Коковина Наталья Анатольевна
Коррекционно-развивающая среда логопедического кабинета в условиях реализации ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
Коррекционно – развивающая речевая среда играет очень большую роль в речевом и психическом развитии детей с различными речевыми нарушениями. Каждый специалист, работающий с такими детьми, знает ее неоценимое значение. Это часть целостной формы педагогической деятельности, которая включает в себя систему взаимосвязанных задач, содержание и формы ее организации, а также предполагаемые результаты. Основное назначение логопедического кабинета – создание рациональных условий для коррекционного обучения дошкольников с речевыми дефектами. Это предполагает, во-первых, предметную среду с корригирующим, развивающим и оздоравливающими компонентами; во-вторых, научно-методическое (технологическое) сопровождение образовательного процесса; в-третьих, наличие логопедической документации и, в-четвёртых, информативный блок для педагогов и родителей.
Публикация «Коррекционно-развивающая среда логопедического кабинета в условиях реализации ФГОС» размещена в разделах
- Логопедические кабинеты. Образовательная среда
- Оформление детских садов
- Оформление кабинетов в ДОУ
- Работа логопеда. Логопедия
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
Логопедический кабинет должен представлять собой хорошо освещенное помещение. На одной из стен кабинета крепится большое зеркало с лампой дополнительного освещения. Пол логопедического кабинета обязательно должен быть покрыт ковром или ковровым покрытием, т. к. первые дыхательные упражнения рекомендуется проводить в положении лежа. Кроме того, на ковре можно проводить большую часть подгрупповых занятий, уложив детей на животики или посадив их по-турецки. Для занятий с подгруппой детей логопедический кабинет должен быть оборудован парой детских столиков и несколькими детскими стульчиками.
Игры, игрушки, пособия размещаются в шкафах или на стеллажах. Материал обновляется по мере изучения каждой новой лексической темы. Размещение на стенах кабинета или на дверцах шкафов магнитной доски, наборного полотна, на которых дети могут рисовать, складывать разрезные картинки или плоские сборные игрушки.
На закрытых полках в шкафах в специальных папках или коробках хранится сменный материал по всем изучаемым лексическим темам.
Логопедический кабинет условно разделен на центры :
1. Зона диагностики и коррекционной работы. Стимулирует психическую активность детей. Здесь расположены столы для диагностики и индивидуальной коррекции детей. Зона коррекции звукопроизношения; оборудована настенными зеркалами, методическими пособиями необходимыми при автоматизации и дифференциации поставленных звуков.
2. Зона игровой терапии.
- игры и задания для развития фонематического слуха, для изучения лексико-грамматических тем, для развития связной речи, мелкой моторики рук (игры с нитками, шнурками, пальчиковые игры с предметами и без предметов, с использованием атрибутики) и др.
- современные полифункциональные пособия
3. Рабочее место учителя-логопеда.
- информативная зона для родителей (на двери кабинета или отдельном стенде логопед размещает график и расписание работы, список детей по подгруппам, советы и методические рекомендации родителям).
В кабинете логопед рекомендуется создать особую сенсорную зону, содержащую:
- игрушки и пособия для совершенствования чувственного опыта детей, формирования перцептивной деятельности;
- развития слухового и зрительного внимания и восприятия;
- наглядно-действенного и наглядно-образного мышления;
- формирования представлений о цвете и форме предметов;
Предметно-пространственная среда логопедического кабинета должна соответствовать ФГОС («Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» утв. приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155, Регистрационный № 30384 от 14 ноября 2013г. Министерства юстиции РФ).
1. Обеспечивать максимальную реализацию образовательного потенциала пространства кабинета в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, с учётом особенностей и коррекции недостатков их развития.
2. Обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и логопеда.
3. Обеспечивать реализацию программы коррекционного обучения; учитывать возрастные особенности детей.
4. Содержательно-насыщенная, трансформируемая, полифункциональная, вариативная, доступная и безопасная:
- Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы.
- образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими, соответствующими материалами;
- двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики;
- эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
-возможность самовыражения детей;
- Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей;
- Полифункциональность материалов предполагает:
- возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т. д. ;
- наличие полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов;
(см. презентацию, где представлены современные полифункциональные пособия
логопедического кабинета)
- Вариативность среды предполагает :
- наличие различных пространств (для игры, конструирования, и пр., а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;
- периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей;
- при этом следует помнить, что, организуя места для свободной деятельности детей, необходимо учитывать особенности их развития и не перегружать уголки оборудованием;
- Доступность среды предполагает :
- свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;
- полки на уровне роста детей должны быть открытыми, с тем, чтобы на них размещался сменный материал по разным разделам работы для свободной деятельности детей.
- Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования.
При организации коррекционно-развивающей речевой среды в логопедическом кабинете нужно стремиться создавать все условия для сознательно регулируемой деятельности детей, которая бы несла в себе направленность коррекционного воздействия на речевое и психическое развитие, предусматривая их взаимодействие. Для выполнения доступных по сложности и объему заданий детям предлагается достаточно большое и разнообразное количество наглядного материала, который служит «строительным материалом» для их умственного роста. Умело организованная коррекционно-развивающая среда позволяет вывести детей на качественно новые уровни владения речевыми умениями, а также поставить перед ними более сложные задачи в умственном и психическом развитии.
Практическая значимость такой совместной работы состоит в том, что при индивидуально – личностном подходе к каждому ребенку повышается эффективность коррекционного воздействия, что способствует улучшению качества и прочности результатов работы.
Среда помогает в преодолении общего недоразвития речи, способствует развитию пространственных представлений и зрительно-предметного гнозиса, развивает познавательный интерес, повышает речевую активность, способствует обучению детей элементам грамоты; развитию лексико-грамматического строя и связной речи, психических функций.
Использованная и рекомендуемая литература:
1. Баряева Л. Б. Загребаева Е. В. Игры-занятия с тактильным панно «Ежик» - С-Пб. : НОУ «Союз», 2006.
2. Бычкова М. М. Карташова И. М. Создание комфортной внутришкольной среды для детей с нарушениями речи. // Логопед. 2008. №3
3. Мецлер Т. В. Многофункциональные пособия-тренажеры // Логопед. 2008. №4
4. Перова М. Н. Дидактические игры и упражнения по математике. – М. : Просвещение. 1996.
5. Поваляева М. Н. Справочник логопеда. – Ростов-наДону, Феникс. 2007
6. Романова Н. С. Пособия по развитию речи // Логопед. 2008.№2
7. Шигина Г. Ф. Попкова Е. Ю. Коррекционно-развивающая среда логопедической группы//
Логопед. 2008.№5
8. Языканова Е. В. Учись учиться. Развивающие занятия для младших школьников. – М. : Чистые пруды, 2006.