решить комплекс игр и упражнений «Биоэнергопластики», которым я охотно пользуюсь.
Биоэнергопластика – это содружественные движения руки и языка. Они выполняются одновременно с целью активизации органов артикуляции, для достижения лучших результатов по постановке звуков, развивают координацию движений и мелкую моторику, улучшают внимание, память, мышление, речь.
Комплекс «Биоэнергопластика» разработан на основе методики А. Я. Ястребовой, О. Н. Лазаренко «Комплекс занятий по формированию у детей речемыслительной деятельности и культуры устной речи» в соответствии с лексическими темами.
Для достижения лучших результатов по коррекции звукопроизношения и речи в целом, я строю свою работу с детьми поэтапно, решая индивидуальные задачи:
• Первичное распределение биоэнергии в организме ребёнка
• Стимулирование интеллектуальной деятельности
• Развитие координации движений, мелкой и общей моторики
• Развитие артикуляционного аппарата
• Формирование эмоционально-психического равновесия
На первом этапе я работаю по традиционной методике (знакомлю ребёнка со строением артикуляционного аппарата, основными артикуляционными упражнениями).
На втором этапе выполняем упражнения и сопровождаем движением ведущей руки. Исходное положение – сидя перед зеркалом. Ребёнок
выполняет за мной и использует свою руку. Движения руки выполняются точно с движением языка.
На третьем этапе выполнение упражнений сопровождаем движением другой руки при тех же условиях их выполнения.
На четвёртом этапе – используем обе руки, условия те же.
На пятом этапе – используем различные артикуляционные сказки, стихотворения.
Комплекс артикуляционной гимнастики и биоэнергетики я подбираю самостоятельно. Можно использовать ассоциативные связи. Например, упражнение «Футбол» - одна ладонь сжата в кулак (мяч, другая - ладонь (ворота). При движении языка вправо – кулак упирается в правую ладонь, при движении влево – кулак упирается в левую ладонь.
Упражнение «Часики» - ладони рук поворачиваются с движением языка (маятник часов) и т.
Следующей интерактивной формой, которой я пользуюсь, это кинезиологические упражнения. Кинезиология – это методика воздействия на мышцы тела, т. е. путём физической активности.
Данный вид упражнений направлен на развитие точности движения пальцев и способность переключения с одного движения на другое.
К кинезиологическим методам относятся упражнения «Ухо-
нос», «Змейка», «Колечки», «Лезгинка», «Лягушка», «Кулак-ладонь-ребро»; для детей постарше я использую более сложные упражнения: «Обведи контур» (обводить одновременно двумя руками несложные контуры, «Рисуем обеими руками» (левой рукой – квадрат, правой треугольник, «Симметричный рисунок» (рисование фигуры одновременно правой и левой рукой в разных частях данного листочка, графические диктанты). Применяя графические диктанты в своей практике логопеда, я использую «Волшебные коврики», которые развивают пространственные представления.
На этапе автоматизации звуков во фразовой речи, особенно в стихотворной, использую кинезиологическое упражнение «Кулак-ладонь- ребро» с включением массажного аппликатора в образе «колючего ежика» или «ладошек». Ребёнок должен проговорить данную ему скороговорку, потешку, пословицу, стихотворение, чистоговорку, нажимая ладошкой, кулаком, ребром ладони по массажному коврику и т. п.
При формировании грамматического строя речи и автоматизации
поставленных звуков в изолированном произношении и слогах я использую авторское пособие, изготовленное мною лично «Дорожка Здоровья (Звуковая дорожка)». Данное пособие выполнено в виде дорожек с наклеенными на них бусинками, полосками гофрированной бумаги, выпуклой тесьмы. Ребёнку даё тся задание: «Веди пальчиком по дорожке и проговаривай…». Например, при автоматизации звука Р в слогах: ра, ро, ру, ры; ар, ор, ур, ыр, ир, ер, яр, юр.
В процесс коррекционной работы обязательно включаю зрительную гимнастику и зрительный диктант, разработанные И. А. Подрезовой – учителем-логопедом Центра развития ребенка г. Тулы.
После работы в тетрадях по развитию графических навыков дети испытывают зрительное напряжение. Поэтому для профилактики нарушения зрения я использую серии расслабляющих упражнений для глаз – дети следят за кончиком указки логопеда, который «рисует» с ее помощью разные фигуры (ломаные линии, геометрические фигуры, спирали, цифры и т. д., предложенные В. П. Матыциным, М. М. Безруких, а также офтальмотренаж.
Зрительные диктанты - важный компонент моих занятий, провожу их с использованием таблиц. Показываю детям таблицу в течение 5 секунд и убираю ее. Дети должны запомнить порядок расположения геометрических фигур на таблице и последовательно выложить их на столе. Затем результат сравнивается с оригиналом.
Следующая технология, которая используется мною, это массаж (самомассаж) кистей и пальцев рук с помощью массажного мячика, а также воздействие на область ушных раковин, путем легкого массажа (надавливания, растирания, поглаживания) Массаж специальным шариком воздействует на пальцы, кисти рук, ладони. У ребёнка повышается тонус мышц, улучшается кровообращение.
Эти упражнения я использую в утреннее время, перед логопедическим занятием.
Дыхательные упражнения, входящие в комплекс здоровьесберегающих технологий, играют большую роль в воспитании правильной речи. Они развивают продолжительный, равномерный выдох, формируют сильную воздушную струю.
Параллельно с этим я стараюсь решить и ряд оздоровительных задач, таких как:
- насыщение организма кислородом;
- улучшение обменных процессов;
- нормализация психо-эмоционального состояния;
- повышение иммунитета.
В коррекционной работе с детьми я часто использую приём песочной терапии.
Песочная терапия – одна из разновидностей игровой терапии. Дети очень любят возиться с песком. Почему бы не использовать песочницу в своей работе и учителю логопеду? Такие игровые занятия имеют важное терапевтическое, обучающее и воспитательное значение.
Например, при автоматизации изолированных звуков - произносить звуки и одновременно производить соответствующие движения пальчиками в песке – круги, спиральки на песке, насыпать горочку из песка, дорожка для змейки.
При автоматизации звуков в словах можно использовать
игру «Секретик» (отыскивание в песке игрушек, рисовать на песке картинки с заданным звуком).
В подготовительной группе (логопедической) нашим детям удается составлять рассказы на основе того, что они нарисовали на песке или пересказать рассказ, или сказку с помощью песка и игрушек «малышек».
Песочную терапию я стараюсь использовать и на занятиях по обучению грамоте. Дети охотно отыскивают буквы в песке и печатают их.
Развитие мелкой моторики считаю одним из лучших методов в числе здоровьесберегающих технологий. Пальчиковые игры и упражнения являются обязательной частью каждого моего занятия. С. А. Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарования детей на кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источники творческой мысли. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее.
В логопедическом кабинете нашего детского сада создана мною зона развития мелкой моторик. Тут и мозаика, игры с прищепками, семенами, бусинками, пробками, шнуровки, предметы для самомассажа: карандаши, грецкие орехи, шарики, бусинки. Собран большой материал в картотеку «Пальчиковые игры» на разные лексические темы. Одним из самых эффективных приемов в развитии у детей мелкой моторики, воображения, мышления и речи считаю использование пальчикового театра. С его помощью я стараюсь учить детей умению слушать, раскрыться, преодолевать страх, правильно излагать свои мысли.
Чтобы избежать утомления, обязательно включаю в структуру занятия физминутки. Эта форма двигательной активности является необходимым условием для подержания работоспособности и сохранения здоровья воспитанников.
Физкультурная минутка – это форма активного отдыха во время малоподвижных занятий
Все коррекционные задачи невозможно решить без привлечения педагогов ДОУ и родителей.
Для педагогов разработаны мною рекомендации и картотеки по применению здоровьесберегающих технологий.
Для родителей в уголке выставлена папка-передвижка «Артикуляционная гимнастика», готовится папка по теме «Учимся правильно дышать».
Опыт моей работы по данной теме показал, что применение перечисленных ЗСТ, неизменно приводит к повышению эффективности
коррекционной работы, сохранению и развитию физического и психического здоровья ребенка.
Мною был разработан план по самообразованию по выбранной теме.
Также, я выступила с докладом «Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя-логопеда дошкольного образовательного учреждения» на районной секции педагогических работников дошкольных образовательных учреждений Атяшевского муниципального района.
Постоянно изучаю новинки методической литературы, выбираю из нее интересный материал и консультирую родителей.
Веду (размещаю свой педагогический опыт) блог в педагогическом интернет-сообществе «МААМ. RU».
Размещаю свой педагогический опыт на сайте ДОУ.
Результативность опыта
В сентябре 2021 года был проведен мониторинг, по результатам которого в логопедическую группу было зачислено 12 детей.
Из них:
ФНР – 5 детей; ФФНР – 6 детей;
ОНР 3 уровня - 1 ребенок;
ОНР 2 уровня – 0 детей;
ОНР 1 уровня – 0 детей;
Осложнённое - 0 детей;
Дизартрия - 0 детей;
Стёртая дизартрия - 0 детей;
Моторная алалия - 1 ребенок;
Дислалия - 1 детей.
Рекомендовано: 3 года обучения в логогруппе - 1ребенок, остальным детям -1, 2 года.
Сравнительная диагностика
на начало и конец коррекционно- развивающего обучения с применением здоровьесберегающих технологий
Итоги диагностики на начало коррекционного обучения (сентябрь 2021г.) - 12 детей
Оценка уровня развития
(по 5б. шкале) Уровень готовности к обучению грамоте
(количество
детей) Лексико- грамматичес кий строй речи Связная речь Звукопрои зношение
1-очень низкий 12—100% 4 - 27% 6 - 40% 7 - 47%
2-низкий 6 - 40% 5 - 33% 5 -33%
3-средний 4 -27% 4 -27% 3 -20%
4- приближен к
норме 1 -7%
5-норма
Итоги диагностики на конец коррекционного обучения (май 2022г.) – 12 детей
Оценка уровня развития
(по 5б. шкале) Уровень готовностик обучению грамоте
(количество
детей) Лексико- грамматичес кий строй речи Связная речь Звукопрои зношение
1-очень низкий
2-низкий
3-средний 3 -20%
-приближен к
норме 3 -20% 8 -53% 12 -80% 3 -20%
5-норма 12 -80% 7 -47% 12 -80%
Итоги диагностики
на начало коррекционного обучения (сентябрь 2021г.) - на 12 детей
Итоги диагностики
на конец коррекционного обучения (май 2022г.) – 12 детей
Выводы
В результате проведенной работы я пришла к выводу, что у детей сформировалась уверенность в умении добиваться поставленной цели, появился самоконтроль, что так необходимо для правильной, чистой, грамматически оформленной, выразительной речи.
Результаты диагностирования позволяют сделать вывод, что использование здоровьесберегающих технологий в деятельности логопеда становится важнейшим средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи, т. к. :
Способствует повышению речевой активности;
Развивает речевые умения и навыки;
Снимает напряжение, восстанавливает работоспособность;
Активизирует познавательный интерес;
Улучшает концентрацию внимания, снижает трудности переключения с одного вида деятельности на другой;
Таким образом, использованные мною технологии работы можно отнести к числу эффективных средств коррекции, помогающих достичь больших успехов в преодолении не только речевых трудностей, но и общего оздоровления детей дошкольного возраста.
Использованная литература
1. Акименко В. М. Развивающие технологии в логопедии. Ростов-на- Дону, 2011.
2. Вовк О. Н. Адаптивная саморегуляция дыхания, артикуляции, голосообразования, речи, поведения и психоэмоционального состояния человека по кардиореспираторным параметрам. НПФ «Алматея». СПб., 2010.
3. Выгодская И. Г., Берковская Н. В. Звукоград, Буквоград, Златоустия. Материалы для подготовки к обучению грамоте детей 5-7 лет. М., 1999.
4. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Практикум по песочной терапии. СПб., 2002.
5. Подрезова И. А. Школа умелого карандаша. Перспективное планирование и конспекты занятий по развитию графических навыков у детей 5-7 лет с речевыми нарушениями. – М. : Издательство Гном и Д, 2009.
6. Киселёва М. В. Арт-терапия в работе с детьми : руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми.
7. Нищева Н. В. «Весёлая артикуляционная гимнастика», - С. Пб,2009.
8. Нищева Н. В. «Весёлая мимическая гимнастика», - С. Пб,2013.
9. Созонова Н., Куцина Е. «Фонетические рассказы и сказки» в 3ч., Екатеринбург,2009.
10. Созонова Н., Куцина Е. «Стихи для закрепления звуков», Екатеринбург
,2009
11. Сиротюк А. Л. Обучение детей с учё том психофизиологии: практическое руководство для учителей и родителей. М., 2001.
12. Сиротюк А. Л. нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза: Учебное пособие. М., 2010.
13. Ястребова А. Я, Лазаренко О. Н. Комплекс занятий по формированию детей речемыслительной деятельности и культуры устной речи». М. ,2001г.