Елена Котельникова
Обобщение опыта работы «Роль художественной литературы в развитии речи дошкольника»
▼ Скачать + Заказать документы
Роль художественной литературы в развитии речи дошкольника
Начав работу воспитателем в первой младшей группе, я обратила внимание на несформированность наглядно - образного мышления речи у детей, небольшой практический опыт, который затрудняет воспринимать мир и действительность. Некоторые дети не разговаривали, а лишь произносили отдельные звуки. Поэтому я решила плотнее заняться работой по развитию речи детей. Общеизвестно воздействие художественной литературы на развитие речи детей. Я выбрала тему по самообразованию "Роль художественной литературы в развитии речи дошкольника"
Публикация «Обобщение опыта работы „Роль художественной литературы в развитии речи дошкольника“» размещена в разделах
- Литературная деятельность
- Обобщение опыта работы
- Опыт работы, практика
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
На важность приобщения детей к красоте родного слова, развития культуры речи указывали педагоги, психологи, лингвисты К. Д. Ушинский, Е. И. Тихеева, А. В. Запорожец и другие. Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обобщает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка, развивает умение тонко чувствовать форму и ритм родного языка. Ежедневное чтение детской художественной литературы в детском саду, дополнительные занятия по художественной литературе оказывают большое влияние на развитие словаря детей. На литературном материале дети начинают усваивать сложные понятия (жанр, рифма, писатель, эпитет.). Дети не только упражняются в умении выделять сравнения в художественных произведениях, но и участвовать в построении словосочетаний и предложений со сравнениями. При этом они учатся употреблять характерные для сравнения союзы. С помощью художественной литературы у детей развивается способность замечать красоту и богатство русского языка. При правильном подборе художественной литературы в соответствии с возрастом, целенаправленном использовании в разных видах деятельности, ознакомление с художественной литературой способствует развитию разных сторон речи.
В младшем возрасте целью моей работы было формирование интереса к художественному слову у детей. Литература, с которой впервые встречается ребенок, должна вводить его в мир народной мысли, народного мира, народной жизни, в область народного духа. Такой литературой, приобщающей ребенка к духовной жизни своего народа, прежде всего, являются произведения усного народного творчества во всем его многообразии. Произведения фольклора своим содержаниям и формой наилучшим образом отвечают задачам развития и воспитания ребенка. Я знакомила детей с произведениями устного народного творчества в ненавязчивой форме, включая их в различные режимные моменты: при умывании, при одевании на прогулку, принятии пищи, подготовке ко сну. При оценке поступков детей использовала различные поговорки и пословицы. Дети с легкостью запоминали произведения устного народного творчества и учились применять их в жизни. Используя данный метод работы, я решала и еще одну немаловажную задачу по привитию определенных умений и навыков в младшем возрасте.
К литературным пристрастиям детей дошкольного возраста относятся также народные и авторские сказки отечественных и зарубежных писателей. Сказка вызывает у всех дошкольников любовь и стойкий интерес своей динамичностью, яркостью образов, загадочностью, неограниченными возможностями для фантазирования, выдумки, игры ума. Поэтому в среднем возрасте я целью своей работы определила развитие артистических способностей детей через театрализованную деятельность. Свою работу я начала с изучения программы художественно - эстетического воспитания "Театрализованная палитра" под редакцией О. В. Гончарова. Дети с удовольствием увлеклись инсценированием известных сказок, придумывали сказки сами. Совместно с музыкальным руководителем были разработаны различные сценарии, игры - сказки. Для родителей была организована сюжетно - ролевая игра, где дети показывали театрализованное представление "Заяц в огороде". Мною было проведено родительское собрание на тему "Театральная деятельность в жизни ребенка". Итогом этого собрания было принято решение о пополнении театрализованноого уголка атрибутами. Родители с большой выдумкой и фантазией подошли к этому вопросу и в итоге были изготовлены различные виды театров: "на варежке", "на носочке", пальчиковый театр, куклы из папье - маше. Занимаясь театрализованной деятельностью, я широко использовала различные игры на развитие мимики, пантомимы, выразительности речи. Мною была составлена картотека игр: хороводные, народные, словесные, пластические, игры - драматизации, театральные этюды; картотека гимнастик: артикуляционная, пальчиковая, дыхательная; картотека упражнений с опорой на дыхание, снятие мышечного напряжения, на развитие дикции, на выражение эмоций; картотека пословиц, поговорок, скороговорок.
Вся моя работа строилась по принципу от простого к сложному, поэтому в старшей группе я решила работать над формированием связной речи через пересказ. Пересказ - это осмысленное, творческое воспроизведение литературного текста в устной речи. Это сложная деятельность, в которой активно участвуют мышление ребенка, его память и воображение. Проблема несовершенства процесса восприятия таких произведений как рассказ, навыков словоупотребления связной и последовательной речи, побудило меня выбрать эту задачу. Мною был составлен перспективный план работы. При работе с детьми я использовала нетрадиционные виды пересказа: "Расскажи самому себе" (пересказ шепотом перед зеркальцем, пересказ в диалогических парах, пересказ по кругу, пересказ группе детей. Была организована выставка книг - самоделок, изготовленных родителями, произведения которых были подобраны таким образом, чтобы ребенок смог его пересказать. Занимаясь продуктивной деятельностью, дети изготовили книжки- малышки и подарили их малышам.
В подготовительной к школе группе я знакомила детей с таким жанром художественных произведений как басня. Я считаю, что в этом возрасте дети уже могут воспринимать басни и способны чувствовать и понимать образный язык иносказания. Цель моей работы - это воспитание чуткости к образному строю языка басни, развитие умения находить связь между содержанием басни и реальной жизнью. Басни позволяют детям раскрывать многогранность мира, в котором они живут, формировать оценку поступков героев. Этот жанр литературы в образной форме показывает ребенку сущность жизни, формирует его мышление, помогает строить свои отношения с окружающими людьми. На протяжении года я знакомила детей с баснями И. А. Крылова, Л. Н. Толстого, С. Михалкова, Ж. Лафонтена, Эзопа. Дети разучивали басни, инсценировали их, учились рассуждать и соотносить героев с людьми в реальной жизни.
Целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию речи детей дала позитивный результат: речь стала чище и грамотнее, а дети увереннее в общении. Опыт работы показал, что построенная мною работа по развитию речи способствовала :
-обогащению словаря;
-развитию артистических способностей;
-проявлению индивидуальных способностей;
-формированию связной речи;
-формированию широты читательских интересов.
Опираясь на данный опыт работы, я планирую строить свою работу в новой группе.