Екатерина Быхан
Обобщение опыта по организации ППРС логопедического кабинета
▼ Скачать + Заказать документы
В соответствии с новыми федеральными государственными стандартами развивающая предметно-пространственная среда определяется как «часть образовательной среды, пред-ставленная специально организованным пространством, материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития»
Публикация «Обобщение опыта по организации ППРС логопедического кабинета» размещена в разделах
- Логопедические кабинеты. Образовательная среда
- Оформление кабинетов в ДОУ
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
Развивающая предметно-пространственная среда в логопедическом кабинете содержа-тельно-насыщенна, трансформируема, полифункциональна, вариативна, доступна и безопасна.
Оснащение кабинета
№ Наименование Количество
1 Стол рабочий 1
2 Стол детский 2
3 Стулья большие 2
4 Стул детский 6
5 Зеркало настенное 1
6 Доска- мольберт магнитная 1
7 Полка для пособий 1
8 Мебельная стенка 1
9 Зеркало индивидуальное 6
Основные направления работы, проводимой в логопедическом кабинете:
-логопедическое обследование детей;
-составление индивидуальных планов коррекционно – логопедической работы с учтом диа-гностики и логопедического заключения;
-проведение коррекционного процесса: проведение индивидуальных и подгрупповых заня-тий;
- консультирование педагогов и родителей;
- ведение логопедической документации.
В соответствии с основными коррекционными направлениями в работе и принципами по-строения окружающей среды, а также в соответствии с реализуемой программой учреждения, пространство логопедического кабинета условно разделено на блоки:
• диагностический блок;
• организационный блок;
• коррекционно - развивающий блок;
• информационный блок;
• научно - методический блок.
1. Диагностический блок
Диагностический блок содержит материалы для логопедического обследования.
№ Наименование
1 Альбом обследования звукопроизношения
2 Альбом обследования лексико-грамматического строя речи
3 Володина В. С. Альбом по развитию речи. - М. : ЗАО «Росмен-Пресс», 2008
4 Новиковская О. А. Альбом. Как научить быстро говорить от 1 года до 4 лет. - М. : Астрель; СПб. : Сова, 2012
5 Ткаченко Т. А. Альбом индивидуального обследования дошкольника. - М. : «Изд-во ГНОМ», 1999
2. Организационно - планирующий блок
Организационно - планирующий блок содержит перечень логопедической документации.
№ Наименование
1 Рабочая программа
2 Годовой план работы учителя-логопеда
3 Календарно-тематическое планирование
4 План работы учителя-логопеда с детьми –логопатами
5 План работы учителя-логопеда с педагогами
6 План работы учителя-логопеда с родителями
7 Журнал учета посещаемости логопедических занятий
8 Диагностические карты
9 Речевые карты
10 Журнал учета обращений в консультационный пункт
11 Журнал «Повышение деловой квалификации»
12 Журнал отчетов логопедической работы
13 Тетради взаимодействия логопеда-родителей-воспитателя
14 Портфолио учителя-логопеда
15 Список детей, нуждающихся в логопедической помощи
3. Коррекционно - развивающий блок
Коррекционно - развивающий блок условно разделён на центры, в каждом из которых подо-бран иллюстративный материал, игры и пособия, стимулирующие речевое развитие.
[b]Центр развития артикуляционной моторики и речевого дыхания[/b]
Центр содержит наборы предметных картинок и игр для развития и сопровождения артику-ляционной и мимической гимнастики. Включает в себя дыхательные тренажёры, вертушки, сул-танчики, музыкальные инструменты, картотеку дыхательных упражнений и т. д.
№ Наименование
1 Заяц с подвижным языком для проведения артикуляционной гимнастики
2 Картинки-символы для проведения артикуляционной гимнастики
3 Картотека стихов для проведения артикуляционной гимнастики
4 Игры на развития целенаправленной воздушной струи «Загони мяч в ворота», «По-моги бабочке сесть на цветок», «Помоги колобку убежать от лисы», «Помоги птичке за-лететь в гнездо»
5 Пособия для развития дыхания: султанчики, трубочки, дудочки, мыльные пузыри, вертушки, снежинки, листочки, шарики и т. д.
6 Игра «Прожорливые фрукты»
7 Картотека игр на развитие речевого дыхания
Центр развития фонематического слуха
Включает пособия для различения неречевых звуков: музыкальные и звучащие игрушки. Материал для различения речевых звуков.
№ Наименование
1 Музыкальные инструменты
2 Игрушки для различения неречевых звуков: молоточек, деревянные ложки, барабан, погремушки, щтки, бубен, музыкальная матршка, звучащие игрушки, щтки
3 Картотека игр на развитие фонематического слуха
[i]Центр развития мелкой моторики[/b]
Включает в себя разнообразные конструкторы, шнуровки, мелкие игрушки, игры с пугови-цами, сенсорный коврик.
№ Наименование
1 Игрушки-«веселушки»
2 Тренажёры для массажа пальцев и ладоней рук «Шарики су - джок»
3 Сухой бассейн с фасолью
4 Сухой бассейн с пластмассовыми крышками
5 Шнуровка
6 Пазлы, разрезные картинки
7 Игра с прищепками
8 Пуговицы разной величины, фишки, счётные палочки и набор картинок «Сложи как на картинке»
9 Мячи для развития силы пальцев и кистей рук
10 Подборка игр для развития мелкой моторики с использованием нестандартного обо-рудования
11 Волшебный мешочек с мелкими игрушками
12 Поднос с манкой для рисования пальцами
13 Игры – моталки
14 Трафареты, обводки, раскраски, штриховки, карандаши
15 Игра «Живая проволка»
16 Картотека игр на развитие мелкой моторики
Центр развития психологических процессов
Подобраны игры и пособия для развития высших психических функций: памяти, внимания, мышления, интеллектуальных способностей.
№ Наименование
1 Игра «Четвертый лишний»
2 Игра «Скажи наоборот»
3 Игра «Что перепутал художник»
4 Игра «Скажи одним словом»
5 Игра «Найди отличия»
6 Игра «Чья тень»
7 Игра «Путаница»
[b]Центр коррекции нарушений звукопроизносительной стороны речи[/b]
Подобрана литература, картинный материал, картотеки на автоматизацию и дифференциа-цию звуков в словах, слогах, текстах.
№ Наименование
1 Логопедические зонды
2 Предметные картинки на автоматизацию и дифференциацию звуков
3 Картинки-символы на автоматизацию звуков
4 Игра «Запутанные Картинки»
5 Игра «Найди картинку на звук»
6 Игра «Наряди елку»
7 Игра «Веселый поезд»
8 Игра «Собираем урожай»
9 Игра «Поймай рыбку»
10 Игра «Собери ромашку»
11 Игра «Бусы для мамы»
16 Картотека стихов на автоматизацию и дифференциацию звуков
17 Рабочие тетради по автоматизации звуков:
- Домашняя тетрадь для логопедических занятий с детьми звуки Ч,Щ
- Домашняя тетрадь для логопедических занятий с детьми звуки Р,РЬ
- Домашняя тетрадь для логопедических занятий с детьми звуки С,СЬ,З
- Домашняя тетрадь для логопедических занятий с детьми звуки Ж,Ш
- Домашняя тетрадь для логопедических занятий с детьми звуки Л
- Домашняя тетрадь для логопедических занятий с детьми звуки ЛЬ
Н. В. Новоторцева:
- Рабочая тетрадь по развитию речи на звуки (Ш, Ж)
- Рабочая тетрадь по развитию речи на звуки (Л,ЛЬ)
- Рабочая тетрадь по развитию речи на звуки (З,ЗЬ,Ц)
- Рабочая тетрадь по развитию речи на звуки (Ч,Щ)
- Рабочая тетрадь по развитию речи на звуки (К, КЬ)
[b]Центр формирования лексико-грамматической стороны речи, развития связной речи[/b]
В центре формирования лексической стороны речи подобраны предметные картинки на разные лексические темы; картинки для формирования и расширения определений, предметного и глагольного словаря и т. д. Подобраны пособия и игры на словоизменение и словообразование, на предложные конструкции, пособия для формирования фразы.
№ Наименование
1 Предметные картинки по лексическим темам.
2 Игра «Веселый повар»
3 Предметные картинки для составления рассказов
4 Серии сюжетных картин для составления рассказов
5 Схемы для составления рассказов
6 Истории в картинках
7 Е. Бортникова. Тетрадь. Развиваем связную речь
8 Лото «Расскажи сказку»
9 Лото «Предлоги»
10 Теремкова Н. Э. Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР. - М. : «Изд-во ГНОМ», 2010
[b]Центр подготовки к обучению грамоте[/b]
Включает игры и пособия, формирующие у детей умение строить собственное высказыва-ние, наборы предметных и сюжетных картинок для составления разных видов рассказов, наборы текстов для пересказов.
№ Наименование
1 Предметные картинки на каждый звук
2 Звукоград
3 Касса букв
4 Мягкие вставыши «Буквы»
5 Фишки – символы согласных, гласных звуков
6 Схемы предложений
7 Картинки с буквами
8 Игра «Найди правильно написанные буквы»
9 Игра «Чудо-дом
10 Магнитные буквы
11 Игра «Поезд»
4. Информационный блок
Данный блок содержит консультации для родителей, памятки.
№ Наименование
1 Папка с консультациями для родителей и педагогов
2 Папки-передвижки
3 Памятка «Развиваем речь малыша дома»
4 Буклеты
5 Н. В. Нищева. Картотека домашних заданий
6 Информационно-познавательный проект. Логопедический калейдоскоп
5. Научно - методический блок
Собрана методическая литература и программно - методическое обеспечение НОД.
№ Наименование
Программы
1 "Примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в ло-гопедической группе детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет"
Примерная основная образовательная программа МКДОУ «Центр развития ребенка- детский сад №1»
Пособия
2 Поваляева М. А. Справочник логопеда. - Ростов на Дону: Феникс, 2007.
3 Филичева Т. Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. -М. : Айрас-пресс,2007
4 М. Ф. Фомичева. Воспитание у детей правильного произношения. -М. : Издательство «Просвещение», 1966
5 Рыбина А. Ф. Коррекция звукопроизношения у детей. - Волгоград: Учитель,2003
6 Л. П. Успенская, М. Б. Успенский. Сборник речевого материала для исправления про-изношения звуков у дошкольников. -М. :Учпедгиз,1962
7 Гаврилова С. Е. Большая книга тестов. Для детей 5-6 лет. -М. : Росмэн-Пресс,2013
8 Карпова С. И., Мамаева В. В. Развитие речи и познавательных способностей дошколь-ников 6-7 лет. - СПб. : Речь,2007
9 Логопедия: методические традиции и новаторство/Под ред. С. Н. Шаховской. - М. : Из-дательство Московского психолого-социального института,2003
10 И. Васильева. Уроки логопеда. Учим буквы. -М. :ООО «Стрекоза»,2010
11 И. Васильева. Уроки логопеда. Пальчиковые игры. -М. :ООО «Стрекоза»,2010
12 Галкина Г. Г. Звуки, буквы я учу!Альбом упражнений №1 по обучению грамоте до-школьников. -М. : «Издательство Гном и Д», 2006
13 Галкина Г. Г. Звуки, буквы я учу!Альбом упражнений №2 по обучению грамоте до-школьников. -М. : «Издательство Гном и Д», 2006
14 Смирнова Л. Н. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 6-7 лет с ОНР. - М. : Мо-заика-Синез,2006
15 Индивидуальные логопедические занятия. Старший дошкольный возраст/авт. сост. О. В. Тырышкина. - Волгоград: Учитель, 2013
16 Борисова Е. А. Индивидуальные логопедические занятия с дошкольниками. - М. : ТЦ Сфера, 2009
17 Лиманская О. Н. Конспекты логопедических занятий. Второй год обучения. - М. : ТЦ Сфера, 2009
18 Развитие речи и творчества дошкольников. Игры, упражнения, конспекты заня-тий/Под ред. О. С. Ушаковой. -М. : ТЦ Сфера, 2014