Ирина Стрелкова
Обобщение опыта по экологическому воспитанию «Наш дом-Земля»
▼ Скачать + Заказать документы
Экологическое состояние нашей планеты требует от человеческого общества понимания сложившейся ситуации и сознательного к ней отношения. В дошкольном возрасте закладываются основы мировоззрения человека, формируется его отношение к окружающемуся миру.
В нашем детском саду проводится большая работа по экологическому воспитанию дошкольников. Целью моей работы, по экологическому воспитанию, является формирование экологического мышления у детей, способного осознать последствия своих действий по отношению к окружающей среде, учить детей жить в относительной гармонии с природой.
Публикация «Обобщение опыта по экологическому воспитанию „Наш дом-Земля“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Планета Земля - наш дом
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Как показывает опыт моей работы, и других педагогов, дети старшего дошкольного возраста без особых усилий усваивают комплекс экологических знаний, если знания преподносятся в доступной, увлекательной форме.
Для эффективного решения задач экологического воспитания я использую следующие формы и методы работы:
- наблюдение в природе;
- работа в уголке природы, включая огород на окне;
- опытно-экспериментальная деятельность;
- работа в огороде, на клумбе, праздники, наблюдения, труд в природе;
- создание эколого-развивающей среды (центры природы, лаборатории природы, экологическая тропа);
- чтение художественной литературы;
- совместная творческая деятельность воспитателя, детей и родителей (проекты, акции по очистке и озеленению территории ДОУ, изготовление скворечников и кормушек для птиц, участие в конкурсах);
- игровая деятельность детей (игры экологического содержания);
- просмотр презентаций и видеофильмов о защите природы.
В своей работе я использую разнообразные элементы, каждый из которых выполняет свою функциональную роль.
В подготовительной группе созданы экологические центры, которые знакомят детей с комнатными растениями, условиями необходимыми для их роста и развития, для наблюдений и труда в природе. Для проведения занятий по экологическому воспитанию в группе, также имеется подборка различных игр, изготовлен календарь природы, в котором дети каждый день отмечают состояние природы за окном (дождь, солнце, ветер, снег и т. д., создана лаборатория для проведения различных опытов и исследований.
В течение всего года мы с детьми постоянно ведем наблюдения за сезонными изменениями в природе (продолжительность дня, цвет неба, изменения в жизни растений, животных, людей). Наблюдение – это важнейший источник знаний о природе. Оно развивает в детях важное умение – смотреть, видеть, делать выводы. При наблюдениях за погодой, мы с детьми вспоминаем и проверяем народные приметы (ласточки низко летают, дым с трубы и т. д.).
На прогулке я организую, игры с природным материалом (песок, вода, лёд, снег, листья, в процессе которых дети знакомятся со свойствами различных природных материалов. Во время игр на улице мы используем такие игры как: «Что где растет?», «Узнай и назови», «С какого дерева лист?» и другие. На прогулках мы с детьми проводим наблюдения за насекомыми, птицами, животными, людьми.
Для установления причин явлений, связей и отношений между предметами и явлениями мы с детьми используем опыты. Я стараюсь строить опыты на основе имеющихся представлений, которые дети получили в процессе наблюдений и труда. В каждом опыте мы с детьми раскрываем причину наблюдаемого явления, после чего дети стараются самостоятельно подойти к суждениям, умозаключениям. Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают любознательность, мыслительную деятельность.
Основные знания дети получают на занятиях. Я считаю своей основной задачей, во время занятий, это раскрытие экологических связей существующих в природе, так как без знания этих связей трудно предвидеть возможные последствия вмешательства в природу. На занятиях я стараюсь показать детям эти связи, что без них не может обойтись природа (не будет насекомых – погибнуть птицы – пострадают различные виды хищников). Рассматриваем две позиции: хорошо-плохо.
Экологические темы я затрагиваю во время различных занятий: ИЗО – рисуем животных, птиц, насекомых и среду их обитания; математика – считаем овощи, фрукты, при этом повторив, где и как они растут; развитие речи – составляем рассказы по картине, о жизни животных и т. д. ; аппликация, лепка – изготовление поделок из природного материала, лепка фигурок животных, птиц.
Одной из форм экологического воспитания являются праздники и развлечения. Их роль заключается в сильном воздействии на ребенка. В своей работе я использую, совместно с музыкальным работником, экологические, фольклорные праздники, музыкальные занятия, связанные с темой природы, различные сказки из жизни животных.
При работе с семьей используются конкурсы детских рисунков, поделок из природного материала. Очень важно убедить родителей продолжить начатое в детском саду дело и дома (посадить цветы, помочь маме полить грядку и т. д.). Экологическое воспитание не возможно без участия родителей.
На территории нашего детского сада имеется экологическая тропа. Она выполняет познавательную, развивающую, эстетическую и оздоровительную функцию. Следуя с детьми по тропе, мы рассматриваем деревья, кустарники разных пород, растения на клумбах и на полянках, насекомых обитающих на них. На клумбах ребята ухаживают за цветами: поливают, прорывают сорняки, убирают засыхающие растения. Во время прогулки по тропе мы с детьми рассматриваем участки почвы: вытоптанные и нетронутые, объясняя при этом, как изменяется растительный покров от различных воздействий на него. Экологическая тропа позволяет мне в своей работе использовать её как для занятий, так и для оздоровления детей на свежем воздухе.
Я считаю, что в моей работе есть положительные результаты:
- сформировано начало экологической культуры у детей;
- сформировано правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление;
- дети учатся практическим действиям по охране природы (не рвать зря цветы, не трогать насекомых и т. д.);
- развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы.
Экологическое воспитание, по моему мнению, включает в себя не только воспитание любви к природе, но и воспитание человечности, доброты, ответственного отношения, как к природе, так и к людям. Наши дети должны быть милосердными, умеющими сочувствовать, помогать другим.