Валентина Исаева
Обобщающий урок-праздник в 1 классе «Прощание с Азбукой»
▼ Скачать + Заказать документы
МБОУ – школа № 52
(обобщающий урок - праздник).
Учитель начальных классов :
Исаева В. В.
г. Орел
2020 г.
Цели:
• в игровой форме повторить и закрепить знания по курсу обучение грамоте;
• развивать мышление, речь;
• повышать интерес к книге и чтению;
• воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.
Темочки:
- Начальная школа. 1 класс
- Начальная школа. 1-4 классы
- Прощание с букварем и азбукой. Сценарии для 1 класса
- Сценарии праздников и мероприятий в начальной школе
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Ход урока:
Учитель. Дорогие ребята! Сегодня мы с вами проведем последний, не совсем обычный урок обучения грамоте.
Мы закончили первую учебную книгу и посвящаем ей праздник «Прощание с Азбукой».
Вы в школе полгода уже отучились,
Вы много успели и много узнали.
Писать и читать вы уже научились
И первые книги свои прочитали.
А верным помощником в этом вам стала
Первая главная книжка.
И первые буквы она показала
Девчонкам своим и мальчишкам.
Вы прочитаете хороших книг немало,
Пускай года пройдут и много-много дней,
Вам Азбука хорошим другом стала,
Мы этот праздник посвящаем ей.
(Выходят 5 первоклассников.)
1) Как сегодня радуются дети –
Стало больше грамотных на свете!
Скажем Азбуке мы «до свиданья»
И рукой помашем на прощанье.
2) Вдоль картинок мы шагали,
По ступенькам-строчкам шли.
Ах, как много мы узнали!
Ах, как много мы прочли!
3) Трудно было нам с тобой в начале,
Мы полгода буквы изучали!
Но теперь нам совершенно ясно,
Что старанья были не напрасны!
4) Был наш путь не очень долгим,
Незаметно дни бегут.
И теперь на книжной полке
Нас другие книжки ждут.
5) До свиданья, до свиданья,
Книга первая моя.
Приходи к нам на прощанье,
Ждут тебя твои друзья.
(Первоклассники садятся на свои места.)
Учитель. Кого же не хватает на нашем празднике?
(Дети отвечают.)
Давайте дружно позовем Азбуку!
(Дети зовут Азбуку. Входит Азбука.)
Учитель. Здравствуй, Азбука! Мы рады видеть тебя на нашем празднике.
Азбука. Здравствуйте, ребята! Вы меня звали?
Я – Азбука, учу читать,
Меня никак нельзя не знать.
Меня изучишь хорошо
И сможешь ты тогда
Любую книжку прочитать
Без всякого труда.
Ребята! Кто-нибудь из вас знает, откуда взялось мое имя – «Азбука»?
(Дети отвечают.)
Алфавит наших предков открывала буква «А», но называлась она тогда иначе – «аз». Вторая буква, так похожая на современную «Б», называлась «буки». «Аз» и «буки» - вот и получилось «Азбука»!
А знаете ли вы, что первая Азбука была напечатана на Руси в 1574 году. И в этом году мне исполняется … лет.
Пришла я к вам сегодня не случайно. Я приглашаю вас в увлекательное путешествие по моему волшебному городу. Но чтобы отправиться в путь, вы должны стать буквами.
(Дети в шапочках с изображением букв и с рисунками в руках по очереди выходят и представляются.)
1) А – начало алфавита,
Тем она и знаменита.
А узнать ее легко:
Ноги ставит широко.
2) Буква Б проснется рано.
Буква Б – бочонок с краном.
Умывайся! Будь здоров,
Богатырь Борис Бобров!
3) Словно букву В Алена
Держит трубку телефона.
4) Г – крючок обыкновенный,
Он в труде помощник верный.
И в косу, и в кочергу
Превратить я Г могу.
5) Вот стоит, дымок пуская,
Буква Д – труба печная.
6) Е на грядке пригодилась –
Вместо грабель потрудилась.
7) Буква Е передохнула,
Как тотчас же на нее
Пара птенчиков вспорхнула –
Получилась буква Ё.
8) Стала снежинка буквою Ж,
Солнце ее не растопит уже!
9) З не просто завитушка,
З – пружинка, крендель, стружка.
10) На калитку посмотри:
Чем она не буква И?
Между двух прямых досок
Одна легла наискосок.
11) И надела поясок
На себя наискосок
Ты ей шапку подари –
Станет краткой
Буква И.
12) Сигнальщик держит два флажка.
С флажками он – как буква К.
13) Алфавит продолжит наш
Буква Л – лесной шалаш.
14) Взявшись за руки, мы встали
И на М похожи стали.
15) На букве Н я, как на лесенке,
Сижу и распеваю песенки!
16) В старом дереве дупло
Ну совсем как буква О.
17) На хоккее, на футболе
Буква П – ворота в поле.
18) Буква Р – на мачте парус,
Вдаль плывет, небес касаясь.
19) Полумесяц в небе темном
Буквой С повис над домом.
20) Молоток стучит: «Тук-тук!
Букве Т я старый друг».
21) У – сучок. В любом лесу
Ты увидишь букву У.
22) Всем известно без подсказки:
Буква Ф – как ключ из сказки.
Никогда его у нас
Не отнимет Карабас.
23) Х – забавная игрушка,
Деревянная вертушка.
Деревянная вертушка –
Ветру вольному подружка.
24) Стул чинил сегодня мастер.
Клеил он его и красил.
Мастер стул перевернул –
Стал на Ц похожим стул.
25) Первой букве в слове «чтенье» -
Букве Ч – мое почтенье!
26) Посмотри на букву Ш –
Буква очень хороша,
Потому что из нее
Можно сделать Е и Ё.
27) Буква Щ поможет нам
Чистить зубы по утрам.
28) Из ведра не просто так
Нам воды напиться:
Нужен ковшик – Ъ
Чтобы не облиться.
29) Вот топор. Полено рядом.
Получилось то, что надо:
Получилась буква Ы –
Все мы знать ее должны.
30) Буква Р перевернулась –
Мягким знаком обернулась.
31) Над лугами в синеве
Пролетает буква Э.
Это ласточка весной
Возвращается домой.
32) На арене укротитель –
Грозных тигров повелитель.
Он, как буква Ю, с кольцом
К тиграм смело стал лицом.
33) Я сказала про себя:
«Хоккеист известный я».
Шайба прямо в цель летит –
Гол! Закончен алфавит.
Ученик. Тридцать три родных сестрицы,
Писаных красавицы,
На одной живут странице,
И повсюду славятся!
Познакомьтесь с ними дети, -
Вот они стоят рядком.
Очень плохо жить на свете
Тем, кто с ними не знаком.
Ученица. Ты эти буквы заучи.
Их три десятка с лишком,
А для тебя они – ключи
Ко всем хорошим книжкам.
В дорогу взять не позабудь
Ключей волшебных связку.
В любой рассказ найдешь ты путь,
Войдешь в любую сказку.
Прочтешь ты книги о зверях,
Растеньях и машинах.
Ты побываешь на морях
И на седых вершинах.
Тебе чудесные края
Откроет путь от «А» до «Я».
Азбука. Итак, в путь.
Отгадайте загадки.
Чудесные! Прекрасные!
Гласные! Согласные!
Звонкие! Глухие!
Разные такие.
Без них нельзя постичь науки.
Вы догадались, это … ?
(звуки.)
Черные птички
На каждой страничке
Стоят, ожидают,
Когда их разгадают.
(Буквы.)
Закончите предложения.
Звуки мы произносим и … (слышим).
Буквы мы пишем и … (видим).
Мы находимся на улице Звуков и Букв.
Вспомните, на какие две группы делятся звуки?
(Дети отвечают.)
Перечислите все гласные звуки. Их должно быть шесть.
(Дети отвечают.)
Какими бывают гласные звуки?
(Дети отвечают.)
Какими бывают согласные звуки?
(Дети отвечают.)
По глухости – звонкости согласные звуки дружат парами. Назовите эти пары.
(Дети отвечают.)
Назовите непарные глухие согласные звуки.
(Дети отвечают.)
Назовите непарные звонкие согласные звуки.
(Дети отвечают.)
Учитель. Ребята, давайте расскажем Азбуке стихи про звуки.
1) Ежедневно по утрам
Заниматься надо нам.
Мы с доски не сводим глаз,
А учитель учит нас.
2) Ель, топор, лопата, руки –
В каждом слове ищем звуки.
Звуки эти разные:
Гласные, согласные.
3) Гласные тянуться в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать,
В темном лесу звать и аукать
И в колыбели ребенка баюкать.
4) А согласные согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.
5) С-с-с…змеиный слышен свист,
Ш-ш-ш…шуршит опавший лист,
Ж-ж-ж…шмели в саду жужжат,
Р-р-р…моторы тарахтят.
Азбука. Сколько букв в русском алфавите?
(Дети отвечают.)
Какие буквы могут обозначать два звука?
(Дети отвечают.)
Перечислите буквы, которые обозначают всегда твердые согласные звуки.
(Дети отвечают.)
Перечислите буквы, которые обозначают всегда мягкие согласные звуки.
(Дети отвечают.)
Какие еще буквы, кроме букв гласных и букв согласных, существуют в алфавите? Что вы о них знаете?
(Дети отвечают.)
Наше путешествие продолжается. Мы находимся в Переулке Слов. Вам нужно из слогов составить слова и прочитать то, что получится.
( Дети составляют слова из слогов:
1) та, ро, чу, ща, све, кри, щу, ча;
2) кру, чу, щу, ча, ка, ту, ча, ща.
Затем читают то, что у них получилось.)
На какие правила эти слова?
(Дети отвечают.)
Какое еще правило вы знаете?
(Дети отвечают.)
Сейчас мы находимся на Площади Предложений. Вам нужно собрать и прочитать пословицы, подобрав к началу соответствующий конец.
(Дети собирают и читают пословицы.
Возьми книгу в руки – не будет скуки.
Кто много читает, тот много знает.
Мало уметь читать, надо уметь думать.
Красна птица опереньем, а человек уменьем.
Век живи – век учись.)
Молодцы, ребята, мне понравилось, как вы работаете. У вас осталось последнее задание.
За моим городом протекает река Речь, вам нужно ее перейти. А переправиться через реку вам помогут шарики, на которых напечатаны тексты. Прочитав их, вы окажетесь на том берегу.
(Дети читают тексты.
1) Спала кошка на крыше. Села возле кошки птичка. Не сиди близко, птичка, кошки хитры.
2) Жили куры и гуси у дома, и жила лиса у рощи. У лисы были ноги вялые, и зубы были тупые. Куры и гуси были рады.
3) Пришла Настя после школы. Одна мама была дома. Настя села у стола, взяла книжку, прочитала сказку. Мама была очень рада.
4) У рощи была ива. Не руби эту иву. Эта ива наша.
5) Помню, я была мала, тётка дала мне тряпку, иглу и нитку. И я сшила себе сумку. Сумка была плоха, но я была горда, что сама сшила эту штуку.)
Молодцы! Вы справились со всеми заданиями. И я хочу вручить вам грамоты за знание Азбуки.
(Азбука вручает первоклассникам грамоты.)
Учитель. А сейчас слово для поздравления предоставляется завучу школы …
Завуч. Дорогие первоклассники! В народе говорят: «Азбука – ступенька к мудрости». Вы одолели свою первую, очень трудную ступеньку. Я от всей души поздравляю вас и желаю вам дальнейших успехов. Впереди вас ждут новые ступеньки на пути к мудрости.
Ученик. Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать,
Не надо бабушку трясти:
«Прочти, пожалуйста! Прочти!»
Не надо умолять сестрицу:
«Ну, прочитай еще страницу!»
Не надо звать, не надо ждать.
А можно взять и прочитать!
Азбука. Я рада, что теперь вы умеете читать. Но научила я вас еще не всему. Я привела к вам на праздник гостью.
(Входит Литературное чтение.)
Литературное чтение. Здравствуйте, ребята! Я – Литературное чтение.
Освоив буквы, слоги,
Ты сможешь без подмоги
Войти в огромный мудрый круг,
Где книга – самый лучший друг.
На свете много книжек есть,
Ты сможешь все потом прочесть.
Хочешь плыть по океанам,
Опуститься в глубину,
Побывать во многих странах,
Прилуниться на Луну,
Быть отважным следопытом
В чащах вековых?
Все пути тебе открыты
На страницах книг.
Но, дорогая Азбука, здесь так много детей, я боюсь, не обидят ли они меня.
Азбука. Что ты, нет. Со мной первоклассники обращались очень бережно. Дети знают правила обращения с книгами и сейчас нам их расскажут.
1) Перед тем, как взять книгу, посмотри, чистые ли у тебя руки.
2) Чтобы учебник дольше служил тебе, оберни его.
3) Нельзя писать и рисовать на книге.
4) Не загибай уголков и страниц, пользуйся закладками.
5) Соблюдая эти правила, ты сохранишь свои учебники в образцовом состоянии.
Учитель. А сейчас мне очень приятно пригласить нашего библиотекаря - … Она раздаст вам книги, которые придут на смену Азбуке – учебники «Литературное чтение».
Библиотекарь. Дорогие первоклассники! Поздравляю вас с окончанием вашей первой книги!
Книги, как мудрые друзья, открывают нам удивительный и прекрасный мир, рассказывают о Земле и Космосе, о жизни детей у нас в стране и за рубежом, знакомят с замечательными людьми. Читая книги, вы становитесь умнее и добрее.
В книгах знанья и свет.
В книгах память веков,
В книгах мудрость людей –
Наших дедов, отцов.
Нам без книг, как без хлеба,
Даже дня не прожить,
Так давайте же будем
Всегда с книгой дружить!
(Библиотекарь раздает первоклассникам учебники.)
Литературное чтение. А я дарю вам закладки для новой книги.
(Дарит закладки.)
Учитель. На прощание, давайте исполним для Азбуки частушки.
Вместе. Мы сегодня вас собрали,
Но не для потехи.
Мы сегодня рапортуем
Про свои успехи.
1) Мы в нарядах нынче новых,
И у всех счастливый вид
Ведь сегодня наконец мы
Изучили алфавит!
2) Разбудите меня ночью,
В самой серединочке,
Расскажу вам алфавит
Без одной запиночки.
3) С Азбукой кто не в ладу,
С тем я дружбу не веду.
У меня характер крут –
Уважаю с детства труд!
4) Почему у малышей
Мокрые реснички?
Потому что в Азбуке
Кончились странички.
Вместе. Мы простимся с Азбукой,
И рукой помашем,
И спасибо десять раз
Дружно хором скажем!
Азбука. Вот пришла пора проститься
Я хочу вам пожелать:
Всегда старательно учиться,
И Азбуку не забывать!
Ученица. Вот настал момент прощанья,
Будет краткой наша речь.
Говорим мы:
Вместе. «До свиданья!
До счастливых новых встреч!»
(Первоклассники исполняют песню.)
Песня.
Праздник наш сегодня завершается
С Азбукой простились мы сейчас.
Наши мамы пусть не беспокоятся,
С радостью мы ходим в 1 класс.
Припев:
Солнышко ласково
В небе улыбается,
Детские песенки
Слышим там и тут.
Дружные, дружные
Девочки и мальчики
Радостно учатся,
Весело живут.