Папки-передвижки

Обобщение педагогического опыта «ФЭМП у воспитанников среднего дошкольного возраста посредством дидактической игры»

Пустаход Екаткрина
Обобщение педагогического опыта «ФЭМП у воспитанников среднего дошкольного возраста посредством дидактической игры»
▼ Скачать + Заказать документы

1. ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЛОК

1.1. Название темы опыта.

«Формирование элементарных математических представлений у воспитанников среднего дошкольного возраста посредством дидактической игры».

1.2. Актуальность опыта.

Публикация «Обобщение педагогического опыта „ФЭМП у воспитанников среднего дошкольного возраста посредством дидактической игры“» размещена в разделах

Детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. От того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения. Одним из основных предметов в школе является математика. Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. Основная цель занятий математикой – дать ребенку ощущение уверенности в своих силах, основанное на том, что мир упорядочен и потому постижим, а, следовательно, предсказуем для человека. Математика представляет собой сложную науку, которая может вызвать трудности во время школьного обучения, поэтому одной из важных проблем, встающих перед нами, педагогами, является формирование интереса к математическим знаниям у детей дошкольного возраста.

В математику ребенок входит уже с самого раннего возраста. В течение всего дошкольного возраста у ребенка начинают закладываться элементарные математические представления, которые в дальнейшем будут основой для развития его интеллекта и дальнейшей учебной деятельности. Источником элементарных математических представлений для ребенка является окружающая реальная действительность, которую он познает в процессе своей разнообразной деятельности, в общении со взрослыми и под их обучающим руководством.

Обучению дошкольников элементам математики в настоящее время отводится важное место. Это вызвано целым рядом причин: обилием информации, получаемой ребенком, повышением внимания к компьютеризации, желанием сделать процесс обучения более интенсивным, стремлением родителей, в связи с этим, как можно раньше научить ребенка узнавать цифры, считать, решать задачи.

Простое и порой скучное обучение счётным операциям не обеспечивает ребёнку его всестороннего развития. В последние десятилетия возникли тревожащие тенденции, связанные с тем, что система образовательной работы с дошкольниками стала во многом использовать школьные формы, методы, иногда и содержание обучения, что не соответствует возможностям детей дошкольного возраста, их восприятию, мышлению, памяти. Справедливо критикуется возникающий на этой основе формализм в обучении, завышенные требования к умственному развитию детей. Появилась необходимость заняться поисками новых средств обучения, которые в наибольшей степени способствовали бы выявлению и реализации потенциальных познавательных возможностей каждого ребенка.

Практика обучения показала, что на успешность обучения математике влияет не только содержание предлагаемого материала, но и форма подачи, которая способна вызвать заинтересованность и познавательную активность детей. И одной из эффективных форм являются дидактические игры, основное назначение которых - обеспечить детей знаниями в различении, выделении, назывании множества предметов, чисел, геометрических фигур, направлений. В дидактических играх есть возможность формировать новые знания, знакомить детей со способами действий. Каждая игра несет конкретную задачу совершенствования математических (количественных, пространственных, временных) представлений.

Дидактическая игра – это целенаправленная творческая деятельность, в процессе которой воспитанники глубже и ярче постигают явления окружающей действительности и познают мир. Игра позволяет расширять знания дошкольников, закреплять их представления о количестве, величине, геометрических фигурах, учит ориентироваться в пространстве и во времени.

В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе их обучения с самого раннего возраста. Педагогическая эффективность обучения в значительной степени определяется соответствием содержания и методов в обучении возрастным особенностям детей, когда ребенок усваивает материал специфический для данного возраста в наглядно-действенной форме, с опорой на непосредственные практические или игровые действия. Поэтому дидактическая игра является непременным средством формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.

Актуальность проблемы определила выбор моей темы. Математические представления у детей будут развиваться успешно, если проводить систематическую работу с использованием дидактических игр.

1.3. Цель опыта.

Формирование математических представлений у детей дошкольного возраста посредством дидактической игры.

1.4. Задачи опыта :

изучить научно-методическую литературу по формированию математических представлений посредством дидактической игры;

систематизировать приемы и методы работы по формированию математических представлений;

проанализировать эффективность использования дидактических игр в процессе формирования элементарных математических представлений у дошкольников;

разработать систему занятий по формированию элементарных математических представлений с использованием дидактических игр;

создать предметно-развивающую среду математического содержания в соответствии с возрастом.

1.5. Длительность работы над опытом.

Работа над опытом начата в 2020 году. Срок ее завершения в 2022 году.

2. ОПИСАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ОПЫТА

2.1. Ведущая идея опыта.

Систематическое использование различных дидактических игр, направленных на формирование математических представлений у детей дошкольного возраста, будет стимулировать мотивацию к образовательной деятельности, активизировать познавательную деятельность, повышать успешность и качество знаний дошкольников.

2.2. Описание сути опыта.

Изучив методическую литературу, я пришла к выводу, что, используя в своей работе различные дидактические игры, занимательные упражнения, я смогу добиться положительных результатов в формировании математических представлений у дошкольников, необходимых для их дальнейшего и успешного обучения в школе. Для своей работы я собрала базу данных различных дидактических игр математического содержания для детей дошкольного возраста, классифицировала их с учетом возрастных особенностей детей и по решению педагогических задач, а именно:

развивать эмоциональную отзывчивость детей через игры с математическим содержанием;

формировать систему математических знаний, умений и навыков в соответствии с психологическими особенностями детей среднего дошкольного возраста;

развивать у детей память, внимание, мышление, воображение;

развивать самостоятельность познания, поощрять проявления творческой инициативы;

развивать мелкую моторику и зрительно-двигательную координацию.

Мной была создана картотека дидактических игр с математическим содержанием. Отбирая игры, я исходила из того, какие программные задачи буду решать с их помощью, как игра будет способствовать развитию умственной активности детей, воспитанию нравственных сторон личности, соответствует ли дидактическая задача игры тому программному содержанию, которое изучается на занятиях. При подборе игр заботилась о том, чтобы в играх дети закрепляли, уточняли, расширяли знания и умения. Я детально продумывала, как, выполняя программную задачу, сохранить игровое действие, темп игры и обеспечить возможность каждому ребенку активно действовать в игровой ситуации.

Главная особенность дидактической игры в том, что задание предлагается детям в игровой форме, которая состоит из познавательного и воспитательного содержания, а также – игровых заданий, игровых действий и организационных отношений. Познавательное и воспитательное содержание формулируются как цель, т. е. формирование элементарных математических представлений то, ради чего педагог организует игру. Эта цель конкретизируется в доступной для ребенка форме, в игровом задании, порождая вопрос «Как это сделать?» Педагог же организует и направляет игру, выступает в роли исполнителя игрового задания, советчика, помощника в правильном выборе, поддержке и активизации положительного влияния детей друг на друга.

Дидактическую игру включаю непосредственно в содержание занятий как одно из средств реализации программных задач.

Дидактические игры по формированию элементарных математических представлений условно делятся на:

игры с цифрами и числами;

игры-путешествия во времени;

игры на ориентирование в пространстве;

игры с геометрическими фигурами, на развитие представлений о форме и величине;

игры на логическое мышление.

К первой группе игр относится обучение детей прямому и обратному счёту. Используя сказочный сюжет, знакомлю детей с образованием всех чисел в пределах 6 путем сравнения равных и неравных групп предметов. Сравниваются 2 группы предметов, расположенные то на нижней, то на верхней полоске карточки или счетной линейки. Это делаю для того, чтобы у детей не возникло ошибочное представление о том, что большее число всегда находится на верхней полосе, а меньшее – на нижней.

Играя в такие дидактические игры, как «Угадай, сколько?», «Чудесный

мешочек», дети учатся свободно оперировать числами в пределах 6 и сопровождать словами свои действия. Дети считают не только предметы, но и звуки, действия на заданное число, используя различные анализаторы (зрительный, слуховой, осязательный) в таких играх, как: «Считай, не ошибись», «День-ночь». Например, в игре «День-ночь» на сигнал «ночь» дети закрывали глаза, а в это время я убирала игрушку или добавляла другую; на сигнал «день» дети открывали глаза, объясняли, что изменилось, сколько добавили или убрали предметов, сколько стало.

Детям нравится считать наощупь пуговицы, а потом хлопать в ладоши столько же раз или на 1 раз больше, меньше. В игре «Кто знает, пусть дальше считает» использовала мяч. Дети располагаются в круг, воспитатель называет число. Ребенок, которому бросили мяч, считает дальше от названного числа.

Для обучения порядковому счету использовала счетный материал, пирамидки, деревья разных пород, матрешки, объемные фигурки диких и домашних животных, флажки, муляжи овощей и фруктов. Для решения данной программной задачи использовала дидактическую игру «К Незнайке пришли гости». Детям задавались вопросы: «Кто пришел первым? Который по счету мишка? Который по счету крокодил Гена? Кто четвертый по счету? Которым по счету пришел Чебурашка?»

Зная, что у детей среднего дошкольного возраста возбуждение преобладает над торможением, наглядность действует сильнее, чем слово, я объединяла объяснение правил игры с показом игрового действия. Игры проводила так, чтобы они создавали бодрое, радостное настроение у детей, учили бы детей играть, не мешая друг другу, постепенно подводила к умению играть небольшими группами и осознавать, что вдвоем играть интереснее.

В игровой форме дети с удовольствием угадывали предыдущие и

последующие числа в игре «Угадай число». Спрашиваю у детей: «Какое число больше трех, но меньше пяти?» Дети называют. «Меньше трех, но больше одного?» Дети очень любят загадывать числа и отгадывать задуманное. Я задумываю число в пределах и прошу ребенка называть разные числа. Я говорю, больше названное число, задуманного мной или меньше. Затем менялись ролями с ребенком.

Закрепление навыков счета проходило вне занятий. Считали птиц, деревья, цветы, листочки, предметы, находящиеся в групповой комнате и т. д.

Вторая группа математических игр (игры-путешествия во времени) служит для знакомства детей с такими понятиями как «вчера», «сегодня», «завтра», «части суток» и «времена года». Использовалась игра «Круглый год». Детям читалась загадка о времени года. Они показывали картинку-отгадку. В игре «Что за чем?» закреплялись знания о последовательности времен года. В игре «Наш день» детям показывала сюжетную картинку с изображением детей в разное время суток и спрашивала: «Кто изображен на картинке? Что делают дети? Когда это бывает?» Дети последовательно расставляли картинки «Утро, день, вечер, ночь». Игра учит различать и называть части суток, закреплять знания о том, чем заняты люди в разное время суток. В игре «Части суток» определяли последовательность частей суток от названного времени. Например: «Вечер. Ночь. Утро. День».

Для закрепления понятий «вчера, сегодня, завтра» детям предлагала игру «Что вы делали?» Детям задавались вопросы: «Что ты делал вчера? Когда ты пойдешь домой?» и т. п.

В третью группу входят игры на ориентировку в пространстве. Пространственные представления детей постоянно расширяются и закрепляются в процессе всех видов деятельности. Моя задача – научить детей ориентироваться в специально созданных пространственных ситуациях и определять свое место по заданному условию. При помощи дидактических игр и упражнений дети овладевают умением определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому. Например: «слева от куклы стоит заяц, справа от куклы – пирамидка». Затем выбирается ребенок, и игрушка прячется по отношению к нему (за спину, справа, слева). Это вызывает интерес у детей и организовывает их на занятие. Для того чтобы заинтересовать детей, чтобы результат был лучше, используются предметные игры с появлением какого-либо сказочного героя. Например, игра "Найди игрушку". "Ночью, когда в группе никого не было, – говорится детям, - к нам прилетал Карлсон и принес в подарок игрушки. Карлсон любит шутить, поэтому он спрятал игрушки, а в письме написал, как их можно найти". Затем распечатывается письмо, в котором написано: "Надо встать перед столом, пройти 3 шага вправо…» и т. д. Дети выполняют задание, находят игрушку. Существует множество игр, упражнений, способствующих развитию пространственного ориентирования у детей. Играя, дети учатся употреблять слова для обозначения положения предметов.

Игра «Выше, ниже». Цель игры – объяснить понятия «над» и выше», «под» и «ниже». Активизировать в речи новые понятия. «Ребята, посмотрите

на картинку. Кто сидит в карусели выше лисы? А кто сидит над лисой?» Подчеркиваю, что выше лисы находится несколько зверей, а над лисой – только один. То есть делается акцент на множественности и единичности объектов. Аналогичная работа проводится с понятиями «ниже» и «под».

Для закрепления и уточнения пространственной ориентировки проводится игра «Куда пойдешь – что найдешь». Я заранее раскладываю игрушки или другие предметы в группе. Игровое действие в данном случае – найти игрушку или предмет.

Четвертая группа игр – игры с геометрическими фигурами, на развитие

представлений о форме и величине. Для закрепления знаний о форме геометрических фигур детям предлагается узнать в окружающих предметах форму круга, треугольника, квадрата. Например, спрашиваю: "Какая фигура у дна тарелки?" (у крышки стола, у листа бумаги т. д.). Проводится игра «Укрась матрёшку". Детям предлагаются картинки (по 3-4 шт. на каждого, на которых они отыскивают фигуру, подобную той, которая демонстрируется. Затем, предлагается детям подложить табличку и назвать, что они нашли.

Дидактическую игру "Геометрическая мозаика" использовала на занятиях и в свободное время с целью закрепления знаний о геометрических фигурах, с целью развития внимания и воображения у детей.

Игра «Построим дом» - у детей на столах по 5 кубиков и по 4 призмы. Кролик просит детей помочь построить домики. Что понадобится для строительства? Какие фигуры есть у вас на столе? Предлагаю расставить все

кубики в ряд. Что надо положить на кубики, чтобы получился дом? (крышу).

Дети находят фигуру, похожую на крышу, и достраивают дома. «У всех ли домиков есть крыша?» – спрашивает кролик. Обсуждаем способы уравнения предметов и достраиваем домик. В игре определяется равенство и неравенство на основе сопоставления пар.

Для развития представлений детей о величине была использована игра «Забей мяч в ворота». Дети в игровой форме учились соотносить предметы по ширине и величине.

Также была проведена работа по знакомству детей с геометрическими телами – куб, цилиндр, шар. С помощью лото «Геометрические тела» закрепляла представления о геометрических телах. Лото представляет собой набор карт размером А4 (куб, шар, конус, цилиндр, призма) и карточки с изображениями предметов. Использую на занятиях, как физкультминутку (чья команда быстрей соберет посылку для игрового персонажа) или листы и тела - это домики, а карточки с изображениями - потерявшиеся ребятки.

Мои воспитанники четырех-пяти лет очень любят мультфильм «Смешарики» и хорошо знакомы с его героями. Чтобы закрепить знания о геометрических фигурах, цвете, форме, для развития познавательных процессов: внимания, памяти, мышления, творческого воображения, была использована математическая игра «Веселые смешарики». Для ее проведения необходимы - картон, цветная бумага и фантазия. Наши малыши очень полюбили игру и с большим удовольствием складывают любимых смешариков.

Рассмотрим дидактические игры для развития логического мышления. В дошкольном возрасте у детей начинают формироваться элементы логического мышления, т. е. формируется умение рассуждать, делать свои умозаключения. Существует множество дидактических игр и упражнений, которые влияют на развитие творческих способностей у детей, так как они оказывают действие на воображение и способствуют развитию нестандартного мышления у детей. Это такие игры, как "Найди нестандартную фигуру, чем отличаются?", "Мельница", и другие. Они направлены на тренировку мышления при выполнении действий. Это задания на нахождение пропущенной фигуры, продолжения ряда фигур, знаков, на поиск чисел. Знакомство с такими играми начинается с элементарных заданий на логическое мышление - цепочки закономерностей. В таких упражнениях идет чередование предметов или геометрических фигур. Детям предлагается продолжить ряд или найти пропущенный элемент. Кроме того, даются задания такого характера: продолжить цепочку, чередуя в определенной последовательности квадраты, большие и маленькие круги желтого и красного цвета. После того, как дети научатся выполнять такие упражнения, задания для них усложняются. Предлагается выполнить задание, в котором необходимо чередовать предметы, учитывать одновременно цвет и величину. Любая математическая задача на смекалку, для какого бы возраста она ни предназначалась, несет в себе определенную умственную нагрузку. Занимательность математическому материалу придают игровые элементы, содержащиеся в каждой задаче, логическом упражнении, развлечении, будь то шашки или самая элементарная головоломка. Начинать надо с самых простых головоломок - с палочками, где в ходе решения идут, как правило, трансфигурация, преобразование одних фигур в другие, а не только изменение их количества. В ходе решения каждой новой задачи ребенок включается в активную мыслительную деятельность, стремясь достичь конечной цели. Ежедневные упражнения в составлении геометрических фигур (квадрат, прямоугольник, треугольник) из счетных палочек дают возможность закрепления знаний о формах и видоизменениях. Знакомлю детей со способами присоединения, перестроения одной формы из другой. Первые попытки не всегда приводят к положительному результату, но методы «проб и ошибок» приводят к тому, что постепенно количество проб сокращается. Усвоив способ построения фигур, дети осваивают способ построения фигур путем деления геометрической фигуры на несколько (квадрат на два треугольника, на четыре квадрата, на два прямоугольника). Работая с палочками, дети способны представить возможные пространственные, количественные изменения. Задачи на смекалку различны по степени сложности, характеру преобразования (трансфигурации). Их нельзя решить каким-либо усвоенным ранее способом. В ходе решения каждой новой задачи ребенок включается в активную умственную деятельность, стремясь достичь конечной цели - видоизменить или построить пространственную фигуру. Самые простые задачи дети без труда могут решить, если ежедневно упражнять их в составлении геометрических фигур (квадратов, треугольников, прямоугольников) из счетных палочек.

Также использую игры-лабиринты. В этих играх у детей развиваются пространственные представления, образное и логическое мышление, смекалка и сообразительность. У детей формируется привычка к умственному труду.

2.3. Результативность и эффективность опыта.

Хочу отметить, что регулярное использование системы дидактических игр, направленных на развитие познавательных возможностей и способностей, расширило математический кругозор дошкольников, способствовало математическому развитию, позволило детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни. Использование дидактических игр не только на занятиях, но и в свободное время способствовало закреплению у детей памяти, внимания, мышления, позволило ребенку подойти к открытию нового и закреплению уже изученного.

В ходе педагогического наблюдения могу отметить, что дети применяют полученные знания и умения на практике, пользуются ими в разных условиях. Дети усвоили математические знания и умения по программе без перегрузок и утомительных занятий. Я стремилась к тому, чтобы радость от игровой деятельности постепенно перешла в радость к учению.

3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Изучив данную тему, я поняла, что дидактическая игра в сочетании с занятиями по математике является важным эффективным средством, способствующим овладению элементарными математическими знаниями и умениями, дальнейшему умственному развитию детей. Пусть дети не видят, что их чему-то обучают. Пусть думают, что они только играют. Но незаметно для себя, в процессе игры, дошкольники считают, складывают, вычитают, более того – решают разного рода логические задачи, формирующие определенные логические операции. Это детям интересно, потому что они любят играть. Моя роль в этом процессе – поддержание интереса детей и регулирование деятельности. Игровые переживания оставляют глубокий след в сознании ребенка и способствуют формированию добрых чувств, благородных стремлений, навыков коллективной жизни, что очень радует меня и вдохновляет на дальнейшую работу. Думаю, что выбранное мною направление работы поможет и в дальнейшем их развитии. Я рекомендую педагогам как можно больше включать дидактические игры на занятиях по математике с целью создания у детей интереса и положительного отношения к математике.

И закончить хочу словами французского писателя А. Франса, не являющегося специалистом в области дошкольной дидактики : «Учиться можно только весело…. Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом». С этими словами трудно не согласиться. Обучение должно быть радостным!

Публикации по теме:

Обогащение двигательного опыта воспитанников среднего дошкольного возраста посредством двигательных пауз в режимных моментах Работая с воспитанниками в возрасте от 4 до 5 лет, я обратила внимание, что двигательные навыки детей на начало учебного периода снижены.

Обобщение педагогического опыта «Арт-терапия как способ самовыражения дошкольников» Обобщение педагогического опыта по теме самообразования "Арт-терапия как способ самовыражения дошкольников". Арт-терапия имеет широкий спектр.

Обобщение педагогического опыта «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников". В своей работе использую примерную основную общеобразовательную программу дошкольного.

Обобщение педагогического опыта по организации развивающей предметно-пространственной среды на участке ДОУОбобщение педагогического опыта по организации развивающей предметно-пространственной среды на участке ДОУ Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития. Прогулка является первым и наиболее доступным средством.

Обобщение педагогического опыта по созданию коллекции часов в группеОбобщение педагогического опыта по созданию коллекции часов в группе Актуальность педагогического опыта: Работая в саду с детьми своей группы, я стараюсь создать условия для полноценного и своевременного.

Обобщение педагогического опыта «Взаимодействие ДОУ с семьей по воспитанию дошкольника как читателя» Обобщение педагогического опыта по теме: «Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с семьей по воспитанию дошкольника как.

Обобщение педагогического опыта работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возрастаОбобщение педагогического опыта работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста Михаил Ломоносов сказал: "Человек не знающий своего прошлого, не имеет права на будущее". И задача воспитателя с раннего возраста прививать.

Разработка дидактической игры по ФЭМП для старшего дошкольного возраста «Умные мухоморы»Разработка дидактической игры по ФЭМП для старшего дошкольного возраста «Умные мухоморы» Материалы для изготовления пособия: цветной картон, белый картон, распечатанные на принтере примеры и цифры, клей, ножницы. Игра состоит.

Развитие сенсорики и мелкой моторики у детей дошкольного возраста посредством дидактической игрыРазвитие сенсорики и мелкой моторики у детей дошкольного возраста посредством дидактической игры На протяжении моей работы активно используются различные игры - тренажёры как заимственные у других педагогов, так и разработанные лично.

Обогащение двигательного опыта воспитанников среднего дошкольного возраста посредством двигательных пауз в режимных моментах Работая с воспитанниками в возрасте от 4 до 5 лет, я обратила внимание, что двигательные навыки детей на начало учебного периода снижены.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Обобщение педагогического опыта «ФЭМП у воспитанников среднего дошкольного возраста посредством дидактической игры»
Опубликовано: 19 марта 2021 в 13:49
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Обобщение педагогического опыта «ФЭМП у воспитанников среднего дошкольного возраста посредством дидактической игры»» (включая файлы) размещена пользователем Пустаход Екаткрина (УИ 1678394) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД