Елена Николаевна
Обобщение опыта работы
МБДОУ№6"Березка"
г. Карачев, Брянская обл.
Воспитатель: Мосякина Е. Н.
Опыт работы воспитателя на тему :
"Ознакомление с окружающим миром как средство развития познавательной активности детей младшего дошкольного возраста".
В своей работе я уделяю большое внимание комплексному изучению природы. В младшем дошкольном возрасте вся деятельность ребенка подчинена одной ведущей потребности - познания окружающего мира и себя в нем. Для младшего дошкольника типичен повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг, ребенок задумывается над простейшими причинами наблюдаемых явлений. Поддерживая детский интерес, нужно вести их от знакомства с окружающим миром, к формированию бережного отношения и любви к природе. Природа окружает ребенка с самого рождения и своей необычностью, новизной и разнообразием эмоционально воздействует на него, вызывает радость, восторг, удивление, побуждает к передаче чувств и мыслей в речи. Этим и объясняется актуальность темы "Ознакомление с окружающим миром как средство развития познавательной активности детей младшего дошкольного возраста".
Публикация «Обобщение опыта работы» размещена в разделах
Федеральный Государственный Образовательный Стандарт в качестве основного принципа дошкольного образования рассматривает формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности.
Маленькому ребенку в постижении окружающего мира помогают взрослые. Ознакомление детей с природой осуществляется разными методами: наблюдение, рассматривание картин, игрушек, широко используются активные действия детей (предметные, продуктивные, игровые, включенные в игры, инсценировки с игрушками). Выбор метода зависит от вида занятия, его основной задачи.
Для улучшения своей работы я объединила разные виды деятельности – изобразительную, музыкальную, физическую, так я смогла сформировать более полное представления об окружающей действительности. Например, после наблюдения за солнцем ребята рисуют "лучистое солнышко", на музыкальных занятиях поют песни о природе, на занятиях по физической культуре используем сравнения- "ходим как мишки, прыгаем как зайчики".
Я старалась создать в группе необходимую предметно-развивающую среду (в том числе условия для самостоятельной и совместной деятельности детей, в течении дня ребёнок вовлекается в различные виды деятельности (наблюдения в группе, на прогулке, игры, чтение и обсуждение литературы, рисование и т. д.). Настольно-печатные и дидактические игры, пособия для индивидуальной работы, альбомы для рассматривания, помогают больше познать окружающий мир. В книжном уголке имеются книги о природе, дети с большим интересом рассматривают в них иллюстрации, делятся своими впечатлениями, знаниями.
В своей работе с дошкольниками наибольшее место отвожу совместной деятельности. Это обусловлено важностью накопления каждым ребенком личного опыта взаимодействия с природой в соответствии со своими интересами, склонностями, уровнем познавательного развития.
Моя работа с детьми строится с учетом индивидуального подхода, что помогает поддерживать неуверенных детей, сдерживать торопливых, нагружать шустрых и не торопить медлительных. Детей группы знакомлю с растениями, животными, явлениями неживой природы, учу выделять и правильно называть некоторые признаки растений (окраска листьев, цветов, повторять движения и голоса животных, формирую умение выстраивать первичные наглядные связи и обобщения (рыбка плавает в воде, деревья на зиму сбрасывают листву и т. д.). При этом у детей совершенствуются анализаторы (зрительный, слуховой и др., развиваются внимание и интерес к наблюдаемым объектам, формируется доброжелательное, бережное отношение к окружающему миру.
Мой опыт работы опирается на исследования Н. А. Рыжовой, М. М. Марковской, Т. А. Серебряковой. Авторы исследований по этой проблематике доказывают, что период дошкольного детства – наиболее благоприятен для закладки основ ознакомления детей с окружающим миром. В дальнейшем для успешного усвоения в школе всего цикла природоведческих дисциплин у детей должна быть развита наблюдательность, любознательность, любовь и бережное отношение к природе, способность находить в ней красивое.
Стремясь к достижению поставленных целей, для себя я определила следующие задачи:
Образовательные:
- ввести ребёнка в мир природы;
- формировать реалистические представления об её объектах и явлениях;
- формировать у детей систему знаний о живой и неживой природе как среде жизни растений, животных и человека;
- формировать у детей интерес к исследовательской деятельности;
-приобщать детей к здоровому образу жизни.
Воспитательные:
-воспитать способность видеть красоту родной природы, любовь к окружающей среде;
-формировать бережное и заботливое отношение к миру природы.
В педагогический процесс включаю традиционные методы в интеграции с инновационными методами:
-повышение познавательной активности (исследовательский, проектирование, метод вопросов, метод моделирования);
- повышение эмоциональной активности (игровая мотивация, воображаемые ситуации, проблемные ситуации).
Огромное значение ФГОС отводит работе с родителями, важно сделать родителей активными участниками образовательного процесса.
В помощь для наших родителей я оформляю папки-передвижки по своей теме, индивидуальные консультации, беседы.
Моя работа с детьми по изучению окружающего мира интересна и увлекательна. Я наметила для себя дальнейшие перспективы в работе : совместно с детьми создать книжки-самоделки "Мои любимые животные", совместно с детьми смастерить макет аквариума, создать экологическую тропу на территории детского сада. Я думаю, что мне удается формировать у детей интерес к познанию окружающего мира, их познавательная деятельность сопровождается положительными эмоциями.
Работа по ознакомлению детей с природой приносит мне огромное удовлетворение, так как я вижу результат своего труда.