Анна Александровна Калёнова
Обобщение опыта по теме самообразования «Формирование экологического воспитания детей младшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Работая с детьми младшего дошкольного возраста, я выбрала тему по самообразованию "Формирование экологического воспитания детей младшего дошкольного возраста", так как думаю, что экологическое образование и воспитание детей - самая актуальная проблема в настоящее времени. Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития младшего дошкольника. Продуманная организация прогулок, наблюдений и НОД развивает их мышление, способность чувствовать и видеть красочное многообразие явлений природы, замечать маленькие и большие изменения в окружающем мире. Размышляя, под влиянием взрослого, о природе, дошкольник обогащает свои чувства и знания, у него формируется правильное отношение к живому, а также желание созидать, а не разрушать.
Публикация «Обобщение опыта по теме самообразования „Формирование экологического воспитания детей младшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Самообразование, саморазвитие
- Средняя группа
- Экологическое воспитание. Самообразование
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Мы прекрасно знаем, что охрана окружающей среды - это одна из самых актуальных проблем в современном мире. Научно-технический прогресс и усиление антропогенного давления на природную среду необратимо приводит к ухудшению экологии. В последние годы напряжённость экологической обстановки с каждым днём возрастает. Высоким остаётся уровень загрязнения атмосферного воздуха, поверхностных вод и почв. В России быстро снижается биологическое разнообразие природы: гибнут экосистемы лесов, многие виды животных и растений находятся на грани исчезновения. На долю современного поколения выпадает решение задач по экологическому оздоровлению России и в целом планеты Земля.
Необходимо научиться бережно и гуманно относиться к природе, а для этого надо воспитывать экологическое сознание и ответственность за состояние окружающей среды с самого младшего дошкольного возраста.
Любовь к природе и заботливое отношение к ней закладывается у ребятишек только тогда, когда они видят примеры ежедневного, заботливого и внимательного отношения со стороны взрослых - родителей и педагогов. воспитателей.
Наиболее эффективными формами взаимодействия воспитателя с детьми по экологическому образованию я считаю такие формы, которые позволяют дошкольнику получить возможность непосредственного контакта с природой. В этом случае у ребят формируются не только экологические знания, но и опыт использования данных знаний в практической деятельности. К таким формам взаимодействия можно отнести различные экологические акции и пректы, экспериментирование, прогулки и наблюдения.
Я поставила перед собой следующие цель и задачи.
Цель саморазвития: повысить профессиональное мастерство и компетентность в работе над формированием экологической культуры у детей младшего дошкольного возраста;
Задачи:
1. Повышение профессионального уровня и педагогического мастерства;
2. Изучения учебной, справочной и научно-методической литературы;
3. Обеспечить собственное непрерывное профессиональное образование;
4. Создание методических наработок и внедрение эффективного педагогического опыта в работу с младшими дошкольниками;
5. Формировать навыки, знания и умения воспитанников;
Свою работу я построила на основе следующих принципов: наглядность, последовательность, дифференцированный подход, возрастные особенности, преемственность взаимодействия с ребёнком в условиях дошкольного учреждения и семьи, принцип вариативности.
В своей работе я использовала следующие формы и методы.
Формы: образовательная деятельность, обыгрывание режимных моментов,развлечения, рассказывание потешек, закличек, чтение сказок, настольно-печатные и дидактические игры.
Методы:
1. Словесные - слушание аудиозаписей, чтение, рассказывание, беседы.
2. Нагдядные - рассматривание альбомов, книг и иллюстраций.
3. Практические - показ театрализованных постановок, посадка рассады в клумбы, дидактические игры
Далее я составила план методической работы:
- Овладение современными методами диагностики всестороннего развития дошкольников;
- Изучение научно-методической, учебной и справочной литературы;
- Изучение инновационных технологий по обучению дошкольников экологическому воспитанию;
- Изучение нормативно-правовых документов;
- Участие в профессиональных конкурсах, вебинарах, выставках;
- Участие в семинарах и мастер-классах;
- Ознакомление с публикациями в печатных изданиях;
- Пополнение эколого-развивающей среды (уголки экспериментирования и природы);
- Составление картотеки методического и демонстрационного материала по экологии;
- Составление картотеки дидактических игр по экологии для дошкольников;
- Разработка конспектов занятия по экологическому воспитанию;
- Проведение досугов и экологических праздников.
- Участие в конкурсах.
Подготовила план работы с детьми.
Образовательная деятельность по экологическому воспитанию:
1. Моделирование ситуаций;
2. Игровая деятельность (дидактические, сюжетно-ролевые);
3. Опытно-исследовательская деятельность;
4. Разучивание поговорок, пословиц, песен и стихов;
5. Просмотр мультфильмов;
6. Досуги, экологические, народные праздники и развлечения: "День Земли",
"День птиц", "День посадки растений в клумбу", "Всемирный день охраны окружающей среды";
7. Проведение сезонных выставок поделок;
8. Беседы с использованием компьютерных презентаций на темы: "Синичкин день", "Покормим птиц зимой", "Мы друзья природы", "Зимующие птицы", "Перелётные птицы", "Приметы времен года", "Поможем природе", "Фрукты и фрукты – лучшие продукты"
9. Проекты: "Снег-снежок", "Зимующие птицы", "К нам весна шагает";
10. Экологические акции: "С каждого по зернышку", акции от "Чистого сердца" (сбор макулатуры, "Радужные крышечки")
11. Чтение художественной литературы: В. Бианки «Как муравьишка спешил домой», Д. Н. Мамин-Сибиряк "Про комара Комаровича", Д. Н. Мамин-Сибиряк "Серая шейка", Г. Серебрецкий "Берегите птиц", Т. Кирюшатова "Что растёт у нас в саду", "Жили были феечки", "Бабушка рассадушка", "Кука-Докука", "На природу мы идём", "Лесное проишествие", "Весенний ветерок", "Вербные котики", "Как в одной деревеньке грачей зазывали", "Как зверушки зиму из леса выгнали", "Кормушка", "Жилетка для снегиря", "Лакомство для снегирей", "Как Анютка зимующих птиц согрела", "Снежные чудеса".
12. Организация экскурсий, наблюдений и целевых прогулок;
13. Организация труда на прогулках, как средство экологического воспитания.
Разработала план работы с родителями.
1. Разработка плана-программы взаимодействия с семьями воспитанников.
2. Разработка и проведение консультаций для родителей: "Экология и мы",
"Родители – пример для детей в соблюдении экологической культуры", "Игры экологического содержания", "Ребёнок и природа", "Чем кормить птиц зимой", "Прогулки на природу – основа здоровья ребёнка".
3. Памятки для родителей: "День Земли", "В каких продуктах «живут» витамины?", "Экологическое воспитание дошкольника";
4. Участие родителей в изготовлении поделок вместе с детьми для групповых выставок;
5. Помощь родителей в изготовлении кормушек;
6. Участие родителей с детьми в конкурсах, проектах, акциях и выставках;
7. Привлечение родителей к участию по изготовлению атрибутов и костюмов к праздникам и экологическим спектаклям;
8. Привлечь родителей для участия с детьми в конкурсах
9. Экологические акции: "Радужные крышечки", "Сбор макулатуры", "С каждого по зернышку";
10. Привлечение родителей к организации воспитательно-образовательной работе с ребятами по формированию экологической культуры.
Я считаю, что самообразование педагога немыслимо без работы с воспитанниками и их родителями. Представленные мероприятия способствуют самообразованию педагога и повышению его профессионального уровня. В работе с детьми педагог повышает своё профессиональное мастерство и компетентность. Так же педагог развивает и свою, и детскую творческую активность, создавая условия для воспитания и формирования разносторонней личности.