Елена Жаркова
Обобщение опыта «Использование в работе интерактивной доски и программного обеспечения SmartNotebook»
▼ Скачать + Заказать документы
Прежде чем раскрыть данную тему, я хочу познакомить вас со стандартом ВОРЛДСКИЛЛС.
WorldSkills – это международное некоммерческое Движение, целью которого является повышение престижа рабочих профессий и развитие профессионального образования путем гармонизации лучших практик профессиональных стандартов во всем мире посредством организации и проведения конкурсов по профессиональному мастерству, как в каждой из стран-участников Движения WSI, так в мире в целом. На сегодняшний день это известное во всем мире и крупнейшее соревнование, в котором принимают участие как молодые квалифицированные рабочие, студенты университетов и колледжей в качестве участников в возрасте до 22 лет, так и известные профессиональны, специалисты. Официальным представителем Российской Федерации в WorldSkillsInternational и оператором конкурсов по профессиональному мастерству по стандартам WorldSkills на территории нашей страны является Союз «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)».
Публикация «Обобщение опыта „Использование в работе интерактивной доски и программного обеспечения SmartNotebook“» размещена в разделах
Сегодня мы поговорим о том, какие возможности предоставляет нам Стандарт ВОРЛДСКИЛЛС «ДОШКОЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ». Компетенция «Дошкольное воспитание» впервые была представлена в качестве презентационной на финале II Национального чемпионата «WorldSkillsRussia» в 2014 году в Казани. В 2015 году компетенция «Дошкольное воспитание» была переведена из категории презентационных в категорию основные компетенции блока RU «Сфера услуг».
Современный этап развития дошкольного образования характеризуется быстрым темпом внедрения инновационных технологий в практику работы дошкольных образовательных организаций. Вводимые в практику федеральные государственные образовательные стандарты ДОО предъявляют определенные требования к структуре общеобразовательной программы и выделенным в ней четырем образовательным областям: коммуникативно-личностной, познавательно-речевой, художественно-эстетической и области физического развития, а также, к построению на их основе конструктивного взаимодействия взрослого и ребенка. Поэтому совершенствуются требования, предъявляемые и к профессиональным качествам воспитателя. Воспитатель детей дошкольного возраста создает условия для сохранения и укрепления здоровья детей; планирует и проводит мероприятия, направленные на речевое, познавательное и интеллектуальное развитие ребенка; соблюдает требования к охране труда и, технике безопасности в процессе работы с детьми.
На сегодняшний день в нашем городе в Педагогическом колледже можно пройти курсы повышения квалификации по технологии организации образовательного процесса в дошкольной образовательной организации с учетом стандарта Ворлдскиллс по компетенции «Дошкольное воспитание», которые я прошла в 2021 году.
Полученные умения и навыки я использую в своих занятиях, особенно по развитию речи, что вызывает большой интерес у детей. Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна и мы, как педагоги лицом к лицу с этой проблемой сталкиваемся каждый день. К сожалению, процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается не просто стабильно высоким, он продолжает расти. Таблица 1
Статистика речевых нарушений у дошкольников по России содержит сравнение периодов 80-х гг. с периодом с 2004 года по 2014 год. Если в 80-х гг. нуждались в помощи лишь 25% детей, то согласно данным Минздрава за период с 2004 года по 2014 год было выявлено увеличение частоты случаев отклонения в речевом развитии у детей в среднем на 44%., с 2015 года по 2021 год достигнут рост 83%.
Что касается причин роста числа нарушений развития речи у детей, то специалисты отмечают, что объясняется это не столько медицинскими факторами, сколько изменившимися социально-культурными условиями, в которых сегодня растут дети.
И главной причиной отставания в речевом развитии является недостаточное общение ребенка со своими родителями и взрослыми. В последнее время многие родители ввиду своей занятости и усталости не имеют времени и желания общаться со своими детьми. В некоторых семьях, как только ребёнок научился сидеть, его сажают перед экраном. Домашний экран (телевизора, планшета, телефона) совершенно вытеснил бабушкины сказки, мамины колыбельные песенки, да и просто разговоры о том, как прошел день. Экран сегодня становится главным «воспитателем» ребёнка.
Поэтому, чтобы активизировать речевые навыки детей, я использую на занятиях средства ИКТ, которыми дети, как мы наблюдаем, умело пользуются, В процессе игры ребенок раскрывается, и речь его становится активной.
В современном детском саду воспитатель должен владеть ИКТ - компетенциями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста.
Поэтому применение цифровых технологий в дошкольном образовании с учетом стандарта Worldskills по компетенции «Дошкольное воспитание» становится необходимым в работе воспитателя.
Специалист должен знать и понимать:
• компьютерные средства обучения (интерактивная доска, интерактивный стол);
• возможности программ MicrosoftOffice; SMARTnotebook; SMARTtable.
А также специалист должен уметь:
• применять компьютерные средства обучения (интерактивная доска, интерактивный стол);
• создавать документы при помощи программ MicrosoftOffice;
работать на программах SMARTnotebook и SMARTtable
В своей работе я создаю обучающие игры в программе SMARTnotebook и SMARTtable.
Программное обеспечение Notebook - уникальный продукт компании SMART, который позволяет, обладая специальными навыками, создавать яркие, динамичные, наглядные, информационно-емкие уроки и презентации, используя рисунки, видео, галереи объектов и текстов, а так же различные ресурсы в т. ч. и интернет. Программа универсальна и подходит для любой интерактивной доски. Программное обеспечение SMART Notebook позволяет : сохранять надписи, сделанные на доске; импортировать изображения, текст в файл Notebook; экспортировать файлы Notebook в форматы pdf, html, графические форматы; создавать дидактическое и методическое обеспечение к занятию. Благодаря наглядности и интерактивности, ребята охотнее вовлекаются в активную работу. У дошкольников повышается концентрация внимания, улучшается понимание и запоминание материала, обостряется восприятие.
Для ребенка применение интерактивных информационных технологий при обучении помогает самоутвердиться, самореализоваться, побуждает к исследованию, развивает деятельностные навыки, снимает страх отвечать у доски и повышает мотивацию.
Использование интерактивной доски в образовательной деятельности показало ряд преимуществ воспитания и обучения:
- представление информации на большом экране и возможность самим оперировать с изображенными предметами и объектами вызывает у детей огромный интерес к деятельности;
- возможность представления фрагментов реальной действительности (видеоматериал);
- возможность демонстрации детям движущихся, изменяющихся объектов, увеличивать размер изображения (например, книжных иллюстраций) в целях их комфортного восприятия всеми детьми группы;
- одновременное воспроизведение объектов, представленных различными способами (звук-изображение-движение);
- возможность проведения с объектами множества пробующих поисковых действий, сравнения нескольких вариантов преобразования одного и того же объекта;
- организация благоприятной для развития предметной среды.
- удобство хранения, многократного применения используемого материала.
Учёными установлено, что около 80 процентов информации человек воспринимает через органы зрения, около 15 через слух и оставшиеся 5 процентов через осязание, обоняние и вкус. Когда речь идет не только о восприятии, но и о запоминании информации, то повышается роль моторной памяти, т. е. памяти движения. Это значит, что лучше всего человек запомнит материал, который увидит, услышит и "потрогает", т. е. сам что-то воспроизведет (запишет, нарисует и т. п., применит на практике.
Кроме того, развитие моторики способствует активизации речевых центров, что необходимо для развития речи и успешного обучения ребенка.
Поэтому важно во время занятия постоянно предоставлять дошкольникам возможность самим проделывать некоторые действия, относящиеся к излагаемому материалу.
Работая с детьми старшего возраста с помощью интерактивной доски и СМАРТобеспечения, проводя мониторинги на начало и конец года, очень заметна динамика развития речи у детей. Результаты диагностики показали, что индивидуальные достижения детей соответствуют возрастным нормам.
Уровень сформированности планируемых результатов освоения образовательной программы по всем направлениям развития (образовательным областям) находится в положительной динамике и определяется в соответствии с возрастным контингентом воспитанников.
Очевиден положительный результат проделанной работы по развитию речи, который представлен в таблице 2.
Таблица 2
Результаты работы по развитию речи детей
Развитие словаря Звуковая культура речи Грамматический строй речи Связная речь Осознание явлений языка и речи Интерес к художественному слову
Сентябрь (2021год) 86% 81% 85% 80% 84% 90%
Май (2022год) 92% 90% 94% 89% 93% 97%
Описанные выше результаты работы в течение 2021-2022 гг. подтверждают это. Удалось обеспечить повышение качества образования через активное внедрение информационных технологий в воспитательно–образовательный процесс.
В заключении я предоставлю вашему вниманию несколько авторских интерактивных игр и видеоурок по созданию игры в надстройке SMART Notebook «Конструктор занятий», а также фрагменты занятий, в которых я использовала интерактивные игры.