Лучший педагог года

Обобщение опыта по теме самообразования «Формирование экологического воспитания детей младшего дошкольного возраста»

Анна Александровна Калёнова
Обобщение опыта по теме самообразования «Формирование экологического воспитания детей младшего дошкольного возраста»

Работая с детьми младшего дошкольного возраста, я выбрала тему по самообразованию "Формирование экологического воспитания детей младшего дошкольного возраста", так как думаю, что экологическое образование и воспитание детей - самая актуальная проблема в настоящее времени. Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития младшего дошкольника. Продуманная организация прогулок, наблюдений и НОД развивает их мышление, способность чувствовать и видеть красочное многообразие явлений природы, замечать маленькие и большие изменения в окружающем мире. Размышляя, под влиянием взрослого, о природе, дошкольник обогащает свои чувства и знания, у него формируется правильное отношение к живому, а также желание созидать, а не разрушать.

Мы прекрасно знаем, что охрана окружающей среды - это одна из самых актуальных проблем в современном мире. Научно-технический прогресс и усиление антропогенного давления на природную среду необратимо приводит к ухудшению экологии. В последние годы напряжённость экологической обстановки с каждым днём возрастает. Высоким остаётся уровень загрязнения атмосферного воздуха, поверхностных вод и почв. В России быстро снижается биологическое разнообразие природы: гибнут экосистемы лесов, многие виды животных и растений находятся на грани исчезновения. На долю современного поколения выпадает решение задач по экологическому оздоровлению России и в целом планеты Земля.

Необходимо научиться бережно и гуманно относиться к природе, а для этого надо воспитывать экологическое сознание и ответственность за состояние окружающей среды с самого младшего дошкольного возраста.

Любовь к природе и заботливое отношение к ней закладывается у ребятишек только тогда, когда они видят примеры ежедневного, заботливого и внимательного отношения со стороны взрослых - родителей и педагогов. воспитателей.

Наиболее эффективными формами взаимодействия воспитателя с детьми по экологическому образованию я считаю такие формы, которые позволяют дошкольнику получить возможность непосредственного контакта с природой. В этом случае у ребят формируются не только экологические знания, но и опыт использования данных знаний в практической деятельности. К таким формам взаимодействия можно отнести различные экологические акции и пректы, экспериментирование, прогулки и наблюдения.

Я поставила перед собой следующие цель и задачи.

Цель саморазвития: повысить профессиональное мастерство и компетентность в работе над формированием экологической культуры у детей младшего дошкольного возраста;

Задачи:

1. Повышение профессионального уровня и педагогического мастерства;

2. Изучения учебной, справочной и научно-методической литературы;

3. Обеспечить собственное непрерывное профессиональное образование;

4. Создание методических наработок и внедрение эффективного педагогического опыта в работу с младшими дошкольниками;

5. Формировать навыки, знания и умения воспитанников;

Свою работу я построила на основе следующих принципов: наглядность, последовательность, дифференцированный подход, возрастные особенности, преемственность взаимодействия с ребёнком в условиях дошкольного учреждения и семьи, принцип вариативности.

В своей работе я использовала следующие формы и методы.

Формы: образовательная деятельность, обыгрывание режимных моментов,развлечения, рассказывание потешек, закличек, чтение сказок, настольно-печатные и дидактические игры.

Методы:

1. Словесные - слушание аудиозаписей, чтение, рассказывание, беседы.

2. Нагдядные - рассматривание альбомов, книг и иллюстраций.

3. Практические - показ театрализованных постановок, посадка рассады в клумбы, дидактические игры

Далее я составила план методической работы:

- Овладение современными методами диагностики всестороннего развития дошкольников;

- Изучение научно-методической, учебной и справочной литературы;

- Изучение инновационных технологий по обучению дошкольников экологическому воспитанию;

- Изучение нормативно-правовых документов;

- Участие в профессиональных конкурсах, вебинарах, выставках;

- Участие в семинарах и мастер-классах;

- Ознакомление с публикациями в печатных изданиях;

- Пополнение эколого-развивающей среды (уголки экспериментирования и природы);

- Составление картотеки методического и демонстрационного материала по экологии;

- Составление картотеки дидактических игр по экологии для дошкольников;

- Разработка конспектов занятия по экологическому воспитанию;

- Проведение досугов и экологических праздников.

- Участие в конкурсах.

Подготовила план работы с детьми.

Образовательная деятельность по экологическому воспитанию:

1. Моделирование ситуаций;

2. Игровая деятельность (дидактические, сюжетно-ролевые);

3. Опытно-исследовательская деятельность;

4. Разучивание поговорок, пословиц, песен и стихов;

5. Просмотр мультфильмов;

6. Досуги, экологические, народные праздники и развлечения: "День Земли",

"День птиц", "День посадки растений в клумбу", "Всемирный день охраны окружающей среды";

7. Проведение сезонных выставок поделок;

8. Беседы с использованием компьютерных презентаций на темы: "Синичкин день", "Покормим птиц зимой", "Мы друзья природы", "Зимующие птицы", "Перелётные птицы", "Приметы времен года", "Поможем природе", "Фрукты и фрукты – лучшие продукты"

9. Проекты: "Снег-снежок", "Зимующие птицы", "К нам весна шагает";

10. Экологические акции: "С каждого по зернышку", акции от "Чистого сердца" (сбор макулатуры, "Радужные крышечки")

11. Чтение художественной литературы: В. Бианки «Как муравьишка спешил домой», Д. Н. Мамин-Сибиряк "Про комара Комаровича", Д. Н. Мамин-Сибиряк "Серая шейка", Г. Серебрецкий "Берегите птиц", Т. Кирюшатова "Что растёт у нас в саду", "Жили были феечки", "Бабушка рассадушка", "Кука-Докука", "На природу мы идём", "Лесное проишествие", "Весенний ветерок", "Вербные котики", "Как в одной деревеньке грачей зазывали", "Как зверушки зиму из леса выгнали", "Кормушка", "Жилетка для снегиря", "Лакомство для снегирей", "Как Анютка зимующих птиц согрела", "Снежные чудеса".

12. Организация экскурсий, наблюдений и целевых прогулок;

13. Организация труда на прогулках, как средство экологического воспитания.

Разработала план работы с родителями.

1. Разработка плана-программы взаимодействия с семьями воспитанников.

2. Разработка и проведение консультаций для родителей: "Экология и мы",

"Родители – пример для детей в соблюдении экологической культуры", "Игры экологического содержания", "Ребёнок и природа", "Чем кормить птиц зимой", "Прогулки на природу – основа здоровья ребёнка".

3. Памятки для родителей: "День Земли", "В каких продуктах «живут» витамины?", "Экологическое воспитание дошкольника";

4. Участие родителей в изготовлении поделок вместе с детьми для групповых выставок;

5. Помощь родителей в изготовлении кормушек;

6. Участие родителей с детьми в конкурсах, проектах, акциях и выставках;

7. Привлечение родителей к участию по изготовлению атрибутов и костюмов к праздникам и экологическим спектаклям;

8. Привлечь родителей для участия с детьми в конкурсах

9. Экологические акции: "Радужные крышечки", "Сбор макулатуры", "С каждого по зернышку";

10. Привлечение родителей к организации воспитательно-образовательной работе с ребятами по формированию экологической культуры.

Я считаю, что самообразование педагога немыслимо без работы с воспитанниками и их родителями. Представленные мероприятия способствуют самообразованию педагога и повышению его профессионального уровня. В работе с детьми педагог повышает своё профессиональное мастерство и компетентность. Так же педагог развивает и свою, и детскую творческую активность, создавая условия для воспитания и формирования разносторонней личности.

Публикации по теме:

Фотоотчет по теме самообразования «Развитие мелкой моторики у детей младшего и среднего дошкольного возраста»Фотоотчет по теме самообразования «Развитие мелкой моторики у детей младшего и среднего дошкольного возраста» В настоящее время, пожалуй, навряд ли найдется такой человек, которому будет неизвестно о важности развития мелкой моторики и координации.

Фотоотчет «Применение макетов для экологического воспитания детей дошкольного возраста»Фотоотчет «Применение макетов для экологического воспитания детей дошкольного возраста» Для экологического воспитания детей дошкольного возраста используются различные методы и средства. Известным педагогом Николаевой Н. С. рекомендуется.

Из опыта работы. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством экологического воспитанияИз опыта работы. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством экологического воспитания Общеизвестно, что речевые умения детей в современном мире желают быть лучше, активный словарь обедненный, пассивный не развит, диалогическая.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Обобщение опыта по теме самообразования «Формирование экологического воспитания детей младшего дошкольного возраста»
Опубликовано: 17 июля 2024 в 22:37
+24Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Обобщение опыта по теме самообразования «Формирование экологического воспитания детей младшего дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Анна Александровна Калёнова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 июля. Всемирный день китов и дельфинов. Передвижка с плакатами для детей «Морские...

Всемирный день китов и дельфинов отмечается ежегодно 23 июля. Цель экологической даты — привлечь внимание человечества к необходимости защиты всех морских обитателей нашей планеты.

19 июля. День летней безопасности. Передвижка «Польза и вред солнца»

Летом дети много времени проводят на улице, играя и наслаждаясь солнечным теплом. Как сделать их пребывание на солнце безопасным и полезным?


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД