Наталия Хорева
Обобщение опыта работы по развитию творческого мышления дошкольников через восприятие художественной литературы
▼ Скачать + Заказать документы
Каждый год к нам детский сад приходят дети и все они разные, с разным уровнем мышления и восприятия, с разным объемом словарного запаса и своим детским жизненным опытом. В современном детском саду мы педагоги сталкиваемся, наряду с другими, с одной важной проблемой – нам тяжело удивить современных ребятишек. Обратная сторона технического прогресса сделала свое дело: интересы ребят становятся однообразными и в большинстве своем узко направлены. Не смотря на огромное количество в магазинах развивающих игрушек, детей все больше увлекают гаджеты и виртуальный мир. Все дальше на задний план уходит интерес к художественной литературе, к поэтическому русскому слову. Все меньше дети становятся восприимчивы к чтению и восприятию сюжета на слух.
Публикация «Обобщение опыта работы по развитию творческого мышления дошкольников через восприятие художественной литературы» размещена в разделах
- Литературная деятельность
- Обобщение опыта работы
- Опыт работы, практика
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Вместе с тем, дошкольный возраст – это тот период, когда восприятие художественной литературы детьми дошкольного возраста, по нашему мнению, должно стать одним из главных увлечений дошкольников.
Стараясь заинтересовать ребенка дошкольного возраста сказочным миром художественной литературы, в своей работе мы использовали вспомогательную программу «Читаем – фантазируем».
Цель данной программы – развитие творческого потенциала дошкольников через восприятие художественной литературы (на материалах сказок, познавательных и речевых умений. Дополнительным компонентом содержания данной программы является методика Л. Б. Фесюковой «Воспитание сказкой».
Главными теоретическими идеями, положенными в содержание программы, являются взгляды Д. Родари, Л. Б. Фесюковой и авторов технологии ТРИЗ, заключающиеся в том, что к использованию сказочного материала необходимо подходить нетрадиционно. Это значит - научить детей оригинально, непривычно, по-своему не только воспринимать содержание, но и творчески преобразовывать ход повествования, придумывать различные концовки, вводить непредвиденные ситуации, смешивать несколько сюжетов в один. Тогда сказка (впрочем, как и любая книга) будет восприниматься ребёнком как источник увлекательных, необычных занятий, новых открытий и знаний.
В своей работе использовали методы :
• Словесные: чтение художественных произведений; беседы по прочитанному; заучивание наизусть; пересказ произведений; выразительное чтение.
• Практические: игры – драматизации; дидактические игры; элементы инсценировки; изображение прочитанного в изобразительной деятельности (лепке, рисовании, аппликации); театрализованная деятельность.
• Наглядные: показ иллюстраций из различных изданий, игрушек; просмотр видеороликов, фильмов; оформление выставок; использование разных видов театра.
Выстраивая систему работы по теме, определили основные направления деятельности:
Создание предметно-развивающей среды.
В группе создана предметно-развивающая среда в виде книжного уголка, куда вошли книжки – малышки, в театральном уголке обновились разные виды театров, для драматизации и совершенствования речевых, исполнительских навыков у детей. Подобраны и систематизированы дидактические игры.
Оформлены наглядно-дидактические пособия, подобраны сюжетные картинки, картины с развитием действия. Оформлен альбом с иллюстрациями к сказкам.
Совместная деятельность с детьми.
Нами были определены следующие педагогические условия использования художественной литературы как средства развития словесного творчества старших дошкольников : погружение детей в мир художественной литературы, обеспечение речевой активности детей за художественными сюжетами разнообразными творческими заданиями, стимулирование развития творческого воображения.
С учетом этих условий нами была построена лингво-дидактическая модель (совокупность средств, методов, приёмов, действий, операций педагога, а также инструментарий (схемы, таблицы, модели и т. д., использования художественной литературы в обучении старших дошкольников словесному творчеству, которое включало три взаимосвязанных аспекта:
Первый (подготовительный) – ознакомление детей с художественными текстами; закрепление жанровых особенностей различных произведений художественной литературы; обогащение словаря дошкольников образными выражениями, текстами начала и окончания, языковыми средствами выразительности. Содержание этой работы : чтение и рассказывание произведений художественной литературы, беседа по содержанию прочитанного, выполнение разнообразных творческих упражнений : сравнительное описание героев художественных произведений, инсценировки отрывков художественных произведений, разыгрывание отдельных эпизодов художественных произведений, рассказ от первого лица – героя художественного произведения.
Второй (основной) – непосредственное развитие творческого потенциала через дидактические игры. Работа здесь заключается в развитии у детей непосредственного восприятия привычных предметов, понятий, явлений; умения отключиться от привычного, общепринятого и шаблонного и погрузиться в фантазийное пространство. Учиться выделять отдельные свойства и качества предметов (персонажей) и применять их к другим. Тем самым мы хотим добиться формирования у детей творческого воображения, выходящего за рамки их устоявшихся пониманий.
Третий аспект – он итоговый и самый результативный - самостоятельное составление детьми творческих рассказов с художественными сюжетами с использованием таких методов и приемов:
- моделирование сюжета художественных произведений с опорой на схемы, составление винегрета из художественных произведений;
- придумывание рассказа наоборот;
- объединение двух произведений в одно с новым сюжетом;
-придумывание начала или окончания произведения, предложенного воспитателем;
-введение нового персонажа, игры по содержанию художественных произведений.
Нужно отметить, что программа составлена таким образом, что на одно произведение выделены рекомендуемые временные рамки. В течение этого периода нужно постараться затронуть все три аспекта взаимодействия.
Для небольшого примера работы над произведением в подготовительной группе, хочу предложить вам разобрать сказку «Лягушка-путешественница». В первую очередь, мы знакомим детей с сюжетом сказки, рассматриваем иллюстрации, смотрим мультфильм. Сюжет очень прост и понятен, однако дает нам возможность работать с эмоциями. В этом направлении можно предложить детям вживаться в образ лягушки, уток, демонстрировать их эмоции; выражать свое отношение к происходящему от лица главной героини и других персонажей сказки.
Наряду с этим, вооружившись картотекой игр на развитие фантазии, мы вынуждаем детей самостоятельно становиться сказочниками.
Игра в «Ассоциации» в обоих своих вариантах нам кажется будет здесь очень кстати. Составление «Поезда» (назовем игру по-иному «Гусеница из слов») к слову ЛЯГУШКА, подводит детей к получению набора слов, одно за другое которые цепляются на основании ассоциаций. И вот вам готовый набор слов, с помощью которых можно составить Предложение-нелепицу. Или интерпретируем эту игру иначе, когда в центре слово, например, БОЛОТО, а от него лучики – слова, которые каким-либо образом соприкасаются с ним. По нашему опыту, этих лучиков от слова или цепляющихся друг за другом может быть множество. Или придумывая слова, первыми буквами которых являются буквы слова УТКА, вы получите прекрасный материал для составления небольшого рассказа. Включаем Фантастические гипотезы: готовим вопросы для детей из разряда: «А что было бы если у лягушки были подружки?», «Если бы эта лягушка была царевной-лягушкой?», «Если лягушка все-таки улетела в теплые края?». Воспользуемся оживлением предметов – придумать, что могла оживить лягушка и во что превратить, чтоб отправиться путешествовать. Наделяем героев сказки волшебными способностями. Придумываем новые способы полета лягушки с помощью сказочных средств или из современного мира. Пробуем собрать «Салат из сказок» : все зависит от уровня владения детьми сказочным материалом и фантазии, в то числе и воспитателя. Пусть вместо уток появятся Гуси-лебеди, которые отнесут Лягушку к Бабе Яге, которой нужно добавить ее кожу в свое зелье. Лягушке на помощь приходит Жихарка, который точно знает, как спастись от старухи. Причем развитие сюжета может пойти совершенно не по задуманному сценарию. Неплохим творческим результатом может быть «фотоотчет лягушки» после путешествия – дети самостоятельно, или вместе с родителями, придумывают географию мест пребывания лягушки, рисуют рисунки.
Прием «Сказка в заданном ключе» так же возможен при творческой работе с этой сказкой. «Лягушка оказалась в океане» - может быть одной из тем такой сказки.
Итогом работы становятся несколько детских сочинений, которые вы можете назвать авторскими.
Работа с родителями
Успешным фактором работы с детьми является повышение знаний родителей о применении художественной литературы для развития детей, с этой целью была организована следующая работа :
- Разработан перспективный план работы с родителями.
- Организованы консультации: «Что и как читать детям», «Читаем всей семьей», «Роль семьи в развитии личности ребенка», «Сказка в жизни ребенка» и д. р.
Организуя работу по программе «Читаем-фантазируем», мы хотели познакомить родителей с целью данной программы. Для этого было проведено ознакомительное мероприятие, и в дальнейшем дети, с участием родителей, готовили небольшие домашние задания по изучаемым произведениям, рисовали иллюстрации – продолжения сказок. Одним из предложенных заданий было придумать сюжет в стиле «5+1», когда пять предметов и персонажей взяты из знакомого произведения, а один просто взят наугад и его нужно вписать в сюжет. Такие задания носят не обязательный характер, но, если ребенок заинтересован и активен, он сам вовлекает родителя в совместную работу.
Взаимодействие с родителями повлияло на повышение знаний, умений и навыков у детей по данному направлению, в процессе ознакомления с художественной литературой.
Вывод:
Анализ составленных детьми сказок показал, что после проведённой работы была выявлена положительная динамика развития фантазии, словесного творчества. Дети знакомятся с разнообразными методами сочинения сказок, учатся использовать все необходимые элементы в своих композициях, что в значительной степени повышает их уровень словесного творчества. Все дети с удовольствием включились в творческий процесс, задания выполнялись с увлечением, что благотворно отражалось на результатах деятельности.
Таким образом, умение воспринимать художественное литературное произведение дошкольниками, а также осознавать наряду с содержанием и основные элементы художественной выразительности произведения само собой к дошкольнику не приходит : его необходимо развивать и воспитывать с самого раннего возраста. При целенаправленном педагогическом руководстве, вполне возможно обеспечение восприятия литературного художественного произведения и осознание старшим дошкольником и его основного содержания, а также средства художественной выразительности.
Следовательно, самые важные качества, которые необходимо развивать у ребенка дошкольного возраста являются : очень тонко развитое чувство восприятия, художественный интерес, коммуникативные навыки, воображение и умения работы с различными изобразительными материалами.
По нашему мнению, именно такой подход, позволит развивать творческий потенциал личности ребенка старшего дошкольного возраста в художественной литературной деятельности наиболее эффективно.