попова галина
Обобщение опыта работы «Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
«Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста»
Попова Галина Юрьевна, воспитатель 1 квалификационной категории.
"Чтоб не стало дитя, лишь беспомощным ртом -
Приучай его с детства заниматься трудом,
Чем он раньше познает, как хлеб достаётся -
Тем полезней ему будет в жизни потом. "
Публикация «Обобщение опыта работы „Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Обобщение опыта работы
- Опыт работы, практика
- Старшая группа
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Темочки
Сегодня каждый понимает, что судьба государства зависит от экономической, правовой, политической и нравственной грамотности молодого поколения. Экономика всегда была неотъемлемой частью жизни человека. В изменяющихся условиях современного общества жизни непрерывное экономическое образование необходимо начинать именно с дошкольного возраста,- когда детьми приобретается первичный опыт в элементарных экономических отношениях. Ребёнок - дошкольник не освоит эту область самостоятельно, но, вместе с воспитателями и родителями, путешествуя по этому новому удивительному и увлекательному миру, он приобретает доступные ему знания и поймёт, какое место экономика занимает в окружающей его действительности.
Изучая эту тему, мне понравилась программа А. Д. Шатовой «Тропинка в экономику» (ее я и взяла за основу).Дети должны знать, что жить надо по средствам, тратить надо меньше, чем зарабатывается. Понятно, что счастье за деньги не купишь, но детям не лишним будет знать, что достаточное количество финансовых ресурсов открывают перед ними большие возможности, способные дарить радость. Чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки.
В большинстве современные дети растут потребителями во всех сферах жизнедеятельности, поэтому в экономическом воспитании детей перед собой я поставила такую проблему: «Научить детей понимать и ценить окружающий предметный мир, уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги, правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях, развивать разумные потребности». Сущность экономического воспитания заключается не в организации специального обучения экономике, а в обогащении разных видов детской деятельности экономическим содержанием.
Цель моей работы : «Заложить основы экономического образа мышления у ребёнка – дошкольника».
Для формирования у детей основ финансовой грамотности и систематизации знаний поставила перед собой следующие задачи:
• Активизировать познавательную деятельность, развивающую основы экономики посредством разнообразных видов детской деятельности.
• Совершенствовать коммуникативные качества детей.
• Содействовать проявлению интереса у детей к профессиональной деятельности взрослых.
• Укреплять взаимоотношения в детском коллективе (взаимопомощь, взаимовыручка, дружеские отношения и пр.).
• Формировать правильное отношение к деньгам как предмету жизненной необходимости.
Проект реализовывала в течение 2 лет: старшая и подготовительная группа.
В сентябре 2020 года провела диагностику. В результате выяснила, что у старших дошкольников экономические знания не достаточно высокие. Всего 2(10%) детей отнесены к высокому уровню; у 10(48%) детей показатели были средними; у 9(42%) детей – низкий.
Идея опыта заключается в определении путей формирования финансовой грамотности у дошкольников через внедрение блочной системы взаимодействия между детьми, их родителями и педагогами в ДОУ.
Начала работу с создания предметной развивающей среды и подготовки методического обеспечения. Материал распределила на 3 блока: «Труд - продукт», «Реклама: желания и возможности», «Деньги, цена». Хочу отметить, что разделенный материал тесно взаимосвязан между собой, темы из одного блока плавно перетекают в другой.
Прежде чем начать работу с детьми, проинформировала родителей о задачах и содержании экономического воспитания детей в детском саду, т. к. они – главные «проектировщики, конструкторы и строители» детской личности. Родители сначала очень скептически отнеслись к этой теме. Провела анкетирование среди родителей. Действительно многие родители не понимают насколько важно приобщить ребенка к экономике, ведь это эффективный путь подготовки ребенка к жизни, его социальной адаптации в обществе.
В помощь родителям в экономическом воспитании разместила консультации: «Дети и деньги», «Полезные привычки в быту», «Трудовое воспитание в семье». Особенно родителям понравилась памятка «Идем с ребёнком в магазин», т. к. в ней были представлены практические советы.
В группе был создан центр «Экономическая азбука», в котором расположены дидактические и настольно-печатные игры «Кто что делает?», «Кто трудится, кто играет?», «Разложи товар», «Кому что нужно для работы», «Лото», «Хочу и надо»; лэпбук «Юные Экономисты»; расширили сюжетно-ролевые игры атрибутами: магазин дополнили вязанными фруктами, тортами, сделали макет банкомата, сшили специальную одежду к разным профессиям (парикмахеру, врачу, продавцу).
Далее я представлю работу по блокам :
Первый блок «Труд - продукт (товар)». Начала работу по этому блоку с бесед о том, что у каждого человека должно быть интересное дело, «профессия» - это трудовая деятельность, с помощью которой он зарабатывает на жизнь. В работе использовала презентации, беседы на темы «Моя любимая профессия», «Почему взрослые работают», «Сколько заработал, столько и купил», в ходе которых дети понимали, что товары являются продуктом труда человека, учились ценить свой и чужой труд, беречь его результаты. Уточнили представления детей о профессиях их родителей, бабушек, дедушек.
Работая по лексической теме «Наш город», провели виртуальную экскурсию по предприятиям нашего города. Узнали, какую продукцию выпускает мясокомбинат, хлебокомбинат, маслоэкстракционный завод. Мы выяснили, что такое результат труда – это то, что сделали люди своими руками или с помощью машин.
В дошкольном возрасте труд имеет свою специфику: дети пока не могут создавать социально значимых ценностей, но являются потребителями того, что для них производят взрослые. Мы нашли выход из положения – продуктивная деятельность, организуемая в форме совместной деятельности взрослого с детьми. Например, игра – занятие «Фабрика елочных игрушек», какую радость доставляет детям украшение группы игрушками, сделанными своими руками. Комплекс занятий «Веселая ярмарка». Активизировалась старательность, желание достигать качественного результата. Дети делали покупку с учетом заработанных денег, учились умению соотносить свои желания и возможности в условиях игровой ситуации.
Пониманию многих экономических явлений, развитию познавательного интереса к экономике, созданию положительной мотивации к ее изучению в значительной степени способствует художественная литература. На примере сказок «Жадная старуха», «Морозко», «Муха – Цокотуха», «Лисичка со скалочкой», «Каша из топора», «Цветик - семицветик» и т. д., познакомились с «экономическими» качествами: трудолюбие, смекалка, щедрость, жадность, лень, экономность, предприимчивость, расчетливость, практичность и др. Чтение художественной литературы способствует выделению мотивации и поступков героев и характеристике их действий, формирует словарь детей, а главное – дает объяснение многим непонятным экономическим явлениям.
Второй блок «Реклама: желания и возможность». Основная задача работы по блоку – воспитание правильного, осознанного отношения детей к рекламе.
Знакомство с рекламой проводила с рассматривания разнообразных буклетов, газет, чтения текстов рекламы, просмотра мультфильма «Как старик корову продавал».
В беседе «Как можно узнать о товаре» раскрывали важность рекламы.
В конце данного блока подошли к выводу, что реклама – это красочное представление товара.
Следующий блок «Деньги, цена».
Задачами блока являются: уточнение и формирование представлений детей о деньгах, воспитание правильного отношения к деньгам как к предмету жизненной необходимости (деньги как средство удовлетворения основных жизненных потребностей, как средство купли-продажи).
Основной идеей является то, что человек в современном мире не может сам производить все, что нужно для его жизни, поэтому необходимо производство товаров и услуг.
Познакомились подробнее с понятием «деньги» через просмотры презентаций «История денег», «Деньги разных стран».
Провели исследовательскую работу : подробнее ознакомились, из какого материала изготовлены деньги: купюры и монеты.
В играх «Доходы семьи Экономистов», «Какие бывают доходы и расходы» я познакомила детей с понятиями : бюджет, доход, расход, из чего складывается семейный бюджет. В игре-занятии «Дом, в котором «живут» деньги?» дети познакомились с понятием «банк». Почему это удобно и выгодно, когда деньги хранят в банке.
При проведении сюжетно-ролевых игр «Семья», «Магазин», «Покупки», во время которых они производят и покупают товары и услуги, устанавливают цены на них, пользуются «деньгами» или банковскими картами. Дети поняли, что любой товар имеет свою цену. Одни товары – дорогие, другие стоят меньше (дешевле).
После ознакомления с этим блоком дети усвоили основные экономические понятия: товары, услуги, продажа, цена, деньги.
Следующий шаг – подвели детей к мысли, что нельзя иметь все товары и услуги, которые можно пожелать, а также бережно относиться к тому, что имеешь.
«Полезные навыки и привычки в быту – это тоже экономика».
В детском саду, дома нужно воспитывать у детей полезные привычки и закреплять их повседневно. Для этого выработали правила группы : соблюдать чистоту и порядок, пользоваться бережно всем, что дают для игр и труда, не тратить ничего зря, уходя надолго из помещения или если светло днем в группе, надо всегда выключать свет. Выключать – значит, экономить.
Представляю результаты диагностики на конец реализации проекта. Видна положительная динамика уровня сформированности экономического мышления. Данные указывают на то, что после целенаправленной работы возросло количество детей, отнесенных к высокому и среднему уровню. Теперь11(55%) детей отнесены к высокому уровню; у 8(36%) детей - средний; у только 2(9%) детей – низкий.
Подводя итог, можно сделать вывод, что главными результатами реализации блочной системы работы по формированию финансовой грамотности у дошкольников является то, что дети могут:
• активно использовать в игровой деятельности основные экономические понятия и категории, которым было уделено внимание в ходе реализации игр (деньги, цена, товар, семейный бюджет и пр.);
• осознавать и соизмерять свои потребности и возможности;
• иметь представление о том, что зарплата – это оплата за количество и качество труда, пенсии за прошлый труд, а пособия на детей – это аванс детям в расчете на их будущий труд;
• понимать, что расходы семьи не должны быть расточительными и что ребенок может, будучи экономным, их уменьшить;
• осознавать, что сбережения семьи – это денежные средства, которые могут остаться, если разумно расходовать свои доходы, и могут быть использованы для отдыха всей семьей или приобретения необходимых вещей;
• контролировать ответственность за свои поступки, которые могут положительно или отрицательно сказаться на экономическом положении семьи и его самого;
• адекватно употреблять в играх, занятиях, общении со сверстниками и взрослыми знакомые экономические понятия;
• знать и называть разные места и учреждения торговли: рынок, магазин, ярмарка, супермаркет, интернет-магазин;
• знать и называть разные виды рекламы, ее назначение, способы воздействия;
• бережно, рационально, экономно используют расходные материалы для игр и занятий (бумагу, карандаши, краски, материю и др.);
• проявлять интерес к экономической деятельности взрослых (кем работают родители, как ведут хозяйство и т. д.).
Таким образом, создание условий и игровая (практическая) деятельность положительно влияют на формирование финансовой грамотности у дошкольников.
В дальнейшей работе для себя поставила задачи: продолжать повышать уровень профессиональной подготовки по данной теме, изучать методическую литературу, продолжать работу с детьми.
Главное - говорить ребёнку о сложном мире экономики на языке, ему понятном.
Литература
1. Виноградова, А. М. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников/Под ред. А. М. Виноградовой. М. - 1989.-159с.
2. Курак, Е. А. Экономическое воспитание дошкольников. М., 2002.- 65с.
3. Меньшикова, О. И., Попова, Т. Л. Экономика детям, большим и маленьким -М. :ТЦ Сфера, 1994.-157с.
4.. Райзберг, Б. А. Современный экономический словарь. М. - 1997.- 78с.
5. Сасова, И. А. Экономическое воспитание детей в семье. М. - 1989.-137с.
6. Смоленцева, А. А. Введение в мир экономики, или Как мы играем в экономику: Учебное пособие: СПб, 2001.-130с.
7. Смоленцева, А. А. Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок: Практическое пособие. -М. :АРКТИ, 2006.-88с.
8. Смоленцева, А. А. К проблеме экономического воспитания старших дошкольников/ А. А. Смоленцева, М. А Моисеева//Дошкольное воспитание. -1998-№5.-с. 12-16.
9. Шатова А. Д. Тропинка в экономику. – М. Вентана-Графт., 2015
10. Шатова, А. Д. Нужно ли, и зачем дошкольнику экономическое воспитание/ А. Д. Шатова// Дошкольное воспитание. -1989.-№7.-с. 21-23.
11. Шатова, А. Д. Экономика для взрослых и детей. Сборник. -М. :ЛИНКА-ПРЕСС, 1999.-240с.
12. Шатова, А. Д. Экономическое воспитание дошкольников. Учебно-методическое пособие. М. : Педагогическое общество России, 2005.-256с.
13. Шорыгина, Т. А. Беседы об экономике: Методические рекомендации. -М. :ТЦ Сфера, 2009.- 96с.
14. Эльконинова,Л. Л. Роль сказки в психическом развитии дошкольников/ Л. Л. Эльконинова // Мир психологии. - 1998.-№3.- с. 42-51
15. Якобсон, С. Г. Дошкольник, какой он?/ С. Г. Якобсон, Е. В Соловьева -М. - 2002.-78с.