Мария Молькова
Фотоотчёт «Нетрадиционные техники рисования»
▼ Скачать + Заказать документы
Нетрадиционные техники рисования
«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».
В. А. Сухомлинский
Известно, что рисование – одно и самых любимых детских занятий, которое воспитывает в ребенке много положительных качеств, таких как усидчивость и терпение, внимательность, воображение, способность мыслить и многое другое. Все они очень пригодятся малышу в дальнейшей жизни.
Публикация «Фотоотчёт „Нетрадиционные техники рисования“» размещена в разделах
- Нетрадиционные техники рисования
- Рисование. Все материалы
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший фотоотчет» ноябрь 2017
Наряду с традиционными методами изображения предмета или объекта на бумаге (рисование карандашами, кистью и красками, гуашью) в соей работе использую и нетрадиционные техники. Считаю, что они больше привлекают внимание маленьких непосед. Они интересны деткам всех возрастов и позволяют им полностью раскрыть свой потенциал во время творческого процесса. Работа над созданием рисунков не является сложной, поэтому малыши с удовольствием ее выполняют, приобретая навыки работы с материалами и знакомясь с живописью.
Чтобы привить любовь к изобразительному искусству, вызвать интерес к рисованию, начиная с младшего возраста советую родителям использовать нетрадиционные способы изображения. Такое нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.
Организуйте дома рабочее место так, чтобы ребенку было удобно не только сидеть, но и стоят, а иногда и двигаться вокруг листа бумаги. Ведь рисовать можно как угодно, где угодно и чем угодно!
Дружите со своим ребенком. Старайтесь понять, что его радует, что огорчает, к чему он стремится. Попросите его рассказать, что же он хотел изобразить. И не забывайте, что ребенок ждет от вас похвалы. Ему очень хочется, чтобы его работа понравилась вам, взрослым. Порадуйтесь его успехам и ни в коем случае не высмеивайте юного художника в случае неудачи. Не беда получится в следующий раз!
Нетрадиционные техники рисования – это способы рисования различными материалами: поролоном, скомканной бумагой, трубочками, нитками, парафиновой свечой, сухими листьями; рисование ладошками, пальчиками, тупыми концами карандашей, ватными палочками и т. д.
Для каждой возрастной группы они свои.
Например, с детьми младшего дошкольного возраста
можно использовать:
- рисование пальчиками
- рисование ладошками
- печать из ниток
- печать из картофеля или морковки.
С детьми среднего дошкольного возраста
можно попробовать:
- отпечатки-картинки
- печать пластилином
- масляная пастель + акварель
- отпечатки листьев
- рисунки из ладошки
- рисование ватными палочками
- волшебные ниточки.
- оттиск поролоном
-печать по трафарету
-свеча и акварель
-набрызг
-тычкование
А с детьми старшего дошкольного возраста
можно освоить более сложные техники:
- рисование мыльными пузырями
- рисование мятой бумагой
- рисование солью
- кляксография
- пластилинография
- граттаж
- фроттаж. -
- кляксография обычная
-рисование зубочисткой
-монотипия
-батик
Каждый из этих методов - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, развивает воображение, да свободу для самовыражения, так же работа способствует развитию координации движений.
Нетрадиционные техники рисования для детей 3 – 4
Применение нетрадиционных техник рисования не только реализует образовательные задачи в работе с детьми 3–4 лет, но также позволяет с минимальными материальными затратами провести интересное занятие по рисованию.
Пальчики.
Это способ что называется «всё под рукой», то есть для его реализации инструментарий готовить заранее не нужно, ведь потребуются пальцы. Кроме этого,нужно взять краску (можно акварель — её легче отмыть с пальцев); влажные салфетки. Обратите внимание, что эта техника — идеальное решение для создания коллективных работ. Например, листвы осенних деревьев. В этом случае воспитатель даёт малышам общую подложку — большое дерево, а малыши ставят отпечатки пальцев, обмакнув их в тот или иной цвет краски. Так и отмываться легче (так как пальцы будут испачканы только один раз, и каждый малыш почувствует себя равноправным членом коллектива.
Ладошки.
Этот способ, конечно, самый неаккуратный, но зато изображение проявляется быстрее, так что детям рисование ладошками очень нравится. Для создания рисунков в этой технике потребуется неглубокая тарелочка с краской (наливаем немного воды и капаем гуашь — так краска быстрее ототрётся от кожи, а на яркости рисунка это ухищрение никак не отразится); влажные салфетки.
Печатка.
Этот вариант также требует немало времени на подготовку материала. Обычно техника выполнения рисунка печаткой осваивается с детьми постарше. Но в упрощённом варианте её можно применять и во второй младшей группе. Итак, нужно подготовить несколько картофелин (морковок); форму для вырезания теста для выпечки; клей ПВА; краску (гуашь будет удобнее). Воспитателю придётся выполнить ряд подготовительных процедур. Разрезать овощ пополам Нанести рисунок с помощью формы. (Некоторые педагоги умудряются вырезать эти формы ножом! Времени уходит в несколько раз больше). Подготовить печатки по количеству детей в группе. Смешать краску с клеем (1:2). Собственно работа детей заключается в том, что они обмакивают печатку в красящую смесь и ставят отпечаток на лист бумаги.
Нетрадиционная техника рисования для детей 4-5
Ватные палочки
Это интересно. В некоторых методических источниках эта техника рисования носит название «метод тычка». Если бы пришлось создавать рейтинг самых простых техник рисования, то ватные палочки, безусловно, обошли бы всех конкурентов. Для работы с этой техникой потребуются: собственно ватные палочки; небольшие ёмкости с краской (например, крышечки из-под йогурта или напитков, лучше использовать гуашь, так как она гуще; влажные салфетки. Процесс рисования заключается в том, что малыши макают палочку в краску и наносят отпечатки на указанную область рисунка. Таким образом можно рисовать осадки (дождь, снег, узоры на одежде (например, при раскрашивании костюмов героев). Главное, показать детям, что для получения правильного тычка, палочку нужно держать вертикально по отношению к листу бумаги.
Рисование поролоном
Мы все склонны думать, рисовать можно только кисточками, но это не так. Для творческих работ вполне сгодится и поролон. Отрежьте маленький кусочек обычной губки и дайте ребенку. Отпечатки краски поролоном получаются совсем непохожими на мазки. У них есть своя текстура и большая площадь покрытия. Буквально за пару минут можно создать красивый фон с использование всего двух или трех цветов. А с использованием трафаретов получаются удивительные орнаменты.
Свеча
Принцип выполнения рисунка в этой нетрадиционной технике заключается в том, что на лист бумаги наносится рисунок свечой, который проявляется в виде незаполненных цветом контуров при нанесении краски на всю подложку.
Отпечатки «листики»
Данная техника знакома многим. Чтобы отпечатать лист, можно использовать любую краску. Наносить краску надо на сторону с прожилками. Затем окрашенной стороной лист прикладывается к бумаге, проглаживается. Через несколько секунд необходимо аккуратно поднять лист. На листе бумаги останется отпечаток листика.
Монотипия предметная
Необходимо согнуть лист бумаги пополам. Внутри, на одной половине что-нибудь нарисовать красками. Затем лист сложить и прогладить рукой, чтобы получить симметричный отпечаток.
Нетрадиционная техника рисования с детьми 5 - 7
лет[/b]
Кляксография.
Нетрадиционная техника рисования "кляксография" (выдувание трубочкой) - это очередное волшебство творческих занятий. Такое занятие для детей очень увлекательно, интересно и очень полезное. Так, как выдувание через соломинку укрепляет здоровье: силу лёгких и дыхательную систему ребёнка в целом.
Для создания волшебной картинки потребуется большая клякса, на которую нужно дуть, дуть, дуть… до тех пор, пока на листе бумаги не появится замысловатый рисунок. Когда странный рисунок готов, ему можно подрисовать детали: листики, если получилось дерево; глазки, если получилось волшебное существо.
Мыльные пузыри.
Эта техника сложнее предыдущих с позиции подготовительного этапа. Хотя и работа с материалом также требует проявления фантазии малыша. Но обо всём по порядку. Начнём с необходимых «ингредиентов». Нам потребуются жидкое мыло или детский шампунь; вода; гуашь или акварель (пищевые красители); трубочки для коктейля; ложечка. Смесь готовит воспитатель, а затем разливает детям в стаканчики. Для приготовления «красок» нужно Смешать мыло и воду в соотношении 10:1. Добавить в смесь краситель и немного желатина или глицерина (чтобы пузыри были крепче и дольше сохраняли свою форму). Перемешиваем и ставим в тёмное место на 2–3 суток. Процеживаем смесь через марлю, отправляем в холодильник на 12 часов. С таким материалом обращаться удобнее, так как форма отпечатков получается более очерченной, правильной. Но если времени совсем нет, то можно упростить: в воду добавить жидкое мыло и краситель. Работать с пузырями можно двумя способами. Соломинкой. Берём трубочку и пеним раствор — дуем в него для образования пузырей. Затем прислоняем к пузырям плотную бумагу, чтобы получились отпечатки. Соломинкой и ложкой. Так же дуем в трубочку, только образовавшиеся пузыри снимаем ложкой и выкладываем на лист бумаги.
Граттаж «Цап-царап»
Слово “граттаж” произошло от французского «gratter»(скрести,царапать).
Для начала работы в этой технике необходимо подготовить картон. Картон необходимо покрыть толстым слоем воска или разноцветной масляной пастели. Затем широкой кистью или губкой нужно нанести на поверхность картона темный слой краски. Когда краска высохнет, острым предметом (зубочистка, спица) процарапывается рисунок. На темном фоне появляются тонкие однотонные или разноцветные штрихи.
Пластилинография
Техника, в которой используется пластилин для создания картин с изображением полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности. Для поверхности (основы) используются плотная бумага, картон, дерево. Для декорирования изображения можно использовать бисер, бусины, природные материалы и прочее.
Оттиск капустным листом.
Для работы нужно приготовить картон, капустные листья, гуашь. Чтобы получить цветной отпечаток, нужно нанести гуашь на листья, а затем окрашенной стороной приложить к бумаге и прижать.
Рисование крупами на бумаге или картоне с помощью клея.
Сначала рисуем картинку карандашом. Потом аккуратно покрываем клеем ПВА ту часть поверхности рисунка, на который будет насыпаться крупа.
Если мы хотим сделать рисунок разноцветным – можно пользоваться разными крупами, а можно их красить. Тут вариантов тоже много. Манка хорошо красится обычными цветными мелками (мелок предварительно надо мелко растолочь, смешать с крупой, насыпать в ёмкость и тщательно потрясти, чтобы прокрасилась по возможности каждая крупинка).
Оттиск смятой бумагой.
Материалы: блюдце либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага.
Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце, и смятая бумага.
Ниткография.
На заранее подготовленный рисунок наносим клей, а затем распределяем нить, аккуратно прижимая её пальцами.
Каждый ребенок, познавая окружающий мир, старается отразить его в своей деятельности: в игре, в рассказах, в рисовании, в лепке и т. д. Прекрасные возможности в этом отношении представляет изобразительная творческая деятельность. Чем разнообразнее будут условия, способствующие формированию творческой среды, тем ярче станут проявляться художественные способности ребенка.