Инна Белова
Метеоплощадка как средство формирования экологических представлений у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Все мы знаем, что все яркие эмоциональные впечатления остаются в памяти с детства. Исследование окружающего мира – это естественное стремление ребенка. Детям, так интересно наблюдать за изменениями погоды, смотреть, как изменяется небо перед дождем, чувствовать, как усиливается при этом ветер и как наконец-то падает первая дождинка или снежинка. Дети радуются этим изменениям погоды. Ведь, все они по своей натуре и в силу своего еще маленького возраста, очень любопытные, они тянутся к новым познаниям.
Публикация «Метеоплощадка как средство формирования экологических представлений у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Метеостанции и метеоплощадки в детском саду
- Погода и природные явления
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Именно это послужило поводом для создания метеоплощадки, и я решила построить свою метеостанцию, обучать, так сказать, на живом примере детей.
Метеостанцию мы оборудовали такими приборами:
• термометр - прибор для изменения температуры воздуха;
• флюгер - прибор для определения направления и силы ветра;
• дождемер - прибор для измерения количества осадков;
• ветряной рукав - прибор для измерения силы ветра;
• солнечные часы – прибор для определения времени.
• барометр – прибор для определения влажности воздуха
и стенд, где отмечаются погодные изменения, время года, время суток.
Именно заинтересованность детей увлекла меня заняться изучением данной темы, чтобы дети могли на практике отслеживать изменения погодных условий, пользоваться приборами для определения погоды, наблюдать за приметами, которые указывают на изменение погоды (народные приметы).
Первоначально, работая по своей теме, не у всех, конечно, детей был интерес, но постепенно я заметила, что когда одни работали с визуализатором погоды, то другие подходили и с интересом наблюдали за их действиями, а на следующий раз уже сами становились участниками.
Выходя на прогулку, ребята самостоятельно давали характеристику погоды, сами определяли силу ветра, а также могли определить направление ветра по флюгеру, определяли влажность воздуха (при помощи барометра, смотрели были ли осадки и сколько…
Для многих детей нашей группы стала традицией, утром заходить на территорию метеостанции с родителями и вместе определять температуру воздуха, отметить какие произошли погодные изменения. А уже в группе отмечали условными обозначениями погоду в календаре. В конце месяца (сезона) всегда анализировали результаты, делали выводы: какая погода была в течение месяца (сезона); как она менялась, сколько дней было ясных, пасмурных, дождливых или снежных, ветреных, морозных.
В начале каждого месяца мы знакомили детей с народным календарем (который кстати, помогли составить родители детей) : названием месяца, народными приметами, затем проверяли достоверность примет. Такой подход позволил приобщить детей еще и к народной культуре, народной мудрости, народному опыту.
Для детей наблюдения на метеоплощадке – это увлекательная игра в «метеорологов», «учёных», «исследователей», «защитников природы».
Таким образом, хочется отметить, что за время работы на метеостанции у детей выработался устойчивый интерес к прогнозированию погоды, расширился словарный запас. Ребята научились делать выводы по наблюдениям, а также отстаивать свою точку зрения и радовались своими результатами в самостоятельном прогнозировании погоды.
Закончить мне хотелось бы словами Яна Амоса Коменского: «Учить надо так, чтобы люди, насколько это возможно, приобретали знания не из книг, а из неба и земли, дубов и буков, то есть знали и изучали сами вещи, а не чужие только наблюдения и свидетельства о вещах».