Наталья Коваленко
Обобщение опыта связной речи детей старшего возраста.
▼ Скачать + Заказать документы
Обобщение опыта связной речи детей старшего возраста.
Воспитатель МАДОУ ДС «Умка» №14 Коваленко Наталья Викторовна.
Тема «Развитие связной речи детей дошкольного возраста» для меня важна, потому что речь ребёнка является ключевым моментом в его развитии.
Публикация «Обобщение опыта связной речи детей старшего возраста,» размещена в разделах
Успехи воспитанников в связной речи обеспечивают в будущем и в большей мере определяют успех при поступлении в школу, способствует формированию полноценного навыка чтения и повышению орфографической грамотности. Мне как педагогу это очень импонирует. Ведь работа по развитию речи – это умение выбирать нужные слова и правильно употреблять их в речи, строить предложения и связную речь.
Как показала практика, дети очень любят творческий характер, а также самостоятельность и возможность самим сочинять и рассказывать друзьям.
Я добиваюсь, чтобы дети показали отношение к тому, что они видели, что им особенно понравилось, заинтересовало их и почему, какие выводы они сделали. Всё это побудило меня значительно больше уделять внимания развитию связной речи у детей.
Цель: Развитие навыков свободного общения со взрослыми и детьми;
Задачи: - совершенствовать диалогическую форму речи;
- развивать монологическую форму речи;
- учить связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы;
- учить (по плану и образцу) рассказывать о предмете, содержании сюжетной картины; составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающими событиями;
- развивать умение составлять свои рассказы из личного опыта.
Связная речь – это развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно, интонационно выразительно.
Связная речь неотделима от мира мыслей: связность речи – это связность мыслей. В связной речи отражается умение ребенка осмыслить воспринимаемое и правильно выразить его. По тому, как ребенок строит свои высказывания, можно судить не только о его речевом развитии, но и о развитии мышления, восприятия, памяти, воображения.
Работу по связной речи в старшей группе начала из того что подобрала и изучила литературу по теме; дидактических игр и упражнений; сюжетных картин по старшей группе. Подобрала графические схемы отображающих последовательность событий, для обучения связному последовательному пересказу с использованием опорных схем : пересказы рассказов «Лесной голосок» Г. Скребицкого; «Осень под водой» Н. Сладкова.
Обучала детей планировать собственный рассказ (что сначала, что потом). Посредством дидактических игр подбором прилагательных к существительному пополняли словарный запас детей и активизировали их в речи («Какой?», «Чьи лапы», «Чей хвост», «Кто, где живет?», «Какого цвета небо?», вкусовые качества: лимон-кислый, яблоко-сладкое и т. д.)
Пересказ текста строился по алгоритму:
вводная беседа, настраивающая на восприятие произведения, чтение стихов, рассматривание иллюстраций по теме;
выразительное чтение текста воспитателем без установки на запоминание, что может нарушить целостное восприятие художественного произведения;
беседа по содержанию и форме текста, причем вопросы хорошо продумывала, что бы они были направлены не только на понимание содержания текста и последовательности событий, но и на понимание черт характера героев, отношение к ним детей. Присутствовали вопросы о том, как автор описывает то или иное событие, с чем его сравнивает, какие слова и выражения использует. Задавала детям поисковые (где? куда) и проблемные (как? зачем? почему) вопросы, требующие ответов сложноподчиненными предложениями.
составляли план пересказа вместе с детьми;
повторное чтение текста воспитателем с установкой на запоминание;
пересказ текста детьми.
Обучение рассказу по картине и по серии картин.
Работу по составлению рассказов по сюжетным картинам строила таким образом:
учила детей рассматривать картину и выделять ее главные характеристики;
учила детей исследовательским действиям при рассмотрении картины;
формировать анализ, синтез;
учила составлять связный рассказ по картине с опорой на образец воспитателя. Пополняли и активизировали словарный запас детей.
Если в средней группе помогала детям рассказывать опорными вопросами, подсказывала слова, словосочетания, дети строили свой рассказ по образцу и вопросам, то в старшей группе дети учились рассказывать по плану рассказа.
В старшей группе появилась возможность для самостоятельного составления рассказов по картинам. Рассказ образец давала уже не для точного воспроизведения. Использовала литературные образцы.
Применяла в своей работе серии сюжетных картин для составления рассказов с завязкой, кульминацией, развязкой. Например: «Заяц и снеговик», «Медвежонок на прогулке», «Истории в картинках»» Радлова.
В старшем возрасте учила детей видеть не только то, что изображено на переднем плане, обращала внимание детей и на задний план картины, её основной фон, элементы пейзажа и природные явления, состояние погоды, то есть, учила видеть не только основное, но и детали.
Также и с сюжетной линией. Учила детей видеть не только то, что изображено в настоящий момент, но и то, что предшествовало, и последующие события. (Серия картин «Как Саша вырастил помидоры», «Что стало со снеговиком», Щенок и пчела»).
Задавала вопросы, которые как бы намечали сюжетную линию, выходящую за пределы содержания картины.
Очень важно сочетать задачу по развитию связной речи с другими речевыми задачами: обогащением и уточнением словаря, формированием грамматического строя речи и её интонационной выразительности:
1. подготавливала к эмоциональному восприятию картины;
2. проводила лексико-грамматические упражнения по теме занятия;
3. рассматривали картину в целом;
4. задавала вопросы по содержанию картины;
5. составляли план рассказа вместе с детьми;
6. сначала был рассказ по картине сильного ребенка, как образец;
7. рассказы 4-5 детей;
8. давали оценку каждого рассказа детьми с комментариями воспитателя.
Составление описательных рассказов и сравнительных описаний.
1. проводила лексико-грамматические упражнения по теме занятия;
2. рассматривали объект описания;
3. задавала вопросы по внешнему виду объекта, его отличительные признаки, внешне составляющие; вопросы о действиях с объектом, а также отношению рассказчика к нему;
4. составляла вместе с детьми подробный план рассказа;
5. затем следовал рассказ сильного ребенка;
по плану и, по мере необходимости, по опорным вопросам педагога;
6. рассказы 4-5 детей об объекте;
7. оценивали рассказ сначала воспитатель, затем дети (рассказы оцениваются поочередно, критерии оценки задает воспитатель).
Рассказы – описания можно составляли «по цепочке», когда один ребенок начинает рассказ, а другой заканчивает.
Из личного опыта. В среднем возрасте дети рассказывают о своих игрушках, домашних животных, прогулках, экскурсиях. В старшем возрасте целесообразно коллективное рассказывание. Сюжетную линию намечает педагог, например: «О том, что дети видели на экскурсии» - «Сначала мы расскажем, как пошли на экскурсию, затем вспомним, что нового и интересного там увидели, а закончим рассказом о том, что нам больше всего понравилось». Пример: ходили на экскурсию в школу, тема посещения была «Безопасные дороги с ЮИД» по правилам дорожного движения. Дети рассказывали о пути следования к школе, что видели по дороге, кто их встретил в школе, что увидели они в школе, куда их пригласили, в какие игры по ППД они играли, и результат игр 1 место в познавательной игре по ППД. Дети с эмоциями рассказывали, что больше всего им понравилось в школе.
В старшем возрасте ввела темы природы;
- общественной жизни;
- ознакомления с трудом взрослого.
Применила следующие виды рассказов:
- составление рассказов на основе непосредственного наблюдения в природе («как мы устроили цветник», «кто обедал в птичьей столовой»);
- ввела рассказы на основе бесед и чтения книг («Как звери живут зимой», «Что может произойти, если идти на красный свет светофора?» и т. д.);
- составляли рассказы на основе сравнений разных времен года («Березка летом и осенью», «Наш участок зимой и летом»);
- рассказывали об одном времени года («что ты знаешь об осени?») и об отдельном явлении природы («Полянка для одуванчиков», «Радуга после дождя», «Метель»)
- рассказывали о том, что делали в праздничные и выходные дни, где побывали;
- составляли коллективное письмо деду Морозу.
Во второй половине года ввела творческие рассказывания детей, когда дети овладели большим запасом слов, грамотным построением предложений, интонационной выразительностью речи. Применяла следующие варианты творческого рассказа в порядке усложнения:
- придумывание продолжения и завершение рассказа;
- придумывание рассказа или сказки по плану воспитателя;
- придумывание рассказа по теме, предложенной воспитателем;
- придумывание рассказа или сказки на самостоятельно выбранную тему.
Работа над развитием речи через театральную деятельность применяла
-театральные этюды;
- пантомиму («Кто,ты?», «Я покажу, а ты отгадай»)
- голосовые звуки «Кто позвал», «Кто как кричит?», «Кто так передвигается?» и т. д)
Раскрытии творческих способностей детей показали сказоки : «Репка», «Колобок» для детей младших групп. В группе результатом этой работы стал показ сказки Н. Сутеева «Под грибом».
Список используемой литературы.
Развитие речи детей дошкольного возраста. Под ред. Ф. А. Сохина. – М. : Просвещение, 1984.
Ткаченко Т. А. Если дошкольник плохо говорит. – СПб. : Акцидент, 1991.
Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников. – М. : Просвещение, 1985.
Филичева Т. Б., Туманова Т. В. Совершенствование связной речи. – М. :
Ткаченко Т. А. Использование схем в составлении описательных рассказов// Дошкольное воспитание, 1990. № 10.
Нищева Н. В. Н71 Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет). - СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007.352 с.