Светлана Мандрыкина
Приобщение детей к здоровому образу жизни — приоритетная задача педагогов и родителей
▼ Скачать + Заказать документы
Сохранение и укрепление здоровья детей, приобщение их к здоровому образу жизни (ЗОЖ) – приоритетная задача педагогов и родителей, а в рамках внедрения ФГОС она приобретает особую актуальность.
Понятие «здоровьесберегающие технологии» как раз и интегрирует все направления работы ДО по сохранению, укреплению и формированию здоровья детей дошкольного возраста.
Публикация «Приобщение детей к здоровому образу жизни — приоритетная задача педагогов и родителей» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция октябрь 2018
Задачи здоровьесберегающих технологий (ЗДт) в ДОУ: 1. Сохранение и укрепление здоровья детей на основе комплексного и системного использования доступных для ДОУ средств физического воспитания, оптимизации двигательной деятельности на свежем воздухе. 2. Обеспечение активной позиции детей в процессе получения знаний о ЗОЖ. 3. Конструктивное партнерство семьи, педагогического коллектива и самих детей в укреплении их здоровья, развитии творческого потенциала.
По данным органов образования и здравоохранения России, состояние здоровья детей уже на стадии дошкольного возраста ухудшается по сравнению с предыдущими поколениями сверстников. В публикациях Минздрава все чаще подчеркивается тревожная ситуация и отмечается, что около 25% - 35% детей приходят в школу уже имея отклонения в здоровье. Эти исследования о состоянии здоровья дошколят позволяют сделать вывод о том, что главная задача, стоящая перед ДОУ – снижение риска хронических заболеваний, укрепление и развитие имеющегося ресурса здоровья.
Очень важным на сегодняшний день является формирование у детей мотивов, понятий, убеждений в необходимости сохранения своего здоровья и укреплении его с помощью приобщения к ЗОЖ. Полноценное физическое развитие и здоровье детей – это основа становления личности, поскольку лишь здоровое поколение способно успешно выполнять предъявленные современным обществом высокие требования.
Несомненно, что стремление к достижению высоких образовательных результатов в ДОУ заключается во введении здоровьесберегающих технологий в учебный процесс, в становлении ценностей ЗОЖ, овладении его элементарными нормами и правилами, прогнозировании вероятных изменений состояния здоровья детей и проведении соответствующих коррекционных мероприятий с целью обеспечения успешной работы. С этой целью ДОУ постоянно усваивает комплекс мер ЗДт на всех этапах обучения и развития дошкольников. Существуют самые разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение здоровья воспитанников :
- утренняя гимнастика; - физкультурные занятия; - самостоятельная деятельность детей; - подвижные и спортивные игры; - двигательно-оздоровительные физкультминутки; - игровая оздоровительная гимнастика после дневного сна; - физические упражнения в соответствии с закаливающими процедурами; - прогулки на воздухе; - спортивные праздники и развлечения; - дыхательная гимнастика и др.
Утренняя гимнастика вырабатывает у детей привычку каждый день выполнять физические упражнения. Со временем эта полезная привычка переходит в потребность, тем самым прививается культура ЗОЖ у детей.
Очень любимы нашими малышами физкультминутки, которые оживляют любое занятие. Они повышают общий тонус, моторику, способствуют тренировке подвижности нервных процессов, развивают внимание, создают положительный эмоциональный настрой. Упражнения: «Каша-малаша», «По ровной дорожке», «Мы топаем ногами», «Зайка серенький сидит» и другие - помогают детям снять усталость, напряжение и повысить работоспособность. В физкультминутку целесообразно включать упражнения для глаз, логоритмической гимнастики, пальчиковые игры, элементы самомассажа и профилактической гимнастики, дыхательные упражнения. Танцевальные движения можно использовать между структурными частями занятий под звукозапись, пение воспитателя или под песню самих детей.
Пальчиковая гимнастика – мощное средство повышения работоспособности головного мозга, поэтому систематические упражнения для пальцев рук развивают мыслительную деятельность, память, внимание ребенка. Например, упражнения: «Домик», «Ёжик», «Сорока-белобока» и т. д.
В своей работе с огромным удовольствием использую упражнения дыхательной гимнастики. Ведь от правильного дыхания зависит здоровье ребенка, его физическая и умственная деятельность. Детям с заболеваниями органов дыхания помогают упражнения с акцентом на выдох, с произношением различных звуков (по Б. Толкачеву). Со старшими дошкольниками можно частично использовать методику парадоксального дыхания А. Н. Стрельниковой (в игровой форме, задержку дыхания (по К. П. Бутейко). Детям очень нравятся такие упражнения как: «К солнышку», «Потягушки», «Мыльные пузыри», «Обнимашки», «Лыжник» и т. д.
Стретчинг и ритмопластика способствует развитию координации, гибкости и подвижности суставов и позвоночника, помогает научить ребенка следить за своей осанкой, правильно сидеть, стоять и передвигаться. Упражнения «Аист», «Кобра», «Бабочка», «Обезьянка» очень любимы детьми.
В перерывах между занятиями проводится двигательная разминка. Её цель – предотвратить развитие утомления, снять эмоциональное напряжение, активно отдохнуть после умственной нагрузки. Игровые упражнения разминки хорошо знакомы детям, просты по содержанию и не длительны.
Оздоровительное значение закаливания несомненно. Закаленные дети меньше болеют, легче переносят заболевания, а способы закаливания разнообразны, это: систематические прогулки и игры на воздухе; хождение босиком; воздушные ванны; влажные обтирания; умывания; полоскание рта и горла; точечный массаж и т. д.
Дидактические игры, используемые мной в практике, учат детей контролировать себя, своё поведение, настроение, помогают закреплять культурно-гигиенические навыки, заставляют задуматься о своем здоровье. Например: «Чистые руки», «Я и моё здоровье», «Физкуль-Ура!» и другие.
Это хорошие, традиционные, проверенные временем формы работы по приобщению детей к ЗОЖ, но сложность заключается в том, что даже в очень хорошем детском саду опытный педагог не сможет решить все вопросы, связанные с сохранением и укреплением здоровья ребенка, если у него не будет надёжных помощников. А в нашей работе самыми искренними и преданными помощниками должны стать, конечно, родители. Ведь они главные воспитатели ребенка, от того как правильно организован режим дня малыша, какое внимание уделяют родители его здоровью, зависит настроение, состояние физического комфорта дошкольника. ЗОЖ ребенка, к которому его приучат в ДОУ может или находить каждодневную поддержку дома, и тогда закрепляться, или не находить, и тогда полученная информация будет лишней и тягостной для ребенка.
В процессе организации здоровьесберегающего пространства ДОУ и семьи мы используем разнообразные формы работы, к которым относятся: - родительские собрания; - консультации; - беседы; - анкетирование родителей; - выставки; - праздники Спорта и Здоровья; - совместные мероприятия по пропаганде ЗОЖ и т. д.
Существуют 10 золотых правил здоровьесбережения :
1. Соблюдайте режим дня, т. о. формируйте полезные привычки! 2. Обращайте больше внимания на питание! 3. Больше двигайтесь! 4. Спите в прохладной комнате и закаляйтесь! 5. Не гасите в себе гнев, дайте вырваться ему наружу! 6. Постоянно занимайтесь интеллектуальной деятельностью! 7. Гоните прочь уныние и хандру! 8. Адекватно реагируйте на все проявления своего организма! 9. Старайтесь получать как можно больше положительных эмоций! 10. Желайте себе и окружающим только добра!
Образ жизни, по латыни «модус вивенди», - это система взаимоотношений человека с самим собой и факторами внешней среды. Основными аспектами здорового образа жизни дошкольников являются: - оптимальный двигательный режим; - рациональное питание; - личная гигиена; - положительные эмоции; - отказ от вредных привычек; - закаливание.
Таким образом, только системная работа ДОУ и семьи и использование здоровьесберегающих технологий создаст условия, гарантирующие сохранение, укрепление и формирование здоровья воспитанников и, соответственно, приобщит детей к здоровому образу жизни.