Наталия Ивлева
Приобщение детей дошкольного возраста к традиционной народной культуре средствами мини-музея
▼ Скачать + Заказать документы
Обобщение опыта работы воспитателя Ивлевой Н. В. МДОУ Центр развития ребёнка-детский сад №46 п. Назарьево
Если вы не так уж загружены делом,
Если интересно вам новое знать,
Приходите в гости к нам поскорее,
Мы про музей хотим вам рассказать.
Там живёт весёлая курочка Ряба.
Сказку вам расскажет и песню споёт,
Хороводы водит с дедом и бабой
И золотое вам яйцо снесёт.
Приходите к в гости к нам поскорей
Приходите в гости к нам!
Мы про всё расскажем вам,
Публикация «Приобщение детей дошкольного возраста к традиционной народной культуре средствами мини-музея» размещена в разделах
- Мини-музеи в детском саду
- Музейная педагогика в детском саду
- Народная культура, фольклор
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2013
Как в музее интересно малышам.
Представляю вам систему работы с детьми младшего возраста в мини-музее.
Не у всех есть возможность в воскресный день пойти в музей. В процессе взаимодействия с семьями воспитанников, я выяснила, что большая часть детей моей группы ни разу не были в музеях. Причины этого различные: родители много работают, и у них не остаётся времени на общение с детьми; родители не знают с какого возраста можно посещать с детьми музеи и, наверное, самая главная проблема современных родителей – нежелание развивать своих детей. Многие родители считают, что ребёнок дошкольного возраста все необходимые знания получит в детском саду. Дети в любом возрасте – «ЛЮБОЗНАЙКИ» и «ПОЧЕМУЧКИ». Они задают взрослым множество вопросов о том, что им кажется интересным и необычным.
Данная проблема позволила мне определить цель моей работы с детьми: формирование первичных представлений о музее, развитие познавательных интересов детей, художественных и изобразительных навыков.
Для её реализации я поставила решение следующих задач:
1. Организация предметно-развивающей среды -создание в группе мини-музея.
2. Развитие познавательных способностей у детей, творческого и логического мышления, воображения и речи.
3. Формирование исследовательских навыков и умений, самостоятельно анализировать и систематизировать знания.
4. Взаимодействие с родителями по данной теме.
5. Сотрудничество с педагогами по обмену опытом.
Что такое мини-музей? Во-первых, часть слова «мини» напоминает о том, что музей в детском саду занимает очень небольшое пространство. Во-вторых, он создан для самых маленьких посетителей и открыт для них постоянно. В-третьих, мини-музей не отвечает многим строгим требованиям, которые предъявляются к настоящим музеям.
А вот именно каким будет мини-музей в группе, мне подсказали сами дети, принося с собой по утрам в группу свои сюрпризики. Разнообразные мягкие игрушки, книжки-малышки, игрушки из киндер-сюрпризов. С каждым днём количество «сокровищ» становилось всё больше. Я заметила, что детям любимы образы домашних животных, они с удовольствием говорят звукоподражательные слова, играют с мягкими игрушками, «читают» пищащие и забавные книжки.
Для того, что бы расширить представления детей об окружающем мире, познакомить малышей с домашними животными, со сказками о них, развивать речь, формировать положительное эмоциональное отношение к братьям нашим меньшим, в группе был создан мини-музей «Курочка Ряба». Наш мини-музей расположен в группе, в доступном для детей месте. Экспонаты располагаются на полках шкафа. Рядом есть центр для художественной и самостоятельной деятельности в мини-музее.
В свой музей мы собрали игрушки домашних животных из различных материалов.
В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в нашем мини-музее не только можно, но и нужно! Его можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор. Причем не только он сам, но и родители и родственники. Ведь наш мини-музей — результат совместной работы воспитателя, детей и членов семей.
Что можно рассказать о нашем музее?
Он обладает огромной педагогической ценностью и культурным потенциалом, позволяет на качественно новом уровне пробудить у детей интерес к окружающей действительности, воспитывает любовь к народному творчеству, объединяет педагогов, детей и родителей захватывающим делом сбора экспонатов, подготовкой тематических экспозиций, экскурсий и праздников.
Систему образовательной деятельности с использованием мини-музея можно разделить на три этапа:
Подготовительный этап
.
1. Сбор экспонатов.
2. Выбор названия музея «Курочка Ряба» с учётом возраста детей (дети 2 -3 лет).
3. Придумали правила посещения мини-музея.
4. Изобразили их в виде схем.
5. Смастерила костюм для сюрпризного момента и атрибуты, которые буду использовать в дальнейшей работе.
Практический этап
.
Был составлен тематический план, который предполагает интеграцию разных образовательных видов деятельности детей. Выбраны формы деятельности: работа с детьми, работа с коллегами и работа с родителями.
Экспонаты нашего мини-музея служат иллюстративным материалом в непосредственно образовательной деятельности. Всё новое изученное закрепляем в продуктивной деятельности. Например, при знакомстве с появлением цыплёнка мы делали аппликацию. А для закрепления этой темы дети играют с развивающим ковриком, где наглядно видно, что цыплёнок вылупляется из яйца. А вот этот цыплёнок уже под крылом у курочки-мамы (показ коврика). Дети считают пальчиками зёрнышки, рассматривают пёрышки хвоста курочки, закрепляют названия цветов.
При знакомстве с куриной семьёй, закрепляем не только внешний облик домашней птицы, особенности поведения, но и звукоподражание в драматизации. А потом мы слепили красивых петухов, не забыли и про забор для петуха. Все изготовленные экспонаты музея можно будет использовать в дальнейшей работе во всех возрастных группах.
Из капсул киндер-сюрпризов сделали сухой бассейн. Предлагаемые задания различные:«Найди игрушку в яйце», «Послушай, как гремит яичко», «Кто больше наберёт яиц". [/u
При знакомстве с потешками, загадками, хороводными играми я использую костюм курочки.
Игра «Курочка –хохлатка».
Вышла курочка –хохлатка,
С нею жёлтые цыплятки.
Квохчет курочка: «Ко -ко,
Не ходите далеко!»
(приближаясь к кошке, курица говорит):
«На скамейке у дорожки
Улеглась и дремлет кошка…
Кошка глазки открывает
И цыпляток догоняет».
Для развития мелкой моторики во второй младшей группы я использую варежку-маску цыплёнка.
Артикуляционная гимнастика «Цыплятки».
Кушать цыпочки хотят,
Очень тихо все сидят (пальцы сжать)
Детки, клювик открывайте (пальцы разжать)
Клюйте зёрна, подрастайте (пальцы сжать)
Клювик вверх, клювик вниз (движения вверх-вниз)
Влево вправо повернись (движения влево -вправо)
Кто маму слушает с пелёнок,
Будет сильным тот цыплёнок. (покивать головой)
В мини-музее есть дворик с домашними животными, где ребёнок 3 лет не просто приходит на экскурсию, он совершает путешествие по деревенскому дворику. Погружается в игру с его обитателями, стоит заборчик для телёнка, поит куклу молочком, которое дала корова Бурёнка и узнаёт нормы поведения в гостях. Тем самым, стимулируется интерес детей к разнообразным проблемам, предметам и живым существам. А в центре самостоятельной и художественной деятельности дети с удовольствием собирают пазлы, кубики по сказке, закрепляют величину с игрушками по принципу сбора матрёшки, играют с настольным театром сказки «Курочка Ряба», рисуют, лепят корм для животных. С удовольствием читают, гладят книжки, для развития тактильных ощущений.
Взаимодействие с родителями.
Для родителей была проведена консультации «Рисуем цыплёнка» и «Рисуем куриную семью» и подготовлен практический материал для работы с детьми, подготовлены советы по проведению эксперементов с яйцами. Например, какое яйцо крутится варёное или сырое; в какой воде яйцо тонет в солёной или в обычной; вывести цыплёнка из яйца-инкубатора.
Родители принимали участие в каждом конкурсе поделок для работы в музее: выставка пасхального яичка, кулинарный фотоконкурс «Блюда из яиц».
Весной планируем разбить эксперементальный участок по выращиванию пшеницы и оформить его фигурами петуха, курицы и цыплят, которые вырезали и раскрашивали родители.
Работа с педагогами.
Был проведён мастер – класс для воспитателей «Учимся лепить петушка и курочку», подготовлен практический материал для работы по сказке «Курочка Ряба», сценарии театрализованных постановок по мотивам сказки «Курочка Ряба», папка для индивидуальной работы с детьми, сборник сказок «Курочка Ряба» в стихах, cборники стихов, потешек, загадок, а так же подготовлены конспекты занятий по мотивам сказки «Курочка Ряба» и пальчиковая игра «В гости к солнышку».
Презентационный этап.
К открытию музея мы в группе готовили приглашение для родителей, украшали группу шариками. Пригласили в музей детей из другой группы младшего возраста. Дети сами были экскурсоводами в мини-музее. Родителям дети читали стихи и потешки о курочке, петушке; вместе отгадывали загадки, играли.
В первой младшей группе:
-дети изучили все экспонаты музея, могут рассказать о них, инсценировать сказку «Курочка Ряба», знают всех домашних птиц, рассказывают небольшие стихи, потешки, песенки о домашних птицах. Во второй младшей группе работаем над проведением экскурсий:
-экскурсиями «Как устроено куриное гнездо», «Какую пользу приносит курочка человеку», иллюстрирование первой книжки-малышки по сказке «Курочка Ряба».
Перспектива работы мини-музея:
В средней группе запланировано:
-экскурсия «Как живут куры в курятнике», создание коллекции корма для кур- злаковых, создание видеотеки научно -познавательных фильмов о домашних, водоплавающих, перелётных птицах.
В старшей группе запланировано:
– экскурсия «Как работает инкубатор», знакомство с профессией ветеринара, подбор коллекций научно-познавательных фильмов о курочке, петушке и цыплятках.
В подготовительной группе запланировано:
-знакомство с профессиями людей, работающих на птицеферме, экскурсия на птицеферму поселка Назарьево, знакомство с породами кур, создание фотоальбома «Наш мини-музей», проведение праздника «День открытых дверей» для будущих воспитанников вместе с родителями.
Вывод: проделанная работа показала, что коллекционирование приучает ребенка к аккуратности, усидчивости, работе с материалом, развивает любознательность и познавательную активность, воспитывает качества нужные для исследовательской работы, способствует развитию инициативности, креативности, коммуникативности. За время работы мини-музея у детей стало более развито образное мышление, воображение, связная речь, они активнее и эмоциональнее, тянутся к театрализованным играм, чувствуют себя в необычной среде спокойно и раскрепощено.
Мини-музей в группе позволил сделать слово «музей» привычным и привлекательным для детей, а главное, достигнута цель - как во время создания, так и после, многие родители стали посещать настоящие музеи. другие.
Теперь скажу о главном:
Методика работы
Доступна и понятна,
Приемы хороши!
И взрослые и дети,
В музей наш приходите!
Для общего развития,
А так же для души!