Папки-передвижки

Обобщение опыта связной речи детей старшего возраста.

Наталья Коваленко
Обобщение опыта связной речи детей старшего возраста.
▼ Скачать + Заказать документы

Обобщение опыта связной речи детей старшего возраста.

Воспитатель МАДОУ ДС «Умка» №14 Коваленко Наталья Викторовна.

Тема «Развитие связной речи детей дошкольного возраста» для меня важна, потому что речь ребёнка является ключевым моментом в его развитии.

Публикация «Обобщение опыта связной речи детей старшего возраста,» размещена в разделах

Успехи воспитанников в связной речи обеспечивают в будущем и в большей мере определяют успех при поступлении в школу, способствует формированию полноценного навыка чтения и повышению орфографической грамотности. Мне как педагогу это очень импонирует. Ведь работа по развитию речи – это умение выбирать нужные слова и правильно употреблять их в речи, строить предложения и связную речь.

Как показала практика, дети очень любят творческий характер, а также самостоятельность и возможность самим сочинять и рассказывать друзьям.

Я добиваюсь, чтобы дети показали отношение к тому, что они видели, что им особенно понравилось, заинтересовало их и почему, какие выводы они сделали. Всё это побудило меня значительно больше уделять внимания развитию связной речи у детей.

Цель: Развитие навыков свободного общения со взрослыми и детьми;

Задачи: - совершенствовать диалогическую форму речи;

- развивать монологическую форму речи;

- учить связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы;

- учить (по плану и образцу) рассказывать о предмете, содержании сюжетной картины; составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающими событиями;

- развивать умение составлять свои рассказы из личного опыта.

Связная речь – это развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно, интонационно выразительно.

Связная речь неотделима от мира мыслей: связность речи – это связность мыслей. В связной речи отражается умение ребенка осмыслить воспринимаемое и правильно выразить его. По тому, как ребенок строит свои высказывания, можно судить не только о его речевом развитии, но и о развитии мышления, восприятия, памяти, воображения.

Работу по связной речи в старшей группе начала из того что подобрала и изучила литературу по теме; дидактических игр и упражнений; сюжетных картин по старшей группе. Подобрала графические схемы отображающих последовательность событий, для обучения связному последовательному пересказу с использованием опорных схем : пересказы рассказов «Лесной голосок» Г. Скребицкого; «Осень под водой» Н. Сладкова.

Обучала детей планировать собственный рассказ (что сначала, что потом). Посредством дидактических игр подбором прилагательных к существительному пополняли словарный запас детей и активизировали их в речи («Какой?», «Чьи лапы», «Чей хвост», «Кто, где живет?», «Какого цвета небо?», вкусовые качества: лимон-кислый, яблоко-сладкое и т. д.)

Пересказ текста строился по алгоритму:

вводная беседа, настраивающая на восприятие произведения, чтение стихов, рассматривание иллюстраций по теме;

выразительное чтение текста воспитателем без установки на запоминание, что может нарушить целостное восприятие художественного произведения;

беседа по содержанию и форме текста, причем вопросы хорошо продумывала, что бы они были направлены не только на понимание содержания текста и последовательности событий, но и на понимание черт характера героев, отношение к ним детей. Присутствовали вопросы о том, как автор описывает то или иное событие, с чем его сравнивает, какие слова и выражения использует. Задавала детям поисковые (где? куда) и проблемные (как? зачем? почему) вопросы, требующие ответов сложноподчиненными предложениями.

составляли план пересказа вместе с детьми;

повторное чтение текста воспитателем с установкой на запоминание;

пересказ текста детьми.

Обучение рассказу по картине и по серии картин.

Работу по составлению рассказов по сюжетным картинам строила таким образом:

учила детей рассматривать картину и выделять ее главные характеристики;

учила детей исследовательским действиям при рассмотрении картины;

формировать анализ, синтез;

учила составлять связный рассказ по картине с опорой на образец воспитателя. Пополняли и активизировали словарный запас детей.

Если в средней группе помогала детям рассказывать опорными вопросами, подсказывала слова, словосочетания, дети строили свой рассказ по образцу и вопросам, то в старшей группе дети учились рассказывать по плану рассказа.

В старшей группе появилась возможность для самостоятельного составления рассказов по картинам. Рассказ образец давала уже не для точного воспроизведения. Использовала литературные образцы.

Применяла в своей работе серии сюжетных картин для составления рассказов с завязкой, кульминацией, развязкой. Например: «Заяц и снеговик», «Медвежонок на прогулке», «Истории в картинках»» Радлова.

В старшем возрасте учила детей видеть не только то, что изображено на переднем плане, обращала внимание детей и на задний план картины, её основной фон, элементы пейзажа и природные явления, состояние погоды, то есть, учила видеть не только основное, но и детали.

Также и с сюжетной линией. Учила детей видеть не только то, что изображено в настоящий момент, но и то, что предшествовало, и последующие события. (Серия картин «Как Саша вырастил помидоры», «Что стало со снеговиком», Щенок и пчела»).

Задавала вопросы, которые как бы намечали сюжетную линию, выходящую за пределы содержания картины.

Очень важно сочетать задачу по развитию связной речи с другими речевыми задачами: обогащением и уточнением словаря, формированием грамматического строя речи и её интонационной выразительности:

1. подготавливала к эмоциональному восприятию картины;

2. проводила лексико-грамматические упражнения по теме занятия;

3. рассматривали картину в целом;

4. задавала вопросы по содержанию картины;

5. составляли план рассказа вместе с детьми;

6. сначала был рассказ по картине сильного ребенка, как образец;

7. рассказы 4-5 детей;

8. давали оценку каждого рассказа детьми с комментариями воспитателя.

Составление описательных рассказов и сравнительных описаний.

1. проводила лексико-грамматические упражнения по теме занятия;

2. рассматривали объект описания;

3. задавала вопросы по внешнему виду объекта, его отличительные признаки, внешне составляющие; вопросы о действиях с объектом, а также отношению рассказчика к нему;

4. составляла вместе с детьми подробный план рассказа;

5. затем следовал рассказ сильного ребенка;

по плану и, по мере необходимости, по опорным вопросам педагога;

6. рассказы 4-5 детей об объекте;

7. оценивали рассказ сначала воспитатель, затем дети (рассказы оцениваются поочередно, критерии оценки задает воспитатель).

Рассказы – описания можно составляли «по цепочке», когда один ребенок начинает рассказ, а другой заканчивает.

Из личного опыта. В среднем возрасте дети рассказывают о своих игрушках, домашних животных, прогулках, экскурсиях. В старшем возрасте целесообразно коллективное рассказывание. Сюжетную линию намечает педагог, например: «О том, что дети видели на экскурсии» - «Сначала мы расскажем, как пошли на экскурсию, затем вспомним, что нового и интересного там увидели, а закончим рассказом о том, что нам больше всего понравилось». Пример: ходили на экскурсию в школу, тема посещения была «Безопасные дороги с ЮИД» по правилам дорожного движения. Дети рассказывали о пути следования к школе, что видели по дороге, кто их встретил в школе, что увидели они в школе, куда их пригласили, в какие игры по ППД они играли, и результат игр 1 место в познавательной игре по ППД. Дети с эмоциями рассказывали, что больше всего им понравилось в школе.

В старшем возрасте ввела темы природы;

- общественной жизни;

- ознакомления с трудом взрослого.

Применила следующие виды рассказов:

- составление рассказов на основе непосредственного наблюдения в природе («как мы устроили цветник», «кто обедал в птичьей столовой»);

- ввела рассказы на основе бесед и чтения книг («Как звери живут зимой», «Что может произойти, если идти на красный свет светофора?» и т. д.);

- составляли рассказы на основе сравнений разных времен года («Березка летом и осенью», «Наш участок зимой и летом»);

- рассказывали об одном времени года («что ты знаешь об осени?») и об отдельном явлении природы («Полянка для одуванчиков», «Радуга после дождя», «Метель»)

- рассказывали о том, что делали в праздничные и выходные дни, где побывали;

- составляли коллективное письмо деду Морозу.

Во второй половине года ввела творческие рассказывания детей, когда дети овладели большим запасом слов, грамотным построением предложений, интонационной выразительностью речи. Применяла следующие варианты творческого рассказа в порядке усложнения:

- придумывание продолжения и завершение рассказа;

- придумывание рассказа или сказки по плану воспитателя;

- придумывание рассказа по теме, предложенной воспитателем;

- придумывание рассказа или сказки на самостоятельно выбранную тему.

Работа над развитием речи через театральную деятельность применяла

-театральные этюды;

- пантомиму («Кто,ты?», «Я покажу, а ты отгадай»)

- голосовые звуки «Кто позвал», «Кто как кричит?», «Кто так передвигается?» и т. д)

Раскрытии творческих способностей детей показали сказоки : «Репка», «Колобок» для детей младших групп. В группе результатом этой работы стал показ сказки Н. Сутеева «Под грибом».

Список используемой литературы.

Развитие речи детей дошкольного возраста. Под ред. Ф. А. Сохина. – М. : Просвещение, 1984.

Ткаченко Т. А. Если дошкольник плохо говорит. – СПб. : Акцидент, 1991.

Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников. – М. : Просвещение, 1985.

Филичева Т. Б., Туманова Т. В. Совершенствование связной речи. – М. :

Ткаченко Т. А. Использование схем в составлении описательных рассказов// Дошкольное воспитание, 1990. № 10.

Нищева Н. В. Н71 Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет). - СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007.352 с.

Публикации по теме:

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста средствами русского фольклора Народная культура— предмет, который человек постигает на протяжении всей своей жизни. Чем раньше начнётся процесс знакомства с народной.

Дидактические игры для развития связной речи детей старшего дошкольного возраста Выполни команду Цель: Развивать внимание, умение выделять названные признаки. Воспитатель предлагает определенной группе детей выполнить.

Роль семьи в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста Введение Речь ребенка привлекала внимание многих исследователей как отечественных, так и зарубежных. В. П. Вахтеров – первый в России – предпринял.

Использование сказок в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста В рамках выпускной квалификационной работы, мною проводилось исследование на тему: Использование сказок в развитии связной речи детей старшего.

Из опыта работы «Игры на развитие связной речи с детьми старшего дошкольного возраста»Из опыта работы «Игры на развитие связной речи с детьми старшего дошкольного возраста» Здравствуйте уважаемые коллеги! Дошкольное детство - короткий, но важный период становления и развития ребенка. Основной вид деятельности.

Консультация для воспитателей «Формирование связной речи у детей старшего дошкольного возраста» Развивать связную речь — логически последовательное и грамматически правильное изложение мыслей, точно и образно передающее содержание,—.

Обобщение опыта работы «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста» Ведущая позиция, определяющая принципы и содержание представленного опыта работы – методологическая установка, отстаивающая самоценность.

Обобщение опыта работы «Духовно-нравственное и гражданское воспитание детей старшего дошкольного возраста» .

Обобщение опыта Тема: Развитие связной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в процессе использования Теоретическая интерпретация опыта I. Условия формирования В течение 17 лет работаю с детьми, имеющими нарушение речи в условиях типового.

Обобщение педагогического опыта Развитие речи детей через театрализованную деятельность Основная задача любого ДОУ – речевое развитие дошкольников по ФГОС. Благодаря этому происходит первоначальное становление коммуникативных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Обобщение опыта связной речи детей старшего возраста.
Опубликовано: 4 июня 2017 в 20:18
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Обобщение опыта связной речи детей старшего возраста.» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Коваленко в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД