Марина Лесных
Обобщение опыта по теме «Формирование патриотических чувств у воспитанников ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Патриотизм – одно из важнейших нравственных качеств человека, которое, например, выражается в осознанной любви к большой или малой Родине.
Зарождаясь еще в детстве, патриотические чувства важны для дальнейшего формирования подрастающей личности.
Публикация «Обобщение опыта по теме „Формирование патриотических чувств у воспитанников ДОУ“» размещена в разделах
В период дошкольного детства у детей возникают первые представления об окружающем мире, формируются умения самостоятельно применять полученные знания в жизни. Дошкольный возраст для этого самый благоприятный. Это фундамент общего развития и «стартовый период» всех высоких человеческих начал.
Доказано, что дошкольники очень эмоциональны. И это эмоционально-образное восприятие всего окружающего мира может и должен стать основой формирования патриотизма.
Для маленького ребенка Родина – это мама, близкие и родные люди, окружающие его. Это дом, где он живет, двор, где играет, это детский сад с его воспитателями и друзьями. От того, что видит и слышит ребенок каждый день, зависит формирование его сознания и отношение к окружающему миру.
Поэтому в детском саду, данное направление является одним из главных задач воспитательно – образовательного процесса. Это беседы о родной стране, и наблюдения за природой родного города, чтение сказок и литературных произведений, рассказов о народах нашей страны, разучивание пословиц и поговорок русского народа, привлечение детей к общественно-полезному труду (посада деревьев, цветов, украшение игровых участков и др.).
В детском саду проводится много праздников, но хочется выделить День Защиты детей, День Победы, День защитников Отечества, День Матери, День Отца, День Знаний, День Пожилого человека и другие, через который детям прививается любовь к семье, к Родине.
Это же направление прослеживается и во время проведения занятий.
Например, на познавательных занятиях педагоги с детьми ведут беседы о городах, достопримечательностях, о великих людях и их подвигах. Вместе они создают альбомы, книжки – малышки, обсуждают рассказы и презентации, видеоматериалы и т. д.
А настоящая детская литература призвана решать задачи нравственного воспитания, и она обращена к растущему человеку. Поэтому, говоря о педагогических требованиях, предъявляемых к детской литературе, мы должны иметь в виду органическое соединение в ней воспитательной, познавательной и эстетической стороны, обязательный учет возраста ребенка.
Рекомендованные произведения для детского чтения:
Чтение художественной литературы:
С. Алексеев «Первая колонна», «Первый ночной таран».
Е. Благинина «Шинель».
Л. Кассиль «Памятник советскому солдату».
М. Пляцковский «Май сорок пятого года».
А. Митяев «Мешок овсянки».
А. Твардовский «Рассказ танкиста».
З. Александрова «Дозор».
Я. Аким «Земля».
А. Неход «Летчики».
Е. Карасев «Город-герой».
С. Баруздин «Слава», «Точно в цель», «За Родину»,
А. Агебаев «День Победы».
О. Высоцкая «Салют».
Ю. Коваль «Алый» и др.
Важный совет! Прочитав произведение с ребенком, обязательно обсудите его сюжет и содержание, расправите ребенка, кто из героев больше понравился и почему, и кто не понравился и почему, спросите, а вы - мама, папа, ребенок или другие члены семьи, смогли бы поступить так же?
Воспитание патриотизма на музыкальных занятиях происходит через эмоционально-чувственное переживание музыкальных произведений. Там дети слушают, размышляют о том, как музыка может передать характер или настроение человека и др.
Дети с удовольствием исполняют песни «Морской капитан», «Бравые солдаты», «Катюша», «Бескозырка белая», «Мама, ты не бойся», «Песенка про папу», «Песенка про дедушку», «Бабушкины оладушки» и др. А слушание произведений «Три танкиста», «Эх, дороги», «Эх, тачанка – ростовчанка» и др. расширяет детский кругозор.
Уже на протяжении многих лет практикуем на праздниках совместно с родителями исполнение военных песен «Огонек», «В землянке», «Темная ночь», «А значит нам нужна одна победа», «Смуглянка», «Последний бой» и др.
В условиях праздника эти песни подпевают все присутствующие. Эти военные песни являются патриотическими, поэтому мы считаем, что дети должны их слушать и узнавать.
Таким образом, исполняя песни патриотической направленности, у дошкольников формируется «база» патриотических песен, который обладает хорошей воспитательной функцией и формирует у них высокое патриотическое сознание, чувства верности своему Отечеству, помогающий беречь, защищать, любить свой дом, свою семью и свою Родину, бережно относиться к окружающим людям и самому себе. Ощущать себя частичкой целой, необъятной страны – огромной России.
На занятиях по изобразительному искусству, ребята через цветовое восприятие передают сюжет своей картины или панно, композиции, коллективной работы.
Яркими и запоминающимися для детей и родителей стали темы «Дом, в котором я живу», «Моя семья», «Мамочке посвящается», «Детство – это ты и я», «Мы – моряки», «Мой папа самый - самый», проекты «Традиции моего народа», «Мир, в котором мы живем», «Моя малая и большая Родина», «Мы – защитники Отечества», «Традиции моей семьи», «и др.
Весь материал, который отражает патриотическую направленность, вызывает чувства и переживания, которые являются основой приобретения таких качеств как благородство, порядочность, уважение к старшим, любви к матери или семье, к малой Родине, родному Отечеству.
На основе изучения патриотических произведений (литературных, музыкальных и т. д.) воспитывается качества во все времена отличавшие русский характер: отзывчивость, доброта, уважение, открытость, достоинство, сострадание, что и приобщает к великим ценностям и сохранению народных традиций.
Но формирование у детей патриотических чувств невозможно решить только в рамках детского сада. Работа по патриотическому воспитанию детей должна носить комплексный характер, в которой родители и социум (библиотеки, музеи и др.) являются главными помощниками детского сада.
В заключении хочется сказать, что вся работа, направленная на патриотическое воспитание дошкольников, проходит в тесном сотрудничестве с нашими воспитателями и родителями
В тесном сотрудничестве мы решаем следующие задачи:
1. Развиваем познавательные, художественные и творческие способности детей.
2. Учим дошкольников воспринимать единый образ Родины через сенсорные каналы (слух, зрение).
3. Побуждаем детей выражать свои чувства, эмоциональные впечатления через пение, музыкально – ритмические движения, художественное творчество.
4. Формируем духовно-нравственное отношение и чувство сопричастности к дому, семье, детскому саду, родному краю, Родине.
5. Закрепляем знания детей о Великой Отечественной войне и героизме русского народа через музыку, литературу, картинны.
6. Воспитываем чувство гордости за своих предков, признательности за их подвиг, верность и преданность Родине.
Таким образом, приобщая детей к наследию своего народа, мы воспитываем в них чувство национальной гордости.